Диагностическая работа в формате ОГЭ ( по материалам рассказа А. Костюнина «Поводырь»)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Шарипова Рамзия Мухамматовна
В процессе обучения в основной школе у учащихся должны быть сформулированы практические умения работы с текстом. Они должны адекватно понимать информацию прочитанного текста и уметь использовать её в качестве аргумента при написании сочинения. При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку учителя - предметники используют не только готовые тренировочные варианты контрольно-измерительных материалов, но и свои тренировочные задания, составленные по различным текстам. Я тоже разрабатываю свои КИМы. На уроках внеклассного чтения по литературе познакомила учеников с творчеством карельского писателя Александра Костюнина, они с интересом читали многие его рассказы. Отрывки из произведений этого автора я использую для тренировочных тестов. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством. Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы. Для А.В. Костюнина жизнь человека - не решение жизненных проблем, каких-то вопросов, а взаимоотношение человека, его нравственность - духовные и душевные качества. Работая над данными текстами, выпускники основной школы не только проверяют свои знания по русскому языку и развивают коммуникативную компетентность, но и учатся жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sbornika.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

        Для сборника.

Инновационная площадка «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования « Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» ( по справке)

Ф.И.О. Шарипова Рамзия Мухамматовна

Должность учитель русского языка и литературы

Место работы  МБОУ «Коморгузинская СОШ им. Ш.Марджани» Атнинского муниципального района РТ

Контактный телефон  89196370493

Эл. адрес  ramzia.scharipowa@yandex.ru

     В процессе обучения в основной школе у учащихся должны быть сформулированы практические умения работы с текстом. Они должны адекватно понимать информацию прочитанного текста и уметь использовать её в качестве аргумента при написании сочинения. При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку учителя - предметники используют не только  готовые тренировочные варианты контрольно-измерительных материалов, но и  свои тренировочные задания, составленные по  различным текстам. Я тоже разрабатываю  свои  КИМы.

     На уроках внеклассного чтения по литературе  познакомила учеников с творчеством  карельского писателя Александра Костюнина,   они с интересом читали многие его рассказы. Отрывки из произведений  этого автора я использую для тренировочных  тестов.

   Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством.  Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы.
   Для А.В. Костюнина жизнь человека - не решение жизненных проблем, каких-то вопросов, а взаимоотношение человека, его нравственность - духовные и душевные качества.

  Работая над  данными текстами, выпускники основной школы не только проверяют свои знания по русскому языку и  развивают  коммуникативную компетентность,  но  и  учатся жизни.

Диагностическая работа в формате ОГЭ

                   ( по материалам рассказа А. Костюнина «Поводырь»)

 Часть 1

       Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

         Пишите изложение  аккуратно, разборчивым почерком.

         

 А Дом престарелых – кладбище живых... Если б только мог, забрал бы любимого учителя к себе. Но пока я был всего-навсего студент первого курса. Жена Антонина Карловича умерла. Детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто- куда, и дела нет... (Он не любил вспоминать.) Дочка в Москве училась в каком-то институте: «геодезия-физика-астрономия». (Я такие слова впервые от него услышал.) Сын – капитан дальнего плаванья: у того своя семья.

   И вот теперь мой любимый учитель... в приют сиротский, как совсем никому ненужный, брошенный человек... За день до начала занятий проводил его туда. Довёл до палаты. Нянечка выдала комплект серого постельного белья, я застелил казённую кровать. (Что ещё я мог сделать?..) На прощанье грустно обнялись. Чёрные очки его с дужкой на оранжевой проволочке съехали набок... Из пустой глазницы вытекла крупная слезинка. Едва сдерживаясь, ушёл. Оставил одного.  У ворот оглянулся, увидел в окне беспомощную сутулую фигуру и... слезами задохнулся...

За время учёбы частенько навещал.

– Магомед, у меня всё хорошо. Главное – учись прилежно.

После окончания училища нет бы первым делом к нему, с новеньким-то дипломом... Помчался домой. А осенью, когда удосужился, с пакетом фруктов... его уж нет. Опоздал... В приёмном покое сухо известили: «Умер. Остался баян». Мне разрешили забрать. Кто хоронил учителя? где?.. – неизвестно. Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс… Сегодняшним-то умом организовали бы, конечно, и почести, и похороны достойные. Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Прочно засел этот человек в моей душе... (2) Думаю, что чувство было взаимным. (3) Он всё больше открывался. (4) И в слабости своей тоже:

(5) – Магомед, до дому поведи.

(6)А я ещё тогда улиц не знал, однако не отказывал. (7) Мне даже гордо...

(8) Он брал меня за руку, мы шли пыльными улочками...

(9) Предупреждает:

(10) – Там лестница будет… – спускаемся. – (11) Теперь налево, в калитку.

(12) Получалось: не я его по городу веду, а он, незрячий, ведёт меня.

( (13)Зоркости ему было не занимать: (14) «Слепой видит Бога духом».) (15) По натуре Антонин Карлович темпераментный, неугомонный в работе. (16) Теперь я сопровождал его повсюду: домой, на уроки музыки в третью школу, в детдом. (17) Отныне, кто бы ни предлагал себя в провожатые, он мягко отказывался: (18) «Спасибо, пойду с Магомедом!» (19)  Ребята за глаза дразнили учителя: (20)  «Магомедов дедушка». (21) И надо мной... надо мной тоже ехидно насмехались, подтрунивали:

(22) – Мы сейчас в футбол идём играть, на море купаться, а ты со своим безглазым Кошмариком попрёшься?.. (23) Поводырь! По-во-дыыырь!!! Ы-ыыы!..

(24) «Почему люди такие злые?!» – навязчивая мысль эта тугим обручем... сжимала сердце. (25) Я не обижался... впадал в какое-то зазеркальное состояние и лишь глядел на кривляющихся, скачущих вокруг мальчишек... (26) Разглядывал их удивлённо, рассеянно... (27) Точно никого не узнавал... (28) Да, свою жизнь я полностью, без оглядки посвятил любимому учителю.(29)  «Мой кобзарь», – мысленно величал его. (30)Он не отец мне, не дедушка, не дядя… (31)Оказалось, важнее. (32) Привязался я к нему. (33) Каждый день, каждый шаг рядом: на подхвате, на страховке.(34) Мир солнечный или лунный, туманный или звёздно-ночной – для него едино-чёрен. (35) И уже никогда-никогда радуга не споёт для него ослепительными красками-нотами. (36)  Зима ли по-хозяйски вступает в свои права, оголяя деревья, застилая кавказское предгорье белым-пребелым снегом, весна ли, восточная красавица, будоражит светом землю, виноградники, горы, небо и море, – всё для него переводилось в язык звуков, в свист ветра, в щебет или молчанье птиц, в «тепло-холодно». (37) Антонину Карловичу главным органом чувств, его глазами, служили память и я.

(38) Разучивает допоздна новую мелодию. (39) Спохватится – ночь глухая...  (40)Поднимется к нам в палату, от порога прислушивается, по дыханию узнаёт меня.  (41)На ощупь подходит:

 (42) – Магомед, проводи.

(43) Встаю. (44) Знаю: никто другой не поведёт. (45) Все спят.

(46) Сонный одеваюсь, глаза слипаются... (47) Колючий снег на дворе.

(48) Кутаюсь в жиденькую мышастую одежду. (49) Холодно! (50) Иду с ним по ночному городу, а он  за руку держит. (51) Рука у него добрая, тёплая. (52)  Он жил далеко от интерната, за базаром… (53) В одну сторону мы иногда успевали на автобусе, обратно нет. (54) Обратно – я один...

2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:

« Почему учитель был важнее всех автору?»

     1.  Каждый день, каждый шаг рядом: на подхвате, на страховке.

     2. Антонину Карловичу главным органом чувств, его глазами, служили память и я

     3. Думаю, чувство было взаимным.

     4. Привязался я к нему.

3.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение 

 1. И уже никогда-никогда радуга не споёт для него ослепительными красками-нотами.

2.Я не обижался... впадал в какое-то зазеркальное состояние и лишь глядел на кривляющихся, скачущих вокруг мальчишек...

3.«Почему люди такие злые?!» – навязчивая мысль эта тугим обручем... сжимала сердце.

 4.Мир солнечный или лунный, туманный или звёздно-ночной – для него едино-чёрен. 

4. Из предложений 24—28 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

5. Из предложений 43-50 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН».

6. Замените слово ЗОРКОСТЬ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание  ехидно насмехались (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения. 

    Зима ли по-хозяйски вступает в свои права,(1) оголяя деревья,(2) застилая кавказское предгорье белым-пребелым снегом,(3) весна ли,(4) восточная красавица,(5) будоражит светом землю,(6) виноградники,(7) горы, (8)небо и море,(9) – всё для него переводилось в язык звуков,(10) в свист ветра,(11) в щебет или молчанье птиц, (12)в «тепло-холодно».

 10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Прочно засел этот человек в моей душе...  Думаю,(1) что  чувство было взаимным.  Он всё больше открывался. И в слабости своей тоже:

 – Магомед, (2)до дому поведи. Он брал меня за руку(3) мы шли пыльными улочками... 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17

12.В приведённых  ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

 Холодно!  Иду с ним по ночному городу (1)а он  за руку держит.  Рука у него добрая(2)тёплая.  Он жил далеко от интерната (3) за базаром…

13. Среди предложений 1 – 7 найдите  сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 12-16 найдите сложное предложение с  бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

     Приводя примеры,         указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете         писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.

       Объем сочинения должен составлять не менее         70 слов.

       Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение.

        Почему автор утверждает, что « всю свою жизнь посвятил любимому учителю»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

          Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

          Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3   Как Вы понимаете значение слова  ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и  прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое призвание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

      Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

       Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

2

4

3

3

4

разглядывал

5

сонный

6

 проницательность

7

насмехались  с ехидностью

8

Радуга не споёт

9

6,7,8,10,11,12

10

2

11

2

12

1

13

2

14

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь"

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь". А.Костюнин -  современный писатель, творчество которого пронизано любовью к человеку. В основе рассказов положены размышлен...

Диагностическая работа в формате ОГЭ по русскому языку

Переработанный вариант (с учетом новых спецификаций)...

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по информатике

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по информатике с ответами и критериями оценки в соответствии с КИМ 2015 г. Составлена на основе материалов К.Ю. Полякова (http://kpolyakov.narod.ru/schoo...

Подготовка К ОГЭ "Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Вариант 3"

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.Част...

Подготовка к ОГЭ "Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015"

Вариант 1. Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит ...

Диагностическая работа в формате ОГЭ (часть 2)

Тесты ОГЭ-2016 по русскому языку для подготовки к заданям 2-14 с ответами. Могут быть использованы на уроках и при подготовке на элективных занятиях. Тесты были взяты и переработаны из различных матер...

Диагностическая работа в формате ГИА , 8 класс

Диагностическая работа в формате ГИА , 8 класс...