Приёмы активизации интереса к чтению с помощью современных педагогических технологий
статья по литературе на тему

Вениаминова Ольга Павловна

В статье рассматриваются приёмы из опыта работы  для активизации интереса к чтению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы активизации интереса к чтению с помощью современных педагогических технологий

/Выступление на ГМО в рамках Августовской конференции/

Как есть вечные ценности, такие  как любовь, дружба, честность, добро, так есть и вечные проблемы. У учителя литературы – как пробудить интерес к чтению у учащихся, как его развивать, поддерживать.

Когда я пришла работать в школу,  для меня примером учителя, который смог добиться того, что у него читали все,  стал Евгений Николаевич Ильин,  педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, известный методист. В 1960—70-х годах  он разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества. 

Какие же приёмы Ильина «пришли» и на мой урок?

Особенностью его уроков литературы является следование закону "Трёх О":

 — Очаровать книгой;

 — Окрылить героем;

 — Обворожить писателем;

 Ильин шёл к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. На его уроках создавались такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому! Поэтому он стремился к тому, чтобы держать класс в состоянии спора, создавал проблемную ситуацию.

Чтобы получился урок «по Ильину», конечно же, нужно тщательно продумывать каждый этап урока, форму его.   Особое внимание уделить вопросам учащихся на уроке, репликам, комментариям. Именно в них выражается поиск, спор, стремление иметь свою точку зрения. Это в свою очередь развивает любознательность, активизирует интерес к чтению.

Как мне кажется,  наиболее эффективной здесь будет форма урока – дискуссии( в старших классах) или   урока-проблемы ( по Ильину) с  постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ. 

Например,  в 11 классе был проведён урок-предупреждение с элементами театрализации  по рассказу М.Булгакова «Морфий».

Формы работы:

  • Учащийся в роли доктора Полякова
  • Сообщения учеников-медиков
  • Результаты опроса старшеклассников учениками-социологами
  • Обсуждение плакатов-иллюстраций к уроку
  • Текстуальный анализ произведения
  • Вывод урока: продолжение фразы «Наркотики – это…»

Главное на уроке, по Ильину, - общение, создание таких ситуаций, когда учащийся не промолчит, свободно выскажет свою точку зрения и полюбит книгу, которая даст ответы на его вопросы, вернётся к ней ещё раз. И наш урок получился уроком общения, после которого, я думаю, те, кто не читал ещё Булгакова, прочли его произведения.

Проблемная ситуация, педагогика сотрудничества, сотворчества – это сейчас основа многих современных педагогических технологий, например такой,  как РКМЧП, приёмы которой применяются многими учителями.

Какие же приёмы из данной технологии помогают активизировать интерес учащихся к чтению?

Прием РАФТ:

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Это письменная работа по произведению, которая может проводится как на уроке, так даваться и  в качестве домашнего задания.

Суть приёма: Ученик  выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, быть индивидуальной или стать общим заданием для всего класса.

Например, на уроке по произведению Короленко «В дурном обществе» было предложено написать от имени Васи(роль) для отца(аудитория) письмо(форма) о дружбе с Валеком и Марусей(тема).Дети отметили, что писать такое письмо было интересно и некоторым пришлось ещё раз обратиться к произведению, чтобы выполнить работу.

Синквейн. Я часто использую в работе данный приём. Кажется, такое пятистишие написать нетрудно, но нужно быть, как говорится, «в теме», чтобы кратко и точно дать характеристику герою или произведению. А для этого обязательно нужно внимательно прочитать произведение.

Примеры.

  1. «Война и мир»
  2. Глубокая, философская
  3. Учит, рассказывает, повествует
  4. Это книга о русском народе
  5. Титанический труд

Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств своего ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на доску или проводит опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.

Я думаю, вы знаете, что к любому фильму сейчас выпускаются трейлеры- видеоролики, рекламирующие новые фильмы. Так вот есть и буктрейлеры, которые представляют книгу. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Они помогут заинтересовать учащихся, используя ставший привычным для современного школьника «видеоязык». Кроме того, такое начало урока выглядит ярко, привлекательно, активизирует учащихся на дальнейшую работу.

Эффективным средством пополнения круга чтения учащегося является проектно-исследовательская работа. Чтобы выполнить проект качественно, нужно прочитать и ознакомиться не только с художественной литературой, но и с научно-популярной, критической литературой.

Работая над проектом «Образ женщины в творчестве Н.А. Некрасова» , девочки 10 класса обратились к литературно-критическим статьям на данную тему и сделали вывод, что основные «составляющие» образа женщины в поэзии Некрасова следующие:

Синквейн

1.Русская женщина

2.Многострадальная, величавая

3.Работает, терпит, любит.

4.Преодолевает трудности, не жалуясь на судьбу.

5.Пленительный образ.

Вывод был подкреплён  «стихотворным  попурри», составленным из многочисленных произведений Некрасова, где представлен образ женщины. Это была кропотливая работа- чтение и выборка подходящих строф- , но и обогащающая учащихся поэтическим миром прекрасного поэта.

Всего получилось 12 строф

Стихотворное попурри «Образ женщины в творчестве Н.А. Некрасова»

Доля ты! - русская долюшка женская!

  Вряд ли труднее сыскать.

Рано я, горькая, встала,

Дома не ела, с собой не брала,

До ночи пашню пахала,

Ночью я косу клепала,

Утром косить я пошла...

 Спинушка ноет с натуги,

Руки и ноги болят,

Красные, желтые круги

Перед очами стоят...

 Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую —

Некогда кровь унимать!

 Едва ее ноги держали,

Душа истомилась тоской,

Настало затишье печали —

Невольный и страшный покой!

 От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

 Немудрено, что ты вянешь до времени,

 Всевыносящего русского племени

 Многострадальная мать!

 

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна...

 Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

 

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

 

...Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока, 

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

 

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет,— спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

 

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой- нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.


Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый в литературу учитель, сам влюбляет в неё и своих учеников.

Использованные источники

https://educontest.net/ru/1843270/

https://weburok.com/195533/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.

Кто повторяет старое и узнаёт новое, тот может быть предводителем. Конфуций.В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из иннов...

Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82

Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе расматриваются  возможности активизации познавательной деятельности школьников , как на уроках, так и во внеурочной деятельности с помощью современных информационных технологий. Практиче...