Активизация интереса к русскому языку с помощью исследовательских работ
материал по русскому языку на тему

Вениаминова Ольга Павловна

В статье показан опыт работы над проектом по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_interesa_k_russkomu_yazyku.docx524.75 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация интереса к русскому языку

с помощью исследовательских работ

Вениаминова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 им. А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одна  из основных тенденций совершенствования образовательного процесса -  активизация познавательной деятельности обучающихся. В отечественной психологии  и дидактике к её исследованию обращались  В.И. Дружинин [1]; Е.В. Коротаева [3]; Н.В. Кухарев [4]; А.М. Матюшкин [5]; Т.И. Шамова [6]; Г.И. Щукина [7,8].

Активность познавательная определяется как «деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями». [2] Или как «свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [7].

Но активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. «Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов» [9].

Одной из эффективных технологий, стимулирующих познавательную активность учащихся,  можно назвать проектно-исследовательскую.

Рассмотрим поэтапную работу над исследовательским проектом «Нормы ударения и их нарушение в речи учащихся и жителей города Волжска».

Владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью для любого человека. Устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

Каков же уровень владения акцентологическими нормами учащимися и жителями города Волжска? Нужно ли соблюдение правил ударения в нашей жизни? Такими вопросами задались мы с учащимися, приступая к исследовательской работе «Нормы ударения и их нарушение в речи учащихся и жителей города».

Исследование проходило в два этапа:

1. Игра-проект «Научи другого»

2. Обобщение и систематизация результатов исследования

В целом, работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Первая глава представляет собой обзор статей по теме. Источником послужили Интернет-ресурсы.

Вторая глава представляет  исследовательскую часть: сбор материала, обработка материала, проведение анкетирования, реализация исследования, пути решения проблемы нарушения акцентологических норм.

В заключении подведены  итоги проделанной работы.

В летние каникулы  на базе нашей школы действует   профильная филологическая смена.  На занятиях по русскому языку  по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» учащимся было предложено задание по постановке ударений в словах. Результаты были удовлетворительны.  И тогда пришла идея игры-проекта «Научи другого».  Мы с ребятами решили узнать, как соблюдают акцентологические нормы  ребята из  пришкольного лагеря  и жители нашего города. Наша гипотеза была такой: если нормы ударения не соблюдаются, значит нужно помочь в овладении  акцентологической нормы. Таким образом, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель:  Научился сам – научи другого

Задачи:

  • Определить уровень акцентологических норм среди учащихся младшего звена и жителей города
  • Составить и распространить листовки «Говори правильно»

Из  предложенного задания по постановке ударений было выбрано 20 слов для опросного листа (см. Приложение). Затем составили рекламный лист «Говори правильно», выделив буквы, куда нужно ставить ударения в соответствии с акцентологическими нормами. После опроса  эти листовки разместили в тех школьных кабинетах, где занимались ребята из пришкольного лагеря.

Опрос жителей города Волжска происходил непосредственно на улицах. Каждому, кто принимал участие в опросе,  раздавали листовки «Говори правильно». Также поместили  листовки на остановках. С разрешения администрации школы №9 наклеили  листовки    вдоль школьной ограды со стороны улицы.

Было решено продолжить работу над этой темой, когда начнутся учебные занятия, расширив круг опрашиваемых учащихся.

Второй этап исследования - Обобщение и систематизация результатов исследования.

На втором этапе исследования был расширен не только круг респондентов, но и цели и задачи работы.

Цель:

  • Исследование состояния норм ударения в речи
  • Определение отношения к поставленной проблеме

Задачи:

  • Изучить  особенности ударения в русском языке
  • Выяснить причины нарушения норм ударения
  • Изучить  научную  литературу по данной теме
  • Определить отношение участников анкетирования к проблеме нарушения норм ударения
  • Наметить пути   решения проблемы нарушения акцентологических норм

Нашими респондентами стали учащиеся среднего и старшего звена.   Также было проведено анкетирование в социальных сетях Интернета.

Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была  составлена анкета, которая выявила отношение подростков к проблеме правильности постановки ударения в своей  речи. (см. Приложение)

В социальных сетях  Интернета был задан следующий  вопрос: Если бы вы узнали, что произносите слова не в соответствии с нормами русского языка,  

исправили бы вы своё произношение? Или вам безразлично, что вы используете просторечное произношение?

Мнения отвечающих разделились поровну. Были такие ответы: Говорить всегда надо правильно. И такие: Сейчас отменили правильные ударения и люди болтают как им удобнее.

В поисках решения проблемы повышения уровня владения акцентологическими нормами учащимися мы с ребятами пришли к мнению, что общая культура речи начинается с самого себя.

Человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.

Но учащиеся находятся только в начале своего пути, им нужна помощь со стороны школы, педагогов. Это второй путь решения проблемы.  И здесь, по мнению исследователей, помогут уголки «Говори правильно» в классных кабинетах.

Летом, проведя опросы по состоянию норм ударений среди школьников младшего звена, мы с ребятами так и сделали: поместили рекламные листовки в тех кабинетах, где находились наши респонденты.

А проведя опрос  жителей на улицах города,  отдавали горожанам листовки «Говори правильно». Создание и размещение таких листовок – это ещё один путь решения проблемы. Но здесь нужна помощь и со стороны администрации города. Хотелось бы, чтобы на улицах наших городов появились рекламные баннеры, пропагандирующие орфоэпические и другие нормы  русского языка.

Ещё один путь – создание  программы «Говори правильно» на местном телевидении. Но ответы респондентов на вопрос анкеты: Если бы на  местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её? – показали, что учащихся эта идея, к сожалению, не заинтересовала.

Ещё один действенный, по мнению исследователей, путь повышения культуры речи учащихся - создание в школьных газетах рубрик «Проверь себя», где можно помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».

Что же дала проведённая нами исследовательская работа самим исследователям?  Кроме метапредметных навыков, она научила их быть внимательными к своей речи, нормам произношения, помогла расширить этнокультурные знания и, конечно же, повысила интерес к русскому языку.

Список литературы и Интернет-источников

  1. Дружинин В. П. Психология общих способностей. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  3. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
  4. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-М.: Просвещение, 1990.
  5.  Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.
  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с
  7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.
  8. Щукинa Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. -М.: Педагогика, 1988.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  10. Сенько В. О. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла // URL:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37684

Приложение

Опросный лист

Квартал, дозвонишься, баловать, свекла, обеспечение, жалюзи, диспансер, завидно, каталог, красивее, хвоя, ходатайство, столяр, договор, экспертный, щавель, газопровод, облегчить, искра, исчерпать

 

Анкета

  1. Допускаете ли вы ошибки в произношении?
  2. Задумываетесь ли вы, как ставить ударение в словах?
  3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения у окружающих?
  4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения?
  5. Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?
  6. Где вы соблюдаете правила постановки ударения?

а) в школе;

б) на улице, среди сверстников;

в) дома;

г) везде;

д) не обращаю на это внимание;

  1. Кто для вас образец для постановки ударения в словах?

а) друзья;

б) родители;

в) педагоги;

г) теле- и радиоведущие;

д) никто;

е) справочники, словари;

  1. Если бы на местном TV  была передача «Говори правильно», смотрели бы вы её?
  1. Пригодится ли вам в дальнейшей жизни умение правильно, без ошибок говорить?
  2. С кого начинается общая культура речи?

а) с государства;

б) с педагога;

в) с каждого из нас;

Фото

      F:\гуманитарный лагерь\foto\SDC12475.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью внеклассной работы”

Для современного образования остаётся представление об  учении как о тяжёлом , обязательном труде.Важной задачей образования становится привитие у  учащихся интереса к учению.Однако с достат...

Англицизмы в русском языке. Научно-исследовательская работа по лингвистике.

Данная работа стала победителем в районной научно-практической конференции "Шаги в науку"...

Приёмы активизации интереса к чтению с помощью современных педагогических технологий

В статье рассматриваются приёмы из опыта работы  для активизации интереса к чтению...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Министерство образования и науки РБМБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»        Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассну...