Урок русского языка 5 класс "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Стребкова Светлана Михайловна

Урок русскогоязыка в 5 классе потеме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение" по ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о ССП и CП П отработать умение распознавать типы предложений и правильно ставить ЗП в них.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Планируемые результаты:

 Предметные: знать структурные отличия ССП и СПП,ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ признаки постановки запятой в СП, схемы СП; уметь определять количество ГО в предл.  , место постановки ЗП, составлять схемы СП, отличать типы СП.

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, уч-ть в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальности и одновременно как член общества

Регулятивные: реализация поставленной цели по составленному плану, рефлексия ученой деятельности на разных ее этапах

Коммуникативная : доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Методы и формы обучения: наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная и фронтальная работа.

Основные понятия: ССП и CПП

                                                                                                                               Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(УУД)

Промежуточный контроль

1. Мотивация к уч.деятельности

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране «Синтаксис».

_Над какой темой мы с вами работали на пошлом уроке? (СП)

_Заполните кластер по теме прошлого урока

-Из д/з зачитайте предложения и докажите , что они сложные (упр 237)

- давайте заслушаем ответы уч-ся , к-ые инд. работали у доски. Вопросы к ним есть?

-Отвечают на вопросы

-заполняют кластер

- анализируют д/з

-индивидуально работают у доски( 2 ученика упр 2, 38)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют уч. познавательные действия в материализованной и умственной форме , преобразуют информацию в схематичную форму

Коммуникативные: задают вопросы и отвечают на вопросы других, обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Выполнение заданий

2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в УД

Мы неплохо усвоили материал предыдущего урока, но в кластере появились еще 2 незаполненных окошка. Под каким термином они находятся?( союзное СП).

Сделайте предположение о том , что нам сегодня предстоит узнать. ( Типы сложных союзных предложений)

-Отвечают на вопросы ,формулируют тему урока

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своихдействий

Устные ответы

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения

-Исходя из темы, сформулируйте цель своей работы на уроке, запишите.

-Что надо сделать для ее реализации?

-Изучать теор. материал можно 2 способами:

 1. Читать определение- рассматривать примеры

2. рассмотреть примеры – сформулировать определение

-Какой   способ труднее , но интереснее?

_Формулируют цель работы, составляют план реализации цели совместно с учителем

Фронтальная

Регулятивные: Ставят цель УД и составляют  план действий по ее реализации

Устные ответы

4. Решение проблемы, открытие нового знания

Анализ примеров

ССП

СПП

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

-Докажите, что это СП,   составьте схему

-Можно ли от одного предложения к другому задать вопрос?

-Следовательно, они равноправны и связаны сочинительной связью.

-Какой союз их связывает?(и) в д/з какие еще союзы связывали равноправные простые предл. в составе СП(а, но, или, да)

- Сформулируйте определение ССП(-это СП, части которого связаны сочинительной связью, с помощью союзов И,А,НО, ДА, ИЛИ)

2. Он знал, что задача будет решена.

-Докажите, что это СП,  

-Можно ли от одного предложения к другому задать вопрос?

-Следовательно, они неравноправны и связаны подчинительной связью.

-Какой союз их связывает?(что) составьте схему в д/з какие еще союзы связывали неравноправные простые предл. в составе СП(Сформулируйте определение СПП(-это СП, части которого связаны подчинительной связью, с помощью союзов  как, если, потому что,чтобы,как, хотя;

 союзных слов: какой, который, чей, где, когда)

-Анализируют примеры

-Отвечают на вопросы

-формулируют определения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и решают учебную задачу

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: задают вопросы и отвечают на вопросы других, обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Устные ответы

Выполнение заданий

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Давайте составим алгоритм определения типа СП(слайд)

1. определить ГО

2. найти средства связи частей СП

3. задать вопрос от одного простого предложения к другому

4 определить тип

Анализ примеров в группах.

  1. Три дня не было мороза, и туман невидимо работал под снегом.
  2.  Нынче жарко парит, на дворе тепло.
  3. Небосклон, на  котором горели звезды ,казался выше.
  4. Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.
  5. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают годы.

-Составляют алгоритм определения типа СП

-Работая в группах , с проговариванием ответов во внешней речи

Фронтальная и

Групповая

Познавательные: составляют алгоритм  определения типа предложения, приобретают умения использовать полученные знания  в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах

Устные ответы

Выполнение заданий

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП ,  составьте схемы.

  1. Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее.
  2. Я теперь вспомнил что читал в одной книжке о гномах.
  3. Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова!
  4. Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы.
  5. Недель через шесть Алеша выздоровел и все происходившее с ним перед болезнью забылось.

- самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания  в практической деятельности, преобразуют информацию в схемы Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки

Устные ответы

Выполнение заданий

  1. Включение в систему знаний

Упражнение 239(индивидуальная прверка)

-Самостоятельная работа упр.239 с индивидуальной проверкой( помогают консультанты)

Самостоятельная

Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания  в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки

 

Выполнение заданий

  1. Рефлексия

Назовите ключевые слова темы

-Реализовали ли мы цель, которую поставили на уроке?

- Какие трудности возникли?

_-Как их решить?

-_Нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение на уроке.

Д/з упр 240 + схемы

фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу,  соотносят цель и результат, планируют дальнейшие цели деятельности

Оценивание работы учащихся на уроке



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель учебной деятельности Изучить типы сложных союзных предложений и научиться их определять

Слайд 2

Сложное предложение Союзное Бессоюзное ? ?

Слайд 3

Анализ примеров 1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Он знал, что задача будет решена.

Слайд 4

Определения типов СП ССП-это СП, части которого связаны сочинительной связью, с помощью союзов И,А,НО, ДА, ИЛИ и других СПП-это СП, части которого связаны подчинительной связью, с помощью союзов как, если, потому что, чтобы, как, хотя; союзных слов: какой, который, чей, где, когда идругих .

Слайд 5

Алгоритм определения типа СП 1. определить грамматические основы предложения 2. найти средства связи частей СП 3. задать вопрос от одного простого предложения к другому 4. определить тип СП

Слайд 6

Анализ примеров в группах(Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы). 1.Три дня не было мороза и туман невидимо работал под снегом. 2. Нынче жарко парит на дворе тепло. 3.Небосклон на котором горели звезды ,казался выше. 4.Иногда солнце пекло так жарко что нагревалась даже трава. 5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.

Слайд 7

Выпишите сначала №ССП, потом № C ПП 1.Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее. 2.Я теперь вспомнил что читал в одной книжке о гномах. 3.Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова! 4.Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы. 5.Недель через шесть Алеша выздоровел и все происходившее с ним перед болезнью забылось.

Слайд 8

Ключевые слова темы Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Сочинительная связь Подчинительная связь Главное предложение Придаточное предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...