Лингвистическое путешествие.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Материал может быть полезен в кружковой работе или внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskoe_puteshestvie.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическое путешествие в страну Фразеологию.
Актуальность данного мероприятия.
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни. Это многообразие используется как в разговорной речи, так и во всех остальных стилях: художественном, публицистическом и научном.
Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.
Такой подход позволяет решить следующие задачи:
• углубИть знания учащихся по русскому языку;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся;
• развивать познавательный интерес школьников, способствовать развитию их креативного потенциала;
• повышать у школьников мотивацию к самообучению, личностную самооценку.
• формировать умение работать в команде, достигать компромисса;
• развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.
Центральное задание: организовать путешествие учащихся по стране Фразеологии, целью которого является слет путешественников, на котором каждой из команд необходимо пройти станции и ответить на вопросы:
• Изменилось ли мое представление о фразеологии?
• Что интересного есть в истории фразеологизмов?
Цель путешествия: изучить природу фразеологизмов и учиться употреблять фразеологизмы в своей речи.
Содержание подготовительного этапа данного мероприятия.
Для достижения цели уч-ся необходимы знания о фразеологических оборотах, изучение истории появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание мероприятия входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Рекомендовано найти фразеологизмы в русских народных сказок и произведениях русских классиков, обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова.
Основные виды деятельности:
- работа с лингвистическими словарями;
- ответы на вопросы;
- групповая работа;
- решение творческих заданий;
- написание лингвистической сказки;
- иллюстрирование фразеологизмов.
Последовательность выполнения проекта:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
| Уточняют информацию. Обсуждают задание | Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает |
2. Планирование
| Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Участие в путешествии | Наблюдает. Советует |
5. Оценка | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели | Участвует в коллективном самоанализе проекта | Наблюдает, направляет процесс |
6. Защита проекта | Подготовка продукта деятельности. Обоснование процесса проектирования | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов (создание «Живой газеты») | Участвуют в коллективном анализе |
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы .
Учитель | Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи.
| Осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуацию; • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предлагает: • организовать группы; • распределить амплуа в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта. | Осуществляют: • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3-й этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: • консультирует учащихся по необходимости; • ненавязчиво контролирует; • дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | Работают активно и самостоятельно: • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; • консультируются по необходимости; • «добывают» необходимые знания; • подготавливают презентацию результатов.
|
4-й этап – презентация | |
Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата; • дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая ученика на оказание помощи партнеру по команде.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая уч-ся на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков и презентации.
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с товарищами по команде.
Формирование познавательных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием полученных ранее знаний о фразеологизмах;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений.
Результат работы: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. Продукт лингвистического путешествия – «Живая газета» с иллюстрациями фразеологизмов, создание грамматической сказки.
Мероприятие предполагает формирование УУД на разных этапах проведения мероприятия.
Этап, на котором обуч-ся знакомятся с историей возникновения фразеологизмов, формирует познавательные УУД.
Знакомство с фразеологическими словарями – этап формирования регулятивных УУД.
Задания, в которых об-ся работают в группах, обсуждая версии, формируют коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД.
Возраст участников: 11-12 лет.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: карточки, компьютер, проектор, словари.
Перспектива: исследовательская работа «Использование фразеологизмов в русских народных сказках», «Употребление фразеологизмов в речи моей семьи», «Возникновение фразеологизмов в русской речи», «Есть ли у фразеологизмов национальность?»,
Структура и ход мероприятия:
I. Приветствие учителя. Разминка.
– Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам надо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: Р, О, Я, Ф, А, Е,З, О, Л,Г, И.
(Ответ: фразеология).
- Что это слово обозначает? (Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, то есть фразеологизмы).
- На сегодняшнем мероприятии мы ещё раз убедимся в том, что фразеологизмы украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль.
Групповая работа.
Вопросы.
«Спустя рукава. Засучив рукава.» Что эти фразеологизмы означают и попробуйте предположить их происхождение. Время пошло.
Группы выдвигают версии, предварительно обсудив их.
- Чтобы узнать, чье предположение ближе к истине, узнаем мнение ученых. При чтении подумайте, чей ответ более правилен и запомните то новое, о чем раньше не знали.
Словарная работа:
«Спустя рукава. Засучив рукава.» – Почему рукава называют так – это понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях «спустя рукава», «засучив рукава». Зародились эти выражения в те далекие времена, когда русские носили одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см.
Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил
это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
На доске:
спорилось – двигалось, делалось дело.
Обсуждение гипотез групп, выявление верной.
Задание: составить два предложения с этими фразеологизмами, предварительно обсудив в группах, записать их в тетрадь.
«Курам на смех». Что это означает?
Каково происхождение этого выражения? Почему именно курам, а не другим птицам?
После обсуждения ответов и гипотез чтение по цепочке.
Словарная работа:
незапамятных - давних времен;
зеваки – бездельники.
«Курам на смех».
С незапамятных времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица – не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех», ( даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда).
Задание: составить вопрос, используя этот фразеологизм, и записать в тетрадях.
Проверка выполнения. Оценка работы групп.
«Красная строка». Предположите, откуда это выражение. Почему употребляется слово красная, а не зеленая или синяя?
После предположений групп хоровое чтение, затем чтение продвинутым учеником, остальные следят.
Словарная работа:
сплошь – целиком;
красный (цвет) – красивый (устаревшее).
«Красная строка». Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с
небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означала «красивый») и дала жизнь выражению «писать с красной строки». Обозначать цвет словом красный стали позднее.
II. Основная часть.
- Итак, все ли готовы отправиться в путь? А помните ли вы правила поведения в транспорте? (ответы детей)
- Наш поезд приближается к первой станции. Посмотрим её название.
1. Станция “Поисковая”
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задание на этой станции. Найдите фразеологизмы .
- Лодка плывёт по течению. (нет)
- Он ничего не хочет менять, плывет по течению.
- По приказу командира солдат вышел из строя. (нет)
- Аппарат быстро вышел из строя.
- Проверим ваши ответы.
2. Станция “ Аукционная”
- Что обозначает слово аукцион? Откроем словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этого слова.
Аукцион - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
- Сейчас я буду “продавать” слова глаз, рука, голова (написаны на карточках, картинки предметов на слайде). Побеждает “покупатель”, который последним произнесёт фразеологизм с названным словом.
Со словом «глаз» ребята называют такие фразеологизмы: говорить в глаза, хоть глаз коли, в глаза не видеть, куда глаза глядят, с глазу на глаз и т.д.
Со словом «рука»: рука об руку, рука руку моет, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать и т.д.
Со словом «голова»: вбить в голову, терять голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, вскружить голову и т.д.
Победителей аукциона, т.е. тех, кто последним назвал фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.
- Едем к следующей станции.
3. Станция “Словесная”.
- Я вам буду загадывать загадки. Слова - отгадки мы запишем на крылья бабочки. Чтобы оживить бабочку, надо составить фразеологизмы с этими словами.
Загадки
1.Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
2.Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд.(Рак)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
4.Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Ребята называют такие фразеологизмы: как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, водой не разольёшь, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, как две капли воды и т.п.
- Вы ответили правильно, и бабочка ожила. Молодцы.
- Наш паровоз движется дальше.
Физкультминутка.
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие
4. Станция “Юмористическая”.
-Какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках? (Сесть в лужу, вставлять палки в колеса, мастер на все руки и т.д.)
-С хорошим настроением можно продолжить путешествие.
5. Станция “ Лексическая”.
- Как вы думаете, почему так называется наша станция?
- Найди соответствия к каждому фразеологизму, объяснив его значение.
- Как в воду канул - исчезнуть;
- Навязнуть на зубах - надоесть;
- Витать в облаках - мечтать;
- Кот наплакал - мало;
- Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково;
- Хоть пруд пруди - много.
- По какому словарю определяется значение фразеологизмов? (По фразеологическому)
- В каком словаре разъясняются наиболее употребительные фразеологизмы? (В толковом)
- Молодцы, ребята. Можно отправляться дальше.
- Наш паровоз приближается к следующей станции.
6. Станция “Удачная”.
- Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт вторую часть фразеологизма.
- Два сапога (пара).
- Проще пареной (репы).
- Не в бровь, (а в глаз).
- Обвести вокруг (пальца).
- Крокодиловы (слёзы).
- Сулить золотые (горы).
- Комар носа (не подточит).
- Слышали ли вы такие выражения? Давайте определим их значение.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции
7. Станция “Антонимичная”.
- Из данных идиом составьте антонимичные пары.
- Что называется антонимами? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
Для участия приглашаются 8 человек. Они получают карточки с названиями фразеологизмов. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт антоним к фразеологизму.
- Сидеть сложа руки – не покладая рук;
- Коломенская верста - от горшка два вершка;
- Жить душа в душу - как кошка с собакой;
- Заваривать кашу - расхлёбывать кашу
Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо.
- А кто любит сюрпризы? Они нас ожидают на следующей станции.
8. Станция “Сюрпризная”.
- В закрытой коробке лежат разные предметы. Каждый игрок, не глядя в коробку, выбирает для себя предмет и называет фразеологизм, содержащий его название.
В коробке лежат такие предметы: яйцо, очки, камень.
- Понравилось ли вам получать сюрпризы? Какой сюрприз удивил больше всех?
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции
9. Станция “ Загадочная”.
-С вами играют ученики нашей школы. Они покажут шарады, а вы постарайтесь их разгадать и объяснить значение.
(Скоморохи разыгрывают идиомы: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее).
IV. Заключительная часть.
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.
Удачных путешествий вам по стране Фразеология.
Задание: выписать из выбранного вами произведения художественной литературы фразеологизм, объяснить его смысл.
Альтернативное задание повышенной сложности: составить устно короткую грамматическую сказку (можно шуточную), используя все изученные сегодня выражения.
Продуктом нашей работы будет «Живая газета». Творческое задание каждой команде:
Вы должны изобразить фразеологизм в виде рисунка на ватмане так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.
Посмотрим, что у вас получилось.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта.
1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.
2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.
4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.
5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"
Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...
Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса
Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...
"Лингвистическое путешествие" в 6 классе
Внеклассное мероприятие...
"Презентация "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие...
Лингвистическое путешествие
Лингвистическое путешествие...