Рабочая программа по письму и развитию речи в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Рабочая программа по письму и развитию речи в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы в соответствии с ФГОС

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кореновский район ст. Платнировская

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Платнировской

УТВЕРЖДЕНО

решением  педагогического  совета

от_______ 20___года  протокол №__

Председатель________   Скубий Г.Н.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по                                      ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Уровень образования (класс)   основное общее образование  5-9 классы

 

Количество часов  714 часов

Учителя С.В.Кузьменко, Г.Н.Малюта, Л.В.Селезнева

Программа разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида 5- 9 классы под редакцией В.В.Воронковой, сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 2011 г.       

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по письму и развитию речи  6-9 класса разработана  на основе федеральных и региональных документов:

- приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- примерная адаптированная основная образовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

- базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии    

( вариант 1), утвержденного  МО  РФ, дополнение к приказу МО РФ 10.04.2002 г. № 29/2065

- учебный план ГБОУ школы-интерната  ст. Платнировской на 2016-2017 учебный  год, утверждённый решением  педсовета № 5  от 30.08.2016 г.

- программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва 2011г.  

- приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования»

Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по письму. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Основной целью рабочей программы  является:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

 -формирование  достаточно прочных навыков грамотного письма.

 -формирование умения последовательно излагать свои мысли посредством  устной и письменной речи.

 -социальная  адаптация учащегося в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. 

Роль учебного предмета

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие зрительного восприятия и узнавания:

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

-развитие наглядно-образного  и словесно-логического мышления

-коррекция  нарушений эмоционально-логической сферы;

-обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях умениях, навыках.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

    Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.  Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации; определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников, обеспечивает преемственность при  изучении курса в начальной и основной школе. Некоторые обучающиеся отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким обучающимся следует давать посильные для выполнения задания.

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

1.    Письмо и развитие речи

2.    Чтение и развитие речи.

Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу учебного года.  

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе  VIII вида.

     Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. 

     Уроки письма и развития речи в  специальном (коррекционном) образовательном учреждении  имеют коммуникативно-речевую направленность,  делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:

-  Познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления у школьников с ОВЗ;

- Познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;

- Воспитательную направленность как средство адаптации к жизни. 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предназначена для 5-9 классов.

5 класс – 170 часов, 5 часов в неделю.

6 класс – 136 часов, 4 часа в неделю

7 класс – 136 часов, 4 часа в неделю

8 класс – 136 часов, 4 часа в неделю

9 класс – 136 часов, 4 часа в неделю

Всего 714 часов

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

обучающийся должен

-  гордиться школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения живописи, литературы, искусства;

- уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе норм и правил, принятых в обществе

Предметные результаты:

 5 класс

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

- строить простое распространенное предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

6 класс

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

строить простое распространенное предложение с однородными членами;

связно высказываться устно и письменно (по плану);

пользоваться словарем.        

Учащиеся должны знать:

способы проверки написания гласных и согласных в корне слова

7 класс

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные (без конкретизации) члены предо-жения;

название частей речи, их значение;

наиболее распространенные правила правописания слов.

8 класс

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;        

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи

наиболее распространенные правила правописания слов.

9 класс

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространенные правила правописания слов

Формируемые базовые учебные действия (БУД):

Коммуникативные:

Обучающийся должен:

- вступать и поддерживать общение в разных ситуациях взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых)

- слушать собеседника, вступать в диалог, поддерживать его, аргументировать свое мнение

- дифференцированно использовать разные виды бытовых высказываний в ситуации общения с учетом специфики участников общения (возраст, социальный статус)

- использовать разные виды делового письма для решения жизненных задач

- используовать разные источники  информации для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

- понимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Познавательные:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир

- использовать логические действия на наглядном материале, основе практической деятельности

Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов:

Минимальный уровень:

- принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;

- знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;

производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему,

вопросы учителя;

- иметь представления о грамматических разрядах слов;

различать части речи по вопросу и значению;

- составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;

- использовать  на  письме  орфографические  правила  после  предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

- писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

- составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

- знать значимые части слова и их существенные признаки;

- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов;

- дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

- определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя;

- составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

- отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

- определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью;

- определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);

- находить и решать орографические задачи;

- писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов);

- оформлять все виды изученных деловых бумаг;

- писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли,

структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов).

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

ПОВТОРЕНИЕ.

    Предложение.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

     Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

СЛОВО.

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.  

ЧАСТИ РЕЧИ.

     Общее понятие о частях речи: существительном, прилагательном, глаголе. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. 

         Имя существительное.

Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак   после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие  у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения.  Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям. 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом

и. Знаки препинания при однородных членах. 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД.

Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Состав слова. Упражнения в определении рода, числа, падежа имен существительных.

Развитие речи.

Заполнение дневника учащимся.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану.

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.          

Связная речь:

 Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с ОВЗ излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом –  это основа, позволяющая учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

6 класс

ПОВТОРЕНИЕ.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

ЗВУКИ И БУКВЫ.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

СОСТАВ СЛОВА.

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД.

Безударные гласные и согласные в корне слова Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).

7 класс

ПОВТОРЕНИЕ.

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и. союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а„ но.

СОСТАВ СЛОВА.  

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными 1 ласными о и е.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, надеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Дмчные местоимения единственного и множественного числа.

1. 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

 Неопределенная частица не с глаголами.

 Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица  

 шь,- шься.

 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

 Глаголы на -ся (-сь).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном    предложении.

 Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но. повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД.

Связная речь

Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам.

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы». «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).

Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.

8 класс 

ПОВТОРЕНИЕ.

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

СЛОВО.

Состав слова. Однокоренные слова, подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок cо и а (от-, до-, про-, по-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные в зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных ед.ч. и мн.ч. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед.ч. и мн.ч. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения.  Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 л. мн.ч.

Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, глаголов с –тся и ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, что, где, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД.

Связная речь

(упражнения в связной письменной  речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и зарубежных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо, заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

9 класс

ПОВТОРЕНИЕ.

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

ЗВУКИ И БУКВЫ.

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале

слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

СЛОВО.

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные

грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание

личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные

количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90,100.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД.

Связная речь

 (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения

всего программного материала по русскому языку).

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных

наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс 

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

По примерной программе

По рабочей

программе

Всего

часов, из них

Теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение, словарные диктанты)

1

Повторение.

16

15

1

1.1

Предложение

5

5

1.2

Звуки и буквы

11

10

1

2

Слово.

29

25

4

2.1

Состав слова

29

25

4

3

Части речи

92

81

11

3.1

Общее понятия о частях речи.

3

3

3.2

Имя существительное

89

78

11

4

Предложение

17

16

1

5

Повторение.

16

14

2

Итого

170

151

19

Содержание работы

Количество часов

Всего

170

В неделю

5

Контрольные работы:

6

  • Входной контрольный диктант

1

  • Контрольный диктант по теме «Состав слова» за 1 четверть

1

  • Контрольный диктант по теме «Падеж имен существительных»
  • за 2 четверть

1

  • Контрольный диктант по теме «Имя существительное»  за 3 четверть

1

  • Итоговая контрольная работа

1

Контрольный диктант «Повторение изученного материала»  за 4 четверть

1

Работа над ошибками

6

Развитие связной речи с элементами творчества:

5

  • Сочинение

2

Изложение

3

Деловое письмо

4

Словарный диктант

4


6 класс

п/п

Содержание (наименование

разделов и тем)

По примерной

программе

Всего часов

По рабочей программе

Всего часов, из них

Теоретические

Практические

(контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, словарные диктанты)

1

Повторение

7

6

1

1.1

Предложение

7

6

1

2

Звуки и буквы

6

6

3

Состав слова

23

19

4

4

Части речи

85

73

12

4.1

Имя существительное

28

23

5

4.2

Имя прилагательное

57

50

7

5

Предложение

11

10

1

6

Повторение

4

3

1

Итого

136

117

19

Количество часов

Всего

136

В неделю

4

Контрольные работы:

6

Входной контрольный диктант

1

Контрольный диктант по теме «Правописание приставок» за 1 четверть.

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» за 2 четверть.

1

Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных

мужского рода и среднего рода» за 3 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Прилагательное» за 4 четверть

1

Итоговая контрольная работа

1

Работа над ошибками

6

Развитие связной речи с элементами творчества:

5

Сочинение

2

Изложения

3

Деловое письмо

4

Словарный диктант

4

7 класс

п/п

Содержание (наименование

разделов и тем)

По примерной

программе

Всего часов

По рабочей программе

Всего часов, из них

Теоретические

Практические (контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения)

1

Повторение

10

9

1

2

Состав слова

9

8

1

3

Части речи

85

73

12

3.1

Имя существительное

10

9

1

3.2

Имя прилагательное

14

12

2

3.3

Местоимение

21

18

3

3.4

Глагол

40

34

6

4

Предложение

23

20

3

5

Повторение

9

7

2

Итого

136

117

19

Содержание работы

Количество часов

Всего

136

В неделю

4

Контрольные работы:

6

Входной контрольный диктант

1

Контрольный диктант по теме «Склонение прилагательных в ед. числе» за 1 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Местоимение» за 2 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Глагол» за 3 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» за 4 четверть

1

Итоговая контрольная работа

1

Работа над ошибками

6

Развитие связной речи с элементами творчества:

5

Сочинение

2

Изложение

3

Деловое письмо

4

Словарный диктант

4

8 класс 

п/п

Содержание (наименование разделов и тем)

Всего часов

По примерной

программе

По рабочей программе

Всего часов, из них

Теоретические

Практические (контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения)

1

Повторение

5

5

2

Слово

16

14

2

3

Части речи

80

68

12

3.1

Имя существительное

10

9

1

3.2

Имя прилагательное

16

12

4

3.3

Личные местоимения

11

10

1

3.4

Глагол

43

37

6

4

Предложение

25

22

3

5

Повторение

10

8

2

Итого

136

117

19

Содержание работы

Количество часов

Всего

136

В неделю

4

Контрольные работы:

6

Входная контрольная работа

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» за 1 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Местоимение» за 2 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Глагол» за 3 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Предложение» за 4 четверть

1

Итоговая контрольная работа по повторению за год

1

Работа над ошибками

6

Развитие связной речи с элементами творчества:

5

Сочинение

2

Изложение

3

Деловое письмо

4

Словарный диктант

4

9 класс 

№п/п

Содержание (наименование разделов и тем)

Всего часов

По примерной

программе

По рабочей программе

Всего часов, из них

Теоретические

Практические (контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения)

1

Повторение

5

5

2

Звуки и буквы

8

7

1

3

Слово

83

71

12

3.1

Состав слова

11

9

2

3.2

Имя существительное

10

8

2

3.3

Имя прилагательное

9

9

3.4

Личные местоимения

7

6

1

3.5

Глагол

22

19

3

3.6

Наречие

12

10

2

3.7

Числительное

12

10

2

4

Части речи

5

5

5

Предложение

28

25

3

6

Повторение

7

5

2

Итого

136

118

18

Содержание работы

Количество часов

Всего

136

В неделю

4

Итоговые контрольные работы:

5

Входной диктант

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» за 1 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Спряжение глаголов» за 2 четверть

1

Контрольный диктант по теме «Предложение» за 3 четверть

1

Итоговая контрольная работа

1

Работа над ошибками

5

Развитие связной речи с элементами творчества:

5

Сочинение

2

Изложение

3

Деловое письмо

4

Словарный  диктант

4

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Учебно-методическая и справочная литература

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Программы специальных(коррекционны) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.

В.В.Воронкова

Сборник 1

Программы

Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2011г

Русский язык 5 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская

Учебник

Москва «Просвещение» 2011 года

3.

Русский язык 6 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская

Учебник

 Москва «Просвещение» 2016 года

4.

Русский язык 7 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская

Учебник

Москва «Просвещение» 2016 года

5.

Русский язык 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская

Учебник

 Москва «Просвещение» 2013 года

6.

Русский язык 9 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская

Учебник

Москва «Просвещение» 2011 года

Учебные таблицы и демонстрационные пособия

п/п

Наименование

Количество

1.

Демонстрационный материал «Времена года» (Осень, Зима, Весна, Лето)  

4

2.

Видео. Экранизация литературных произведений.

7

3.

Тренажеры по русскому языку.

4.

Электронное пособие «Словарные слова»5 класс

1

5

Электронное пособия «Изложения»

12

6

Учебные презентации по чтению и русскому языку по разделам

Перечень наглядных пособий в кабинете русского языка.

№ п/п

наименование

форма

кол-во

примечание

1

Русский язык в таблицах 1 класс:

1-1.Оформление предложения на письме.

1-2. Знаки препинания в конце предложения.

1-3. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1-4. Перенос слова.

1-5. Большая буква в именах существительных.

1-6. Фонетический разбор слова.

1-7. Правописание буквосочетаний чн, чк, нч, чт, нщ, рщ.

7

1

1

1

1

1

1

1

2

Опорные таблицы. 1 класс:

1-1.Виды предложений (повест., вопрос., восклицат.)

1-3. Переноси правильно.

1-4. безударные гласные в корне слов.

1-5. парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1-6. Фонетический разбор слова.

1-7. Признак. Имя Прилагательное.

1-8. Предмет. Имя существительное.

1-9. Действие. Глагол.

1-10. Члены предложения.

1-11. Алфавит.

3

Опорные таблицы. 2 класс:

2-1. Разбор предложений по членам предложения.

2-2. Порядок разбора состава слова.

2-3. Однокоренные слова. Форма слова.

2-4. Состав слова.

2-5. Непроизносимые согласные.

2-6. Запомни. СН без Т.

2-7. Приставки пиши слитно.

2-8. Предлоги пиши отдельно.

2-9. Суффиксы.

2-10. Сочетание букв  чн, чк, нч, чт, нщ, рщ.

2-11. Разделительный ъ.

2-12. Род имён существительных.

2-13. Число имён существительных.

2-14. Ь у существительных после шипящих.

2-15. Род имён прилагательных.

2-16. Число имён прилагательных.

2-17. Безударные окончания имён прилагательных.

2-18. Неопределённая форма глагола.

2-19. Время глагола.

2-21. Правила корня.

2-22. Части речи.

4

Опорные таблицы. 3 класс:

3-2. Однородные члены предложения.

3-3. Падежи.

3-4. Три склонения имён существительных.

3-5. 1 склонение имён существительных.

3-6. 2 склонение имён существительных.

3-7. 3 склонение имён существительных.

3-8.  Падежи и падежные окончания существительных.

3-9. Окончания имён существительных.

3-10а-б. Склонение имени существительного.

3-11. Склонение имени прилагательного во множественном числе.

3-12. Местоимение.

3-14. Изменение глагола по лицам и числам.

3-15. Спряжение глаголов настоящего имени.

3-16. «Ь» пишется, не пишется.

3-17. Морфологический разбор имени существительного.

3-18. Образец морфологического разбора существительного.

3-20. Образец морфологического разбора прилагательного.

3-21. Морфологический разбор глагола

3-22.Образец морфологического разбора глагола.

5

Русский язык в таблицах 2 класс:

2-1. Слова, обозначающие предмет.

2-2. Род имён существительных.

2-3. Число имён существительных.

2-4. Слова, обозначающие признак.

2-5. Род имён прилагательных.

2-6. Число имён прилагательных.

2-7. Слова, обозначающие действие.

2-8. Имя числительное.

8

6

Русский язык в таблицах 3 класс:

3-1. безударные гласные в корне.

3-2. Парные согласные.

3-3. Однокоренные слова. Формы слова.

3-4. Различение предложений по интонации.

3-5. Члены предложения.

3-6. состав слова.

3-7. Порядок разбора слова по составу.

3-8. Непроизносимые согласные.

3-9. Сочетание СН без Т.

3-10. Разделительные Ъ и Ь .

3-11. Ь в существительных после шипящих.

3-12. Падежи.

3-13. Безударные окончания имён прилагательных.

3-14. Неопределённая форма глагола.

3-15. Время глагола.

3-16. НЕ с глаголами.

3-17. Изменение глагола по лицам и числам.

3-18. Местоимение.

3-19. Единственное и множественное число личных местоимений.

3-20. Правописание предлогов.

3-21. Служебные и особые части речи.

3-22. Правила корня.

3-23. Неизменяемые приставки.

3-24. Изменяемые приставки.

3-25. Лексика.

7

Русский язык в таблицах 4 класс:

4-1. Однородные члены предложения.

4-2. Разбор предложения.

4-3. Схема разбора предложения.

4-3а. Схема разбора предложения.

4-4. Три склонения имён существительных.

4-5. 1 склонение имён существительных.

4-6. 2 склонение имён существительных.

4-7. 3 склонение имён существительных.

4-8. Сводная таблица склонений имён существительных.

4-9. Как различить И.П., В.П., Р.П.

4-10. Безударные падежные окончания имён существительных.

4-11. Морфологический разбор имён существительных.

4-12. Пример морфологического разбора имени существительного.

4-13. Склонение имён прилагательных.

4-14. Морфологический разбор имён прилагательных.

4-15. Пример морфологического разбора имени прилагательного.

4-16. Различение 1 и 2 спряжения глаголов по неопределённой форме.

4-17. Спряжение глаголов настоящего времени.

4-18. Разбор глаголов по составу.

4-19. Что мы знаем о глаголе.

4-20. Морфологический разбор глагола.

4-21. Пример морфологического разбора глагола.

4-22. Правописание Ь после шипящих.

4-23. Морфологический разбор личных местоимений.

4-24. Пример морфологического разбора личных местоимений.

4-25. Склонение личных местоимений.

4-26. Особые формы глагола.

4-27. Виды имён числительных.

4-28. Наречие.

8

Демонстрационные таблицы для 3 класса.

3-1. Род и число имён существительных.

3-2. Части речи.

3-3. Мягкий знак после шипящих.

3-4. Разделительный ъ.

3-5. Правописание непроизносимой согласной в корне.

3-6. Разделительный ь.

3-7. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3-8. Разбор слова по составу.

3-9.  Род имён прилагательных.

3-10. Число имён прилагательных.

3-11. Правописание окончаний имён прилагательных.

1-12. Правописание не с глаголом.

9

Демонстрационные таблицы для 4 класса:

4-1. Три склонения имён существительных.

4-2. Падежи.

4-3. Окончания имён существительных.

4-4. Как определить спряжение глагола.

4-5.Местоимение. Склонение личных местоимений 3 лица.

4-6. Склонение личных местоимений 1 и 2  лица с предлогами.

4-7. Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами.

4-8. Ь после шипящих.

4-9. Однородные члены предложения.

10

Части речи 2 класс.

таблица

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме «Изложение»

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида по теме "Изложение"...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ VIII ВИДА...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...