Лингвистическое путешествие.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Рудакова Лилия Вильевна

Материал может быть полезен в кружковой работе или внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskoe_puteshestvie.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическое путешествие в страну Фразеологию.

Актуальность данного мероприятия.

          В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни. Это многообразие используется как в разговорной речи, так и во всех остальных стилях: художественном, публицистическом и научном.

Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

Такой подход позволяет решить следующие задачи:

•        углубИть знания учащихся по русскому языку;

•        формировать коммуникативную  компетентность учащихся;

•         развивать познавательный интерес школьников, способствовать развитию их креативного потенциала;

•         повышать у школьников мотивацию к самообучению, личностную самооценку.

•        формировать умение работать в команде, достигать компромисса;

•         развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.

Центральное задание: организовать путешествие учащихся по стране  Фразеологии, целью которого является слет путешественников, на котором каждой из команд необходимо пройти станции и ответить на вопросы:

•        Изменилось ли мое представление о фразеологии?

•        Что интересного есть в истории фразеологизмов?

Цель путешествия: изучить природу фразеологизмов и учиться употреблять фразеологизмы в своей речи.

Содержание подготовительного этапа данного мероприятия.

       Для достижения цели уч-ся необходимы знания о фразеологических оборотах, изучение истории появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание мероприятия входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Рекомендовано найти фразеологизмы в русских народных сказок и произведениях русских классиков, обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова.

Основные виды деятельности:

- работа с лингвистическими  словарями;

- ответы на вопросы;

- групповая работа;

- решение творческих заданий;

- написание лингвистической сказки;

- иллюстрирование фразеологизмов. 

Последовательность выполнения проекта:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

 

Уточняют информацию. Обсуждают задание

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Планирование

 

Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

Участие в путешествии

Наблюдает. Советует

5. Оценка

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном самоанализе проекта

Наблюдает, направляет процесс

6. Защита проекта

Подготовка продукта деятельности. Обоснование процесса проектирования

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов (создание «Живой газеты»)

Участвуют в коллективном анализе

 

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы .

Учитель

Учащиеся

1-й этап – погружение в проект

Формулирует:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.           

 

Осуществляют:

•  личностное присвоение проблемы;

•  вживание в ситуацию;

•  принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

•  организовать группы;

•  распределить амплуа в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта.

Осуществляют:  

•  разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

•  консультирует учащихся по необходимости;

•  ненавязчиво контролирует;

•  дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

•  репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.      

Работают активно и самостоятельно:

•  каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

•  консультируются по необходимости;

•  «добывают» необходимые знания;

•  подготавливают презентацию результатов.

 

4-й этап – презентация

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.     

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата;

•  дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая ученика на оказание помощи партнеру по команде.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая уч-ся на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков и презентации.

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с товарищами по команде.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием полученных ранее знаний о фразеологизмах;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений.

     Результат работы: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. Продукт лингвистического путешествия – «Живая газета» с иллюстрациями фразеологизмов, создание грамматической сказки.

Мероприятие предполагает формирование УУД на разных этапах проведения мероприятия.

Этап, на котором обуч-ся знакомятся с историей возникновения фразеологизмов, формирует познавательные УУД.

Знакомство с фразеологическими словарями – этап формирования регулятивных УУД.

Задания, в которых об-ся работают в группах, обсуждая версии, формируют коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД. 

Возраст участников: 11-12 лет.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: карточки, компьютер, проектор, словари.

Перспектива: исследовательская работа «Использование фразеологизмов в русских народных сказках», «Употребление фразеологизмов в речи моей семьи», «Возникновение фразеологизмов в русской речи», «Есть ли у фразеологизмов национальность?»,

Структура и ход  мероприятия:

I.        Приветствие  учителя. Разминка.

– Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам надо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: Р, О, Я, Ф, А, Е,З, О, Л,Г, И.

(Ответ: фразеология).

- Что это слово обозначает? (Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, то есть фразеологизмы).

- На сегодняшнем мероприятии мы ещё раз убедимся в том, что фразеологизмы украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль.

 

Групповая работа.

 Вопросы.

 «Спустя рукава. Засучив рукава.» Что эти фразеологизмы означают и попробуйте предположить их происхождение. Время пошло.

Группы выдвигают версии, предварительно обсудив их.

- Чтобы узнать, чье предположение ближе к истине, узнаем мнение ученых. При чтении подумайте, чей ответ более правилен и запомните то новое, о чем раньше не знали.

Словарная работа:

«Спустя рукава. Засучив рукава.» – Почему рукава называют так – это понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях «спустя рукава», «засучив рукава». Зародились эти выражения в те далекие времена, когда русские носили одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см.

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил

это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

На доске:

 спорилось – двигалось, делалось дело.

Обсуждение гипотез групп, выявление верной.

Задание: составить два предложения с этими фразеологизмами, предварительно обсудив в группах, записать их в тетрадь.

«Курам на смех». Что это означает?

Каково происхождение этого выражения? Почему именно курам, а не другим птицам?

После обсуждения ответов и гипотез чтение по цепочке.

Словарная работа:

 незапамятных  - давних времен;

зеваки – бездельники.

«Курам на смех».

С незапамятных времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица – не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех», ( даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда).

Задание: составить вопрос, используя этот фразеологизм, и записать в тетрадях.

Проверка выполнения. Оценка работы групп.

 «Красная строка». Предположите, откуда это выражение. Почему употребляется слово красная, а не зеленая или синяя?

После предположений групп хоровое чтение, затем чтение продвинутым учеником, остальные следят.

Словарная работа:

сплошь – целиком;

красный (цвет) – красивый (устаревшее).

«Красная  строка». Книги на Руси начали печатать немногим более четырех  веков назад, а до этого их переписывали от  руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал  большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с

небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означала «красивый») и дала жизнь выражению «писать с красной строки». Обозначать цвет словом красный стали  позднее.

II. Основная часть.

- Итак, все ли готовы отправиться в путь? А помните ли вы правила поведения в транспорте? (ответы детей)

- Наш поезд приближается к первой станции. Посмотрим её название.

1. Станция “Поисковая”

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задание на этой станции. Найдите фразеологизмы .

- Лодка плывёт по течению. (нет)

- Он ничего не хочет менять, плывет по течению.

- По приказу командира солдат вышел из строя. (нет)

- Аппарат быстро вышел из строя.

- Проверим ваши ответы.

2. Станция “ Аукционная”

- Что обозначает слово аукцион? Откроем словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этого слова.

Аукцион - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

- Сейчас я буду “продавать” слова глаз, рука, голова (написаны на карточках, картинки предметов на слайде). Побеждает “покупатель”, который последним произнесёт фразеологизм с названным словом.

Со словом «глаз» ребята называют такие фразеологизмы: говорить в глаза, хоть глаз коли, в глаза не видеть, куда глаза глядят, с глазу на глаз и т.д.

Со словом «рука»: рука об руку, рука руку моет, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать и т.д.

Со словом «голова»: вбить в голову, терять голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, вскружить голову и т.д.

Победителей аукциона, т.е. тех, кто последним назвал фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.

- Едем к следующей станции.

3. Станция “Словесная”.

- Я вам буду загадывать загадки. Слова - отгадки мы запишем на крылья бабочки. Чтобы оживить бабочку, надо составить фразеологизмы с этими словами.

Загадки

1.Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

2.Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд,

Только задом наперёд.(Рак)

3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

4.Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Ребята называют такие фразеологизмы: как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, водой не разольёшь, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, как две капли воды и т.п.

- Вы ответили правильно, и бабочка ожила. Молодцы.

- Наш паровоз движется дальше.

Физкультминутка.

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие

4. Станция “Юмористическая”.

-Какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках? (Сесть в лужу, вставлять палки в колеса, мастер на все руки и т.д.)

-С хорошим настроением можно продолжить путешествие.

5. Станция “ Лексическая”.

- Как вы думаете, почему так называется наша станция?

- Найди соответствия к каждому фразеологизму, объяснив его значение.

- Как в воду канул - исчезнуть;

- Навязнуть на зубах - надоесть;

- Витать в облаках - мечтать;

- Кот наплакал - мало;

- Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково;

- Хоть пруд пруди - много.

- По какому словарю определяется значение фразеологизмов? (По фразеологическому)

- В каком словаре разъясняются наиболее употребительные фразеологизмы? (В толковом)

- Молодцы, ребята. Можно отправляться дальше.

- Наш паровоз приближается к следующей станции.

6. Станция “Удачная”.

- Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт вторую часть фразеологизма.

-  Два сапога (пара).

- Проще пареной (репы).

- Не в бровь, (а в глаз).

- Обвести вокруг (пальца).

- Крокодиловы (слёзы).

- Сулить золотые (горы).

- Комар носа (не подточит).

- Слышали ли вы такие выражения? Давайте определим их значение.

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции

7. Станция “Антонимичная”.

- Из данных идиом составьте антонимичные пары.

- Что называется антонимами? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Для участия приглашаются 8 человек. Они получают карточки с названиями фразеологизмов. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт антоним к фразеологизму.

- Сидеть сложа руки – не покладая рук;

- Коломенская верста - от горшка два вершка;

- Жить душа в душу - как кошка с собакой;

- Заваривать кашу - расхлёбывать кашу

Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо.

- А кто любит сюрпризы? Они нас ожидают на следующей станции.

8. Станция “Сюрпризная”.

- В закрытой коробке лежат разные предметы. Каждый игрок, не глядя в коробку, выбирает для себя предмет и называет фразеологизм, содержащий его название.

В коробке лежат такие предметы: яйцо, очки, камень.

- Понравилось ли вам получать сюрпризы? Какой сюрприз удивил больше всех?

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции

9. Станция “ Загадочная”.

-С вами играют ученики нашей школы. Они покажут шарады, а вы постарайтесь их разгадать и объяснить значение.

(Скоморохи разыгрывают идиомы: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).

IV. Заключительная часть.

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.

Удачных путешествий вам по стране Фразеология.

Задание: выписать из выбранного вами произведения художественной литературы  фразеологизм, объяснить его смысл.

Альтернативное задание повышенной сложности: составить устно короткую грамматическую сказку (можно шуточную), используя все изученные сегодня выражения.

Продуктом нашей работы будет «Живая газета». Творческое задание каждой команде:

Вы должны изобразить  фразеологизм в виде рисунка на ватмане так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.

Посмотрим, что у вас получилось.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"

Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...

Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Интеллектуальный марафон  по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Лингвистическое путешествие

Лингвистическое путешествие...