Конспект занятия на тему: Нужна ли сегодня риторика?
план-конспект по русскому языку на тему

Хохленко Наталья Рафаиловна

Во время занятия обучающимся предлагается выяснить, нужна ли в наш век риторика?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования  детей

«Детско-юношеский центр»

Конспект  занятия в объединении «Искорки»

на тему:

                                                 

Педагог дополнительного образования:

                                                                Хохленко Наталья Рафаиловна,

1 квалификационная категория

2016г

Тема: Нужна ли сегодня риторика?        

Цель: Выяснить вместе с обучающимися, необходима ли современным людям риторика.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с риторикой как наукой.

2. Ввести в словарь детей понятия: риторика, красноречие, ритор, оратор, красноречивый человек.

3. Развивать коммуникативные умения детей.

4. Организовать взаимодействие ребят, включив каждого в совместную творческую деятельность.

5. Учить бережному обращению со словом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: пословицы, конверт для пословиц, слова Мартышки и Попугая, карточки с цветами, карточки «Выбор слова», «Что такое риторика», наглядный материал для доски на тему: «Древняя Греция», буклеты.

I. Организационный этап.

        Приглашаю ребят встать в круг, предлагаю закрыть глаза. Представьте: наступило лето, ярко светит солнце, вокруг нас летают бабочки, много цветов… откройте глаза. Мы с вами оказались на цветочной поляне, но, возвращаясь обратно в зимний день, вам,  наверное,  захочется взять что-то на память. Что вы возьмете с собой. (Кто-то скажет теплое солнце, кто-то –пение птиц, а кто-то цветочек, кто-то весеннее настроение). Раздаю каждому карточку с изображением цветка. Представьте, что эти листки бумаги превратились в живые цветы. Давайте соберем один букетик на всех. Желающий   может «сорвать» один, цветок, но, срывая его  (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того, у которого взят цветок. Ребята по желанию выходят и собирают цветы. Последний цветок (букет)  собирает педагог, чтобы никто не обиделся. Ну а теперь с таким солнечным настроением присаживайтесь на понравившиеся места. А замечательный букет мы поставим в вазу.

II. Подготовительный этап.

        Ребята, вы помните первое занятие, когда вы пришли  в объединение «Искорки»? Мы договорились с вами, что будем учиться общаться?

- А что такое общение? Для чего люди общаются? (Когда мы делимся своими чувствами, переживаниями, это общение? Рассказываем друг другу что-то? Пишем письма, открытки?).

- Про какого человека мы можем сказать: «Он хорошо общается», «Он не умеет общаться»?

- Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: « А можно ли научиться общению и для чего это нужно делать?».

III. Основной этап.

Читаю отрывок из стихотворения Я.Козловского «Слово».

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

        Представляете, когда-то давным-давно существовала наука, которая высоко ценила слово. Называлась эта наука – красноречие. Давайте попробуем догадаться, чему могли научиться ребята, изучающие эту дисциплину? Давайте вместе вдумчиво произнесём это слово красноречие. «Красная»  речь, это какая речь? Вспомним, про какую девушку в сказках говорят:  «Красна девица!» (красивая, хорошая). Слайд № 2

        Слайд № 3. Красноречие – это дар хорошо  и красиво говорить. По-другому риторика, ораторское искусство. Риторика – это наука, которая учит говорить и писать  умело, успешно, ярко, убедительно, свободно, точно…

        - Давайте сегодня на занятии попробуем разобраться, а нужна ли нам сегодня такая древнейшая наука риторика?

        - Ребята, а где можно использовать в жизни своё красноречие, на каких занятиях в школе, к примеру, может  пригодиться знание риторики? (На уроках русского языка, развития речи, литературного чтения, в конкурсе чтецов, окружающего мира и т.д.). В жизни намного приятнее общаться с красноречивым человеком, нежели с невежей.

        Слайд № 4. Человека, который умеет произносить речь, который обладает даром красноречия, называют оратором или ритором, красноречивым человеком. А давайте подумаем, встречались ли вы в своей жизни с ораторами? Назовите их. Нашего президента В.В.Путина можно назвать оратором, красноречивым человеком? А телеведущих, дикторов на телевидении, ваших учителей? Получается, что риторике можно  учиться?  

        Слайд № 5. Действительно, ребята, это так. И появилась она очень давно, в Древней Греции. Создателем первой риторики считается Аристотель. Древние греки считали риторику очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму. Учили говорить, то есть сообщать, объяснять, убеждать, спорить, договариваться, хвалить, приветствовать и т.д.

        Сегодня мы начнём постигать  секреты этой удивительной науки, будущие ораторы и подумаем, нужна ли такая наука  сегодня?

Слово можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

        Словом поднимали на подвиг. «Он Слово знает!» - говорили про удачливого. Словом заговаривали болезни. « В начале было Слово, - гласит евангельская мудрость.

Работа в подгруппах

        Всегда ценилось доброе, меткое, выразительное СЛОВО. Это нашло отражение  в пословицах русского народа. Сегодня мы начнём собирать копилку пословиц о слове, а на следующем занятии продолжим. Я предлагаю вам выполнить задание: вам будут предложены пословицы, из которых нужно отобрать только те, которые о роли слова в нашей жизни и суметь объяснить  значение любой из пословиц. Разделитесь  на две подгруппы (можно предложить разделиться на команду мальчиков и девочек) и приступим к выполнению задания.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЛОВО СТРЕЛЫ ОСТРЕЕ

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

ГОВОРИТЬ НЕ ДУМАЯ – ЧТО СТРЕЛЯТЬ НЕ ЦЕЛЯСЬ

ДОБРОТА ЧТО СОЛНЦЕ

У ЗЕМЛИ ЯСНО СОЛНЦЕ, У ЧЕЛОВЕКА – СЛОВО

НЕ ИМЕЙ 100 РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ

УДЕРЖИВАЙ СЛОВО, КОГДА ОНО НАВРЕДИТЬ МОЖЕТ

ЛУЧШЕ ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ЧЕМ СЛАДКАЯ ЛОЖЬ.

ГДЕ ТРУД, ТАМ И СЧАСТЬЕ

СИЛЬНЕЕ СЛОВА НИЧЕГО НЕТ

СПЕРВА ПОДУМАЙ, ПОТОМ СКАЖИ

ТОТ ГЕРОЙ, КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ

        Давайте поместим выбранные вами пословицы в конверт-копилку, прикрепленную на доске. Начинающие ораторы, как вы думаете, почему народ придумал так много пословиц о слове. Действительно, они доказывают, что умение пользоваться словом, владеть своей речью всегда высоко ценилось.

        Риторика – это наука, которая учит точно выражать свои мысли.

Риторика учит использовать не любое слово, а самое лучшее, наиболее точно передающее мысль.

       Работа с раздаточным материалом. (Необходимо вставить пропущенное слово, точно подходящее по смыслу) На доске записан текст и слова. На весенней полянке мы побывали, а теперь представим, что оказались в весеннем лесу.

Риторика учит выражать свои мысли

ВЫБОР СЛОВА

В осеннем лесу

Я шёл по осенней дорожке. Под моими ногами тихо       …     опавшие листья.

                                         шелестели?

                                         трещали?

                                         хрустели?

                                         шумели?

                                         шуршали?

        Давайте будем размышлять.    В какое время разворачивается описываемые события? Опавшие листья шелестели…  Шелестят живые листья под ветром, значит, это слово не подходит.  Опавшие листья   трещали… Но разве листья трещат? Трещат не листья, а сухие ветки. Хрустели? Что может хрустеть? Хрустят не листья, а разбитое стекло, снег, лёд, огурец.   Тихо шумели… Разве это слово подходит? Что может шуметь? (Дождь за окном, приближающийся поезд, разыгравшиеся дети). Значит, самое подходящее слово из этого списка – шуршали. Обведите его карандашом.

Подбираем заголовок к тексту (слайд № 6)

        Ребята, послушайте внимательно текст и попытайтесь понять его смысл.

        Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал: 
- Эй, ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь! 
Но камень - ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился. В это время к камню подъехал всадник. Путник ему и говорит: 
- Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень - ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт! 
Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь оттащил камень с дороги. 
- Вот это другое дело, - удовлетворённо сказал путник. 
- Э-э, нет, - ответил всадник. - Слово-то всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.

Вопросы:

Задание: Какие пословицы подходят для заголовка текста:

Не бросай слов на ветер.

Сильнее слова ничего нет.

Коротко, да ясно.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сперва подумай, потом скажи.

Риторика учит строить диалоги (разговоры).

        - А что такое диалог?

        Диалог – это разговор двух и более людей. Ситуаций для диалога очень много (встреча друзей, знакомство, приглашение, поздравление, спор и т.д.)

        Давайте вспомним героев мультфильма (показываю рисунок), узнали из какого мультфильма эти герои? («38 попугаев») Однажды к Удаву приехала его бабушка. Представим, как могли бы поздравить её с приездом Мартышка и Попугай. Выбираю желающих разыграть ситуацию. (Можно заранее дать двум ребятам это задание)

Мартышка

        Поздравляю… П-п-п… приветствую вас с…   с  приползанием.

Попугай

        Уважаемая Бабушка!

        Поздравляем Вас с приездом. Наш друг Удав много о Вас рассказывал. Я думал, что Вы длиннее, чем 38 попугаев. Мы очень рады Вас видеть!

        Как вам кажется, ребята, кто лучше поздравил бабушку Мартышка или Попугай? Кому бы вы посоветовали изучать риторику?

Составление диалогов (работа в парах)

        Будущие ораторы, давайте вспомним тему «Вежливая просьба». Я вам раздам ситуации, которые нужно озвучить, разыграть. Для этого вам нужно будет разбиться на пары, придумать диалог к  ситуации, распределить слова и разыграть. (см. Приложение РМ)

Риторика – учит владеть своим голосом.

        Можете ли вы представить себе, что известный древнегреческий оратор Демосфен от рождения имел слабый голос, картавил и заикался, но поставив перед собой цель, стал знаменитым оратором. Он очень долго и упорно тренировался: набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря при шуме волн, читал стихи, поднимаясь на холмы. Слайд № 7.

                                           Кто  хочет разговаривать,

                                             Тот должен выговаривать

                                             Всё правильно и внятно,

                                             Чтоб было всем понятно…

        Мы сегодня можем тренироваться с помощью скороговорки. Скороговорка – один из лучших способов для того чтобы научиться красивой речи без запинаний и произносить в будущем длинные речи. Тренируют свой речевой аппарат и актёры, и журналисты, и дикторы, и телеведущие. Попробуем и мы! Давайте  поупражняемся. Предлагаю всем вместе выйти к доске и произнести любимую скороговорку. Сегодня мы на пути к красноречию, ведь чистая, внятная и красивая речь – это залог успеха оратора. Так мы будем начинать каждое занятие, если решим изучать риторику.

IV. Контрольный этап.

Работа в парах (в группе есть дети, не умеющие читать)

        У вас на партах разложен материал, возьмите листочки и попробуйте самостоятельно сформулировать определение риторики как науки. У вас есть начало, слова-подсказки и лишние слова, которые не имеют никакого отношения к риторике. Лишние слова нужно зачеркнуть. Возьмите ручки.

        Риторика – это наука, которая учит говорить и писать умело, успешно, неграмотно, точно, неудачно, неувлекательно, отчётливо, понятно,  непонятно, убедительно.

        

        Как мы называем человека, который обладает даром красноречия, умеет четко и ясно выражать свои мысли?

V. Итоговой этап.

                   Риторика – очень интересная наука, но овладеть ею за одно занятие невозможно.  Но уже сейчас, я думаю, вы можете ответить на вопрос: «А нужна ли риторика сегодня?» Почему вы так думаете? Если бы такой предмет  был в вашей школе, хотели бы его изучать? Почему вы хотели бы изучать ораторское искусство?        

VI. Рефлексивный этап.

        Дорогие ораторы, у вас на партах разложены разноцветные круги. Вы хотите узнать, что они означают? Красный круг для тех, кто считает, что  риторика – интересная наука, она и сегодня нужна. Зелёный круг для тех, кто хочет изучать риторику на занятиях объединения «Искорки», жёлтый круг обозначает, что риторика – бесполезная наука.

        «Мудрость, а ещё более красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную  дружбу между народами», - сказал когда-то великий оратор Цицерон. Я желаю вам, ребята, дружить с добрым, метким словом, бережно относиться к слову и пусть вам когда-нибудь скажут: «Тебя приятно слушать, с тобой приятно общаться!».

        На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам буклет «Притчи на разные случаи жизни», авторами этих кратких поучительных рассказов являются настоящие ораторы. Начнем собирать коллекцию пословиц, понравившихся высказываний, притч: они будут для вас образцами мудрости и языкового мастерства.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия "Красивый и нужный подарок"(изготовление игольницы)

Я представляю план-конспект занятия "Красивый и нужный подарок " (изготовление игольницы) для детей старшего  дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет кому-то полезна для работы в ...

Конспект занятия "Все профессиии нужны, все профессии важны!"

Конспект занятия разработан для обучающихся, воспитанников 15 - 16 лет с нарушениями слуха.Направление: профориентация.Цель: профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельнос...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Цели: Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;Расширить знания детей о мире профессий;Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой  деятельности;Продолжить ра...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Цели: Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;Расширить знания детей о мире профессий;Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой  деятельности;Продолжить ра...

Конспект занятия "Все профессии нужны. Введение лексики."

Конспект занятия "Все профессии нужны. Введение лексики." Конспект составлен в рамках проведения занятия в учреждении дополнительного образования для обучающихся 2 класса...