урок русского языка "Особенности стиля художественной литературы"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Название предмета Русский язык

Класс 11

УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.

Уровень обучения (базовый)

Тема урока: Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1

Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о художественном стиле, изобразительно-выразительных средствах.

Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки художественного стиля, изобразительно-выразительных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета Русский язык

Класс 11

УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.

Уровень обучения (базовый)

Тема урока: Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1

Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о художественном стиле, изобразительно-выразительных средствах.

Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки художественного стиля, изобразительно-выразительных средств.

Задачи урока

  • отработать навыки определения основных признаков художественного стиля, признаков текста и его функционально- смысловых типов;
  • обучать сопоставительному анализу текстов различных стилей речи;
  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать осознанное отношение к  изучаемому.

    Планируемые результаты научиться различать стили речи, определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста

Техническое обеспечение урока компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

 Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». М.: «Русское слово», 2011

С.Ю. Иванова Экзаменационные «ловушки».Готовимся  к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО» Офорт», 2012.

С.В. Драбкина «ЕГЭ.Русский язык 2016»

И.П. Цыбулько ЕГЭ 2017.Русский язык: типовые экзаменационные варианты/И.П.Цыбулько М.: «Национальное образование», 2017

Содержание урока

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу со словарного диктанта.

II. Актуализация опорных знаний.

1.1.Словарный диктант .

Лексический повтор,  анафора, эпифора, метонимия, синекдоха, парцелляция.

Для какого стиля характерны эти слова? Сформулируйте тему урока.( Особенности стиля художественной литературы).

III.Мотивация учебной деятельности.

Сформулируйте задачи урока.

(Систематизировать изученное по темам «Типы, стили речи»; «Изобразительно- выразительные средства»; формировать навыки определения художественных средств в тексте, стилей, типов речи)

- Да, это необходимо для успешной сдачи ЕГЭ, в частности, сегодня мы решаем  задание  24.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сформулируйте тему урока (Специфика научного стиля).

Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? Сегодняшний урок – еще одна ступенька  к успешной сдаче ЕГЭ.

IV Работа над темой урока.

1.Работа с теоретическим материалом.

Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

Опираясь на полученные ранее знания , материал учебника § 116, сборника С.Ю.Ивановой Экзаменационные «ловушки».Готовимся  к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,С54-55;заполните таблицу( учащиеся  работают в паре)

 

цель высказывания

сфера применения( жанры)                                   - в устной речи                                   - в письменной речи

функция стиля

средства языка, характерные для стиля.

художественный

Вспомним типы речи.

1. описание 2. Повествование 3. рассуждение

Вспомним способы связи предложений в тексте (параллельная и последовательная).(Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся  к ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие. Самара: ООО «Офорт», 2012,С57-58)

Связь предложений может осуществляться при помощи каких средств? ( лексических

 морфологических)

Назовите лексические средства.

Откройте учебник на с.13. Прочитайте, какие средства выразительности представлены в учебнике. Достаточно ли этого материала?

откройте сборник  «ЕГЭ.Русский язык 2016» Драбкиной  С.В. с.213-214. Ознакомьтесь с таблицей (работа в группах) .

2.Практическая работа.

1)Решение тестов.

Насколько хорошо вы умеете определять художественные средства? (презентация, ответы  1)1, 2)1, 3)2, 4)1,  5) 2   )

Работали над поэтическими текстами, а сейчас рассмотрим, какие художественные средства используются в различных стилях речи.(тексты распечатаны)

2)Работа с текстами.

а) работа с текстом №1 (комментируем) (приложение№1)

б) работа с текстом №2 (самостоятельно    ,       комментированные ответы).

в) работа в парах с текстом №3, 4 (проверка по ключу)

3)Самостоятельная работа «Средства выразительности»

1 группа-(приложение№2)( проверка по ключу). 25-23б- «5»,22-18 б- «4», 17-12б- «3», 11-0 б -«2»

2 группа- работа над изобразительно-выразительными средствами (И.П. Цыбулько ЕГЭ -2017.Русский язык: типовые экзаменационные варианты/И.П.Цыбулько М.: «Национальное образование», 2017) №24 (5 вариантов) проверка по ключу 20-19б- «5»,18-16 б- «4», 15-11б- «3», 10-0 б -«2»

   

V. Рефлексия.

Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из ответов на листках самоконтроля и оценок  за самостоятельную работу.

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю , где, с какой целью используется художественный стиль

 

 

 

 

2

Знаю способы связи предложений в тексте

3

Умею определять художественные средства

 

 

 

 

V1. Домашнее задание 

повторить теоретический материал п.116, упр.535 или И.П. Цыбулько ЕГЭ -2017. №24 ( варианты 10-15)

Приложение 1

Текст №1

Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.

Портрет маленького Пушкина

(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.

(По А. Труаия.)

  1. Определите стиль речи.
  1. разговорный
  2. научный
  3. художественный
  4. официальный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование 3) рассуждение
  2. описание 4) описание с элементами повествования
  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
  1. сравнение
  2. эпитет
  3. однородные члены предложения
  4. гипербола

Текст  №2

Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.

Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.

Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.

  1. Определите стиль речи.
  1. официально-деловой
  2. научно-популярный
  3. художественный
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование 3) рассуждение
  2. описание 4) описание с рассуждением
  1. Какое утверждение является ошибочным?
  1. В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.
  2. Связь предложений первого абзаца цепная.
  3. В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.
  4. Выделенное в первом предложении слово является многозначным.
  1. Какой из перечисленных признаков не характерен для публицистического стиля речи?
  1. основная задача текста — воздействие, влияние на мысли, чувства, поведение читателей и слушателей
  2. использование общественно-политической лексики
  3. официальность, отсутствие эмоций
  4. наличие изобразительно-выразительных средств языка
  1. Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа?
  1. градация 3) олицетворение
  2. эпитет 4) гипербола

Текст №3

Прочитайте текст и выполните к нему 1— 5 задания.

Хорош был Андрей: широк в плечах и тонок в поясе. Чёрные вьющиеся волосы обрамляли волевое лицо, с которого не сходила лёгкая полуулыбка. И изумрудные озёра очей, обрамлённые камышом длинных и густых, как у Девицы, ресниц. (М. Александрова.)

  1. Определите стиль речи.
  1. разговорный
  2. деловой
  3. публицистический
  4. художественный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование 3) рассуждение
  2. описание 4) описание с элементами повествования
  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
  1. сравнение
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. слова в переносном значении
  1. Какое утверждение является ошибочным?
  1. Связь предложений в тексте параллельная.
  2. Выделенное слово является устаревшим.
  3. В первом предложении использована антитеза.
  4. Грамматическая основа первого предложения — Андрей был хорош.
  1. Какой изобразительный приём состоит в расположении ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости?
  1. метафора
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. градация

Текст №4

Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.

Описание — один из типов речи. Его содержание — окружающая нас действительность (предмет, место и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным.

В описании предмета, например, рассказывается о его признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе (одновременные признаки). В художественном описании предмета выделяются его самые яркие признаки, которые постепенно дополняются, добавляются. В описании места автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного предмета на другой.

Этот тип речи имеет свои языковые особенности: использование слов и словосочетаний с пространственным значением (слева, расстилаться и пр.); насыщенность текста словами, словосочетаниями, обозначающими признаки предметов; употребление глаголов несовершенного вида прошедшего времени. В художественных описаниях широко используются выразительные средства языка.

  1. Определите стиль текста.
  1. официально-деловой
  2. научно-популярный
  3. художественный
  4. разговорный
  1.  Определите тип речи.
  1. Описание 3) рассуждение
  2. Повествование 4) описание с рассуждением
  1. Какое утверждение является ошибочным?
  1. Предложения первого абзаца связаны цепной связью.
  2. Средствами связи предложений первого абзаца являются местоимения, повтор слов.
  3. Предложения второго абзаца связаны параллельной связью.
  4. Выделенное в последнем предложении слово является однозначным.
  1. Какой из перечисленных признаков не характерен для научного стиля речи?
  1. книжная и специальная лексика
  2. отсутствие эмоциональности
  3. сообщение сведений, имеющих научное значение
  4. широкое использование изобразительно-выразительных средств языка
  1. Какой изобразительный приём основан на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии?
  1. градация
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. метафора

Приложение2

Художественные средства

1.Определите средства выразительности.

1.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

2.Мужичок с ноготок.

3.Ступеням и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

4.Из ненавидящей любви.

5.Село было обрадовано произошедшим событием.

А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.

2.Определите средства выразительности.

1.Под ним струя светлей лазури.

2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.

3.Под окнами костер метели белой.

4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.

5.Студент нынче пошел не тот.

А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.

3.Определите средства выразительности.

1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?

2.Дожить до седин.

3.Ты красив – я страшен.

4.Тучки грозовые по небу плывут.

5.Легкая атлетика – королева спорта.

А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.

4.Определите средства выразительности.

1.День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

2.Завыл, запел, взлетел под небо камень.

3.Улыбнулись сонные березки.

4.Зато читал Адама Смита.

5.Когда же ты перестанешь опаздывать?

А – метонимия, Б – метафора, В – градация, Г – олицетворение, Д – риторический вопрос.

5.Определите средства выразительности.

1.Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

2.Не то на серебре – на золоте едал.

3.В синем небе звезды блещут,

  В синем море волны плещут.

4.Ты сер, а я, приятель, сед.

5.В час по чайной ложке.

А – гипербола, Б – метафора, В – метонимия, Г – аллегория, Д – параллелизм.

Ответы  1)Б,В,Г,Д,А  2)Б,В,Д,А,Г   3)Б,Г,Д,А,В  4)Б,В,Г,А,Д  5)Б,В,Д,Г,А

Приложение 3

Самооценка уровня усвоения учебного материала по теме «Особенности стиля художественной литературы».

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю , где, с какой целью используется художественный стиль

 

 

 

 

2

Знаю способы связи предложений в тексте

3

Умею определять художественные средства

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Стиль художественной литературы

Презентация по теме "Стиль художественной литературы" позволяет познакомиться с особенностями данного стиля речи. Материал представлен компактно, сжато, проиллюстрирован примерами....

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Класс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...

Стиль художественной литературы.

Стиль художественной литературы....