Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

 

  Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена   в   соответствии с Федеральным   государственным образовательным  стандартом основного общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред.

 М. Разумовской.  Программа  по  русскому (родному)  языку. 5-9  классы. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.     -    М., Дрофа, 2014

                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  общеобразовательное учреждение   г. Калачинска Омской области «Лицей»

Рассмотрено                                                                    Согласовано                                                    Утверждаю

на заседании кафедры                                                 на  методсовете                                        Директор БОУ «Лицей»

Протокол №1                                                             Протокол №1                                                 Л.Ю.Кирилихина

от   28.08 .2017                                                        от 29.08       .2017                                                 31.08.2017                .

Рабочая программа по русскому языку

 

 

  Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена   в   соответствии с Федеральным   государственным образовательным  стандартом основного общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред.

 М. Разумовской.  Программа  по  русскому (родному)  языку. 5-9  классы. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.     -    М., Дрофа, 2014

                

Учебник:      Русский язык. 8 класс.: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.,   под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2014.

Класс:   8

Составитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории

                                                                                     г. Калачинск 2017г.

Рабочая  программа учебного предмета «Русский язык» для  8  класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с учётом изменений в стандарте ФГОС от 31.12.2015)

2.Основная образовательная программа основного общего образования  БОУ

 г. Калачинска «Лицей ».

3.Рабочая  программа  по  русскому (родному)  языку. 5-9  классы. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.     -    М., Дрофа, 2014. 

 В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по  БОУ»Лицей»на 2017-2018 учебный год количество уроков по данному предмету составляет105часов ( 35 недель по  3 часа   в неделю).

Учебник: «Русский язык .8 класс». М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.       – М.: «Просвещение»,  2014 год

 Количество часов: всего 105 (3 часа в неделю).

Выполнение практической части: 

Сочинения -2;

изложения-2;

диктант-7;

развитие речи-16

           

           

           

       

                                 

                       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

  1. представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  1. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  2. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  3. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  4. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  5. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

         Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира

Содержание учебного предмета      для 8 класса

рассчитано на 140 часов (4 часа в неделю)

        Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских  языков .– 1 час

Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного – 7 часов

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»        

Раздел III.  Словосочетание и предложение – 5часов

Словосочетание. Предложение.

Раздел  IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12 часов

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.

Контрольная работа по теме  «Главные члены предложения и способы их выражения»

Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

Раздел V. Односоставное простое предложение – 9 часов

Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Раздел VI. Неполное предложение – 2часа

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами – 11 часов

Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными  членами»

Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами – 10 часов

Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

Раздел IX. Предложения с обособленными членами – 19часов

Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.

Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

Раздел X. Прямая речь – 12часов

Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.

Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

Раздел XI. Развитие речи – 16 часов

 Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение . Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение с грамматическим заданием по картине .Изложение «Что значит быть воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету».Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.

Учебно-тематический план по предмету «Русский язык»  для 8 класса рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю)

№п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе:

уроки

Развитие речи

Контроль

1.

Введение. Русский язык в семье славянских  языков.Речь

4

1

3

Контрольная работа 1.Изложение без концовки

2.

Морфология. Орфография. Повторение

9

7

2

1(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест ) Контрольная работа 2.диктант

3.

Словосочетание и предложение

5

5

4.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

16

12

4

 Контрольная работа 3 .ДИКТАНТ.

Контрольная работа 4.диктант

5.

Односоставное простое предложение

9

9

Контрольная работа5 .  изложение

6.

Неполное предложение

6

2

4

7.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами

12

11

1

 Контрольная работа 6.  диктант.

Сочинение

8.

Предложения с обращениями и вводными словами

11

10

1

Диктант. .Контрольная работа  7.

9.

Предложения с обособленными членами

21

19

2

Контрольная работа . 8.диктант

Контрольная работа . 9.диктант

Сочинение . Контрольная работа . 10

10.

Прямая речь

12

12

Контрольная работа . 11.диктант

Итого

105

90

16

11

                                   

                                      Календарно -тематическое планирование  русский язык 8 класс   ФГОС

Дата

Разделы и темы

 Язык и речь(4 ч.)

     РР.Русский язык в семье славянских языков

   РР.Разновидности речи

   РР.Контрольная работа 1.Изложение без концовки

Анализ изложения

Морфология и орфография  (повторение) (9ч)

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

Употребление в тексте частицы НИ.

Употребление дефиса

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

Диктант  №1 .Контрольная работа 2.

Рр Типы речи.

    Рр.Средства связи предложений в тексте

Синтаксис и пунктуация(74 ч). Словосочетания  и предложения как единицы синтаксиса. (5 ч)

Словосочетание

Словосочетание

словосочетание

Предложение

Предложение

Простое предложение.Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (16ч)

Интонация простого предложения

Интонация простого предложения

Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его  выражения

Сказуемое и способы его выражения

Тире между подлежащим и сказуемым.

Правильное согласование главных членов предложения.

Второстепенные члены предложения, их функции.

Определение.

Дополнение.

Обстоятельство.

 РР.Порядок слов в предложении.

Контрольная работа 3.диктант

 Рр Репортаж

 Рр Репортаж повествование

Контрольная работа 4.сочинение в жанре репортажа

 Рр Репортаж описание

Односоставное простое предложение (9 ч)

Виды односоставных предложений

Определёно-личное предложение.

Определёно-личное предложение.

Неопределённо-личное предложение.

Неопределённо-личное предложение.

Обобщённо - личное предложение.

Безличное предложение.

Безличное предложение.

Назывные предложения

Неполные предложения (2ч)

Понятие неполного  предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Понятие неполного  предложения. Оформление неполных предложений на письме.

3ЧАСА

Рр   сочинение  по картине или изложение

 Рр .Статья.

Рр. Статья.

Рр.Контрольная работа 5.изложение с дополнительным заданием .закончить текст ,сделав вывод.

Простое осложненное предложение (40 ч). Предложения с однородными членами (12ч)

Понятие однородности членов предложения.

Понятие однородности членов предложения.

Понятие однородности членов предложения.

Средства связи между однородными членами предложения

Средства связи между однородными членами предложения

Средства связи между однородными членами предложения

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Рр Сочинение с грамматическим заданием по картине БРЮЛОВА «ВСАДНИЦА»

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Диктант. Контрольная работа 6.

Предложения с обращениями  и вводными конструкциями (11 ч)

Обращение.

Обращение.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вводными конструкциями

Вставные конструкции.

Вставные конструкции.

Диктант .Контрольная работа 7

Анализ диктанта.

Предложения с обособленными членами  (16ч)

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

Обособленные  определения и приложения.

Обособленные  определения и приложения.

Обособленные  определения и приложения.

Обособленные  определения и приложения.

Обособленные  определения и приложения.

 Контрольная работа 8.ДИКТАНТ

Обособленные обстоятельства.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные обстоятельства.

Уточняющие члены предложения.

Уточняющие члены предложения.

Диктант №6 .КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 9

Анализ диктанта

5часов

 Рр.Портретный очерк

Рр. Портретный очерк

Контрольная работа 10.сочинение в жанре портретного очерка

Урок -деловая игра « мы делаем газету  »

Урок -деловая игра « мы делаем газету»

Прямая речь(12 ч)

Прямая речь и ее оформление

Прямая речь и ее оформление

Прямая речь и ее оформление

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты и их обозначение.

Контрольный диктант №11

Анализ контрольного диктанта.

102-105

резерв


Описание  учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные издания

  1. Львов В.В., Репина Н.А., Литвинова М.М. Русский язык. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2011.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику Разумовской М.М. 8 класс.
  3. Разумовская М.М., Капинос В. И., Львова С. И. и др. - Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы). / М.: Дрофа, 2010.
  4. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Разумовская М.М. М., Дрофа  2009.
  5. Разумовская М.М.  Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 кл.» - М.: Дрофа, 2007.

  Материально – техническое обеспечение

Карточки по теме: «Орфография»

(Ф)

Карточки по теме «Фонетика»

(К)

Карточки по теме «Морфология»

(Ф)

Портреты русских лингвистов

(Д)

Демонстрационные таблицы по темам: «Звуки речи»,»Части речи», «Однородные члены предложения», «Разряды наречий»

(Д)

Тестовые задания по теме «Описание внешности человека»

(П)

Персональный компьютер, оснащённый акустическими колонками.

(Д)

    Электронные и интернет - ресурсы

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

 http://school-collection.edu.ru/ - Энциклопедия «Кругосвет»http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник 

Русский язык и культура речи (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html)

Стилистика русского языка (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/index.html)

Русский язык – медиатека

Для учителя русского языка и литературы (http://www.uroki.net/docrus.htm)

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Орфоэпия.

Ученик  научится:

• правильно произносить употребительные слова, изученных частей речи; свободно пользоваться  орфоэпическим словарем;

Ученик получит возможность научиться:

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

•  объяснять значение слова, его написание и признаки, опираясь на словообразовательный анализ;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

     Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

Морфология

Ученик  научится:

•  распознавать  слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

•  знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Ученик получит возможность научиться:

• различать грамматические омонимы;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

      Синтаксис

Ученик научится:

•  определять синтаксическую роль частей речи, различать их и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать их как средства связи;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик  получит возможность научиться:

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

•  характеризовать изученные орфограммы ,объяснять их правописание, правильно писать  слова с изученными орфограммами.

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма;обосновывать и правильно употреблять знаки препинания;

Ученик получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

     • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения,

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

.Чтение

Ученик  научится:

 • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

     Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста подробно и выборочно;

Текст

Ученик научится:

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме тексты разных стилей и жанров;

.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
  • действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах);  знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,  
  • построение логической цепи рассуждений,  доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • действия постановки и решения проблем включают  формулирование проблемы и  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик  получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...