Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Юзкаева Лилия Марсовна

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_i_obshchenie.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

 4.09.2017.         №1                                 Тема.  Язык и общение

 Цель: Формирование у учащихся  умений построения и реализации новых знаний (понятий, спо-собов действий). Выявление особенности разговорной  речи, языка художественной литературы и стилей речи. 

Ход урока

I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

  Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

II. Работа над упр. 1, 2.  – обратить внимание на выделенные в тексте слова, привести примеры из жизни.

III. Работа над пословицами о языке русского народа. Стр.6

· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

IV. Обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским  языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

А. И. Куприн

V. Словарно-орфографическая работа.

Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)

– В каком значении употреблено слово грамота?

  Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

  После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

  Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

Сообщение учителя.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический

Научная деятельность (научные статьи, работы)

Научный

Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Художественный

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Наблюдение (с. 10-11 учебника).

– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом .С.10

 Сообщение учителя.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

Работа над упр. 16,17 определить стили данных отрывок.

Речевой этикет. Упр.18.- записать в тетради вежливые слова.

Рефлексия.

Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)

3.                           Возле речки, у обрыва,

                              Плачет ива, плачет ива.

                              Может, ей кого- то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? (Художественный.)

И. Токмакова «Ива»

Домашнее задание. 

Упр.7 (письм); упр.6 – подготовиться к письму по памяти;   упр.18(составить словарь вежливых слов)

06.09.17    №2

Тема: Звуки и буквы. Орфограмма. (Состав слова)

Целевые  установки  на  достижение  результата:

Личностные: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

КоммуникативныеВладеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Познавательные объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Предметные: познакомить с понятием транскрипция, орфограмма.

Тип  урока: Повторение.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная

Необходимое  техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура  и  ход  урока

  1.  Начало  урока:  введение,  « разогрев»  учиника,  включающий  эмоциональную  и  интеллектуальную  «  разминку».

- Добрый день. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь  на  активную работу на уроке.

2. Контрольно -  подготовительный  этап  урока:  опрос  по  предыдущим  темам.

      Проверка д/з.  Устные ответы учащихся.

- сегодня  мы с вами  повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- из чего строятся слова? Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

 Постановка  учебной  цели,  « вызов»,  обеспечивающий  интерес  к  поставленной  цели.

Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.(Буквы)  - (на слайде)

- о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же,  о звуках и буквах.

-Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов.

- Как будет звучать тема нашего урока?  

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

Работа с материалом учебника.  

Чтение и обсуждение текста  упр. 20.

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.  Понятие на стр.14.,15 (знаки)

Упражнение 21- написать транскрипцию..

Физминутка.

- чтобы грамотно писать слова, что нам помогают? (правила). Эти правила мы назовём орфограммы. Понятие на стр. 16

. Словарно-орфографическая работа

Выполнение упр. 25. – выписать слова, к которым нужно применить правила.

- орфограммы- буквы могут находиться в приставках, в корне, в суффиксе, в окончании. Стр.17

Итог урока.

– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?

– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?

– Оцените свою работу на уроке.

– Что показалось трудным?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Домашнее задание. Упр. 24(у. разбить текст на 2 абзаца): 28 (написать транскрипцию).

11.09.2017       №3

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Цели: Коммуникативные: формировать навыки  речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа

-(на слайде) 

III. Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28.

В о п р о с ы:

– Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?

– Сравните свои наблюдения с теоретическими сведениями на с. 18,19 учебника.

IV. Закрепление умений.

Проводится на материале упражнений 29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях ), особое внимание следует обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование.

V.  Комментированное письмо

 Задание. Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Зима, страна, вода, земля, жалеть, деревья, жалить, пастух, прелесть, кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, молоко.

Физминутка.

VI. Выполнение упражнений 32-устно, 33-письменно,по заданию, 36 –устно, выявить непроверяемые безударные гласные.  .

VII. Ознакомление  с комментарием о непроверяемых безударных гласных на стр. 21учебника.

VIII. Рефлексия. Разбор слов по составу.

Перелетные, веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец.

– В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением?

– Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?

         - а непроверяемой гласной в корне?

– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?

– Оцените свою работу на уроке.

– Что показалось трудным?

Домашнее задание. Упр.35 –(письменно)подобрать проверочные слова;

                                     Упр.39- (устно) подгот-ся к зрительному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения. 5 класс (3 часа в неделю)

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Конспекты уроков русского языка для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме (9 класс)

Конспекты уроков русского языка составлены для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме. Программа рассчитана на 34 занятия, 0,5 ч в неделю.  Длительность одного занятия составляет ...

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому в 6 классе разработана на основе нормативных документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об ...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения

представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....