Презентация "Морфемика"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Хангуева Антонина Савельевна

Презентация к уроку русского языка "Морфемика" в 6 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найти корень слова – это значит найти его внутренний мир, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М. А. Рыбникова) Морфемика – наименьшая значимая часть слова

Слайд 2

Морфема – значимая часть слова. В отличие от слога она что-то означает в слове.

Слайд 3

Слово приставка корень суффикс окончание слово

Слайд 4

Знаете ли вы… В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые существуют только вместе с приставками и суффиксами: ис каз ить, ис каж енный, от верг ать, опро верж ение. В русском языке существует полнозначное слово без корня: глагол вынуть. Первоначально в нем был корень – я - с призвуком н : вы- ня -ть, (ср.: об- ня -ть, при- ня -ть). Затем этот звук был вытеснен суффиксом –ну-, обозначающим законченность действия,- вы-ну-ть.

Слайд 5

Выбираем капитанов Кто быстрее? Выпишите только однокоренные слова. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит работу. Два первых финалиста- это наши капитаны -набирают команды! Дорога, дорожный, дорогие, подорожник, дороговизна, дорожить, дорогуша.

Слайд 6

Конкурс капитанов Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова. ЧИТАЮ, ЧИТАЛ, ЧАС, ВЕЗИТЕ, ЧИТКА, ВЕЗТИ, ЧАСЫ, ЧТЕЦ, ВОЕННЫЙ (ЗАВОД), ВОЕННАЯ (ПОХОДКА), ЧТЕЦЫ, ПРОШЕЛ (МИМО), ЧИТКИ, СКОРЫЙ, ПРОЙДЕТ (МИМО ДОМА), СКОРАЯ (ПОМОЩЬ).

Слайд 7

Проверьте себя Читаю-читал; час- часы; везти- везите; читка-читки; чтецы-чтец; военный (завод)-военная (походка), прошел (мимо)-пройдет (мимо дома); скорый-скорая (помощь).

Слайд 8

Задания командам: найдите третье «лишнее» горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель

Слайд 9

Проверьте себя нагорный морщины водитель

Слайд 10

Знаете ли вы… В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), развито образование слов с помощью приставок. Вот самые распространенные (некоторые из них имеют варианты): без-(бес), в-(во), вз-(вс-), вне-, до-, за-, из-(ис-), меж-, между-, на-, над-, наи-, не-, недо-, о-(об-, обо-), обез-, от-(ото-), пре-, по-, под-(подо-), пред-, при-, про-, противо-, раз-(рас-), с-(со-), сверх-, у-, чрез-.

Слайд 11

Разминка для команд. Кто быстрее? Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой -слова с одинаковой приставкой. ПОДБЕРЕЗОВИК, ПОДСТАВКА, ОТВОДИТЬ, ПОДУЧИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ПОДУШКА, ПОДВОДНИК

Слайд 12

Проверьте себя Слова с одинаковой приставкой под березовик под ставка под учить под водник Однокоренные слова от вод ить пред вод итель

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

Знаете ли вы… Слова жир и пир образовались от глаголов жити и пити с помощью древнего суффикса – р- . При помощи старинного суффикса – ог - от слова пир образовалось пирог , а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать»)- творог . Стали частью корня и другие древние суффиксы:- х - в словах дух, смех, успех ; - ц - в слове кольцо ( кольцо от коло -круг); - н - в слове окно .

Слайд 15

Лингвистическая задача для очень умных детей На уроках биологии вы встретились с терминами тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик . Следует ли в них выделять суффиксы? Докажите свою мысль.

Слайд 16

Проверьте себя В приведенных терминах нет значения уменьшительности. Без суффиксов – ИК и – ОК они не употребляются. Значит, суффиксы в них выделять не следует.

Слайд 17

Лингвистическая задача для очень умных детей С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово?

Слайд 18

Проверьте себя С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ.

Слайд 19

Задания командам: какие слова неверно разделены на морфемы? С-лез-инк-а Без-грамот-н-ая Подо-бр-а-ть Ус-меш-к-а По-втор-ени-е Пре-крас-н-ый Подо-кон-ник

Слайд 20

Проверьте себя У-смеш-к-а Под-окон-ник Слез-инк-а

Слайд 21

Задание «на засыпку» Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: «Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая , Аня- столов , Миша- столики . Кто из них справился с заданием? (А)только Коля; (Б) только Аня; (В) только Миша; (Г) Коля и Миша; (Д) никто.

Слайд 22

Рефлексия Игра «Звонок маме» Позвоните маме и расскажите, чем запомнился вам наш урок занимательной грамматики, что особенно понравилось, что удалось, чему научились?

Слайд 23

Домашнее задание Попробуйте дома составить веселые задания для своих одноклассников по темам «Морфемика» и «Словообразование»