Творческие работы как отражение картины мира лицеиста
статья по русскому языку (10 класс) на тему

исследование языковой личности учеников физико-математического лицея

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие работы как отражение картины мира лицеиста

(на материале ключевых концептов «любовь» и «патриотизм»)

        Сейчас модно говорить о том,  что современная жизнь требует от выпускника школы мобильного мышления, умения работать в команде, способности быстро оценивать ситуацию, видеть проблемы, формулировать их и находить оптимальные пути решения. За этим требованием жизни не всегда можно разглядеть человека и узнать, чего хочет он: подчиняться требованиям времени или самому влиять на все, что происходит вокруг; быть объектом, исполняющим чьи-то законы или  субъектом, активно влияющим на все происходящее вокруг.   Ориентация на идею человека как на саморазвивающийся субъект предъявляет совершенно определенные требования к содержанию образования. Все больше сейчас утверждений о том, что ребенок, ученик не объект, на который направлены усилия педагогов по усвоению знаний, кем-то выдвинутых норм, а субъект, способный делать осмысленный выбор, влиять на образовательный процесс, способный порождать собственные смыслы в отношении своей жизни.

Современные уроки русского языка и литературы разительно отличаются от тех, которые были раньше. Сейчас – это пространство поиска, исследования, диалога. Сейчас ученики далеко не все принимают на веру, им нужно понять, разобраться в вечных вопросах самим. Они порой спорят, когда им предлагаешь готовые формулы добра и зла, они не согласны с оценкой некоторых классических литературных образов, они хотят быть услышанными и понятыми. Это позволяет сделать не только открытый диалог на уроке, но и письменные творческие работы. Это тоже своеобразная трибуна для диалога.

        Возрастные, речевые, интеллектуальные особенности учащихся старших классов:

  • Острая потребность в признании, самоутверждении
  • Чувство взрослости
  • Рост критичности
  • Амбивалентность поведения
  • Низкая самооценка
  • Кризис самотождественности  
  • Не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
  • Острая потребность в признании, самоутверждении.

        Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. Особенность - несоответствие представлений о

своих желаемых и реальных возможностях.

Подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы.

        Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире. Все свои роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее.

Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.

        Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

        В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает:
- сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
- развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);
- становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.

        Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

        Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.

        Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

        В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.

        Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

        Речевые особенности старших школьников: активное употребление сленга, жаргона, прецедентных текстов из фильмов, книг.

        Подавляющее большинство не может точно и правильно выразить свою мысль. От этого ученики испытывают неловкость, раздражение, чувство неудовлетворенности, так как их не понимают. В качестве причин учащиеся называют отсутствие логики в высказывании, отсутствие ярких средств выразительности, маленький словарный запас, не позволяющий подобрать нужное или правильное слово. Таких ситуаций много в учебном или официальном общении: при ответе на уроке, во время  дискуссии или спора, во время публичного выступления.

Знакомство с сочинениями показало, что учащиеся реагируют на стилистические неточности и ошибки в работах своих сверстников (в своих работах тоже), когда слышат эти тексты, но при написании они не видят ошибки. Сравним примеры из творческих работ: «Катерину накрыли муки совести», «Дикой, тоже самодур Калинова, не такой продвинутый, как Кабаниха», «Печорин жил ради интереса, поэтому всегда ввязывался в разные истории». Авторы приведенных сочинений утверждают, что в момент написания они не могли подобрать другого слова.

При неформальном, живом общении подросткам проще понимать друг друга, потому что они часто используют сленг, жаргонную лексику, которая насыщена экспрессивными выражениями,  устойчивыми сочетаниями, емкими и меткими словами, понятными подросткам. В живом общении они допускают смешение речевых стилей, им не нужно задумываться над поиском адекватных слов и выражений. Сравним примеры:

1) – Че, когда саб (сабвуфер) втыкать (устанавливать) будешь?

    – Да без понятия, филок (денег) нет.

2)  В Доту ночью гамал (играл) вчера?

   – Да, три катки (партия) затащил (выиграл) подряд.

        Интересно отметить такой прием, как использование языковой игры: «Владислав, ты открыл мне глаз, правда, только правый»; «Сколько примерно часов физики и математики в неделю? - Примерно много».         

        Довольно активно подростки используют так называемые прецедентные тексты – «осознанные или неосознанные, точные или преобразованные цитаты или иного рода отсылки к более или менее известным ранее произведенным текстам в составе более позднего текста» [8]:

1) Сон – это очень странный предмет: днем спать хочешь, а ночью нет (песня Винни-Пуха про мед).

По нашим наблюдениям, в речи лицеистов довольно много слов и выражений, относящихся к профессиональной лексике (использование физических и математических, а также химических терминов), которые они вольно или невольно обыгрывают в разговоре: координальные меры (вместо кардинальные); Какой может быть реакция на такой поступок? – Окислительно-восстановительной.

        В таких суждениях отражается специфика физико-математического профиля учебного учреждения. Это тоже во многом определяет стиль мышления и особенности речи лицеистов. Замечено, что на переменах подростки общаются в основном на темы, связанные с физикой и математикой (спрашивают, кто и как решил задачу, кто придумал больше вариантов решения, в чем сложность или простота задачи). Влияние профильных предметов сказывается и на том, как дети общаются в театре, на спортивных соревнованиях. Учитель физкультуры неоднократно отмечал, что когда лицеисты выходят на городские состязания, то в перерывах они в основном говорят о математических задачах, вариантах и способах их решения. Это заметно отличает их от других обучающихся.

        Таким образом, полученный при исследовании языковой материал позволил охарактеризовать некоторые особенности лексикона современных старшеклассников-лицеистов с учетом социальных факторов, определяющих особенности их речи.

  1. Речь школьников во многом зависит от социального окружения (языковой среды), а также от профиля образовательного учреждения, в котором они обучаются.
  2. При создании устного текста в официальном общении обучающиеся испытывают затруднения в выборе языковых средств.
  3. При создании письменного текста обучающиеся, как правило, не видят речевых и грамматических ошибок и не понимают, что происходит смешение стилей речи.
  4. Живая, непринужденная речь лицеистов разнообразна, в ней присутствуют неполные предложения, сленг, жаргон, смешение стилей и жанров.

Понятие о картине мира и концепте

Н.С. Болотнова «Коммуникативная стилистика текста» (словарь-тезаурус)        

        Картина мира. Ее можно определить как представление о мире человека (индивидуальная картина мира) на определенном этапе его развития, отраженное в системе образов, понятий, концептов (см. Концептуальная картина мира; Языковая картина мира; Концепт). «Картина мира включает в себя элементы окружающей действительности, оценочно осмысленные национальным языковым сознанием на основе жизненного и творческого опыта, как коллективного, так и индивидуального» (Пименов, 2006, с. 81).

По мнению В.И. Карасика, картина мира человека и социума динамична и зависит от многих факторов: социальных, экономических, исторических, культурологических, возрастных и др.

Картина мира человека отражается в его текстовой деятельности. Фрагмент картины мира, отраженный в тексте, имеет субъективный, творческий характер, проявляющийся в выборе объекта и ракурса изображения, определенного среза или аспекта реального мира, увиденного через призму определенных индивидуально-авторских оценок.

        Концепт. Концепт рассматривают как единицу концептуальной картины мира отдельного человека и различных культурных сообществ (см. Концептуальная картина мира).         Определяя в рамках лингвокультурологии концепт как «вербализованный культурный смысл», С.Г. Воркачев (2005, с. 76-77) называет основные особенности концепта. К ним исследователь относит: многопризнаковость, дискурсивность смысла, метафоричность, включенность в лексическую систему языка. Наряду с этим им выделятся другие признаки концепта: переживаемость  («концепты не только мыслятся, но и переживаются»), семиотическая плотность (представленность в языке языковыми синонимами, тематическими рядами, пословицами, литературными сюжетами, символами и т.д.); ориентированность на план выражения (включенность имени концепта в ассоциативные, парадигматические и синтагматические связи).

        Концепт в его текстовом воплощении, являясь элементом общей системы текста, отражает авторское мировидение, его индивидуальную картину мира, конкретный замысел творца, его интенции, актуализированные в тексте. В связи с этим изучение концептуальной структуры текста приобретает особую значимость для анализа смыслового развертывания текста и его интерпретации.

Материал из творческих работ

Концепт «любовь»

В. Козлов

Любовь способна переродить человека, изменить его понимание жизни. Для меня любовь – это прежде всего чувства, возникающие между любящими, и те чувства, которые у них появляются ко всему окружающему их миру. Любить человека – значит видеть его сущность, видеть красоту и необъятность его души; значит жить им, значит познать его. И в этом «познании» не может быть драмы, ведь оно прекрасно. Я думаю, что любовь всегда приносит счастье. Любовь приходит не одна. Она приходит со свободой и жизнью.(тема: бывает ли несчастная любовь?) «Мы», «Мастер и Маргарита»

П. Куркин

Далеко не всем любовь дарит счастье. Некоторых людей она ограничивает, становится преградой на пути к заветным целям и желаниям, заставляет поступиться собственными принципами, перешагнуть через свою гордыню, побороть строптивость. После таких слов любовь предстает перед нами диктатором, ограничивающим свободу человека, его личности и души. «Жизнь взаймы», «Макар Чудра»

М. Морев

Несмотря на несчастную любовь, мы обязаны стремиться любить, хранить и охранять любовь в своих сердцах, ведь только от нас зависит, будет ли у нас счастливая любовь или нет. «Бедная Лиза», «Гранатовый браслет»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение языковой картины мира В.Г. Распутина в повести "Прощание с Матерой"

В статье рассматривается отражение языковой картины мира писателя с точки зрения христианской идеологии....

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Влияние образовательной среды школы на формирование картины мира ребёнка. (на примере работы МО учителей иностранных языков)

В данной статье рассматривается,  как происходит формирование картины мира ребёнка на примере работы МО учителей иностранных языков МОУ СОШ №56  города Саратов...

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

Комбинированная контрольная работа по информатике 7 класс УМК Семакин И.Г. Тема "Информационная картина мира"

Комбинированная контрольная  работа для контроля знаний и умений, учащихся по теме «Информационная картина мира»  содержит 18  заданий и имеет одной из целей постепенную подготовк...

Статья. Формирование жизненных компетенций по направлению "Дифференциация и осмысление картины мира" у учащихся с ЗПР. Из опыта работы

Дети с ЗПР к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, ...

Контрольная работа по теме "Информационная картина мира" , 8 класс, УМК Н.В. Макарова

Контрольная работа проводится в 8 классе после изучения тем "Представление о модели объекта", "Основы классификации объектов"...