Проект "Отличия исконно русских слов от заимствованных"
проект по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Касатова Марина Александровна

Проект по русскому языку рассчитан на многоцелевую аудиторию: учащихся  и учителей среднего звена. Проект содержит материал по изучению особенностей исконно русских и заимствованных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        Школа № 26 г. Дзержинска        

Проект

«Отличия исконно русских слов от заимствованных»

Выполнила

 Ученица 6 « А» класса

 МБОУ СОШ № 26

Щёлокова  Алина

Руководитель:

 Касатова М. А.

                2017 год

Содержание:

1.Введение.

2.Теоритическая часть

2.1.Роль исконно русских слов в русском языке.

2.2. История исконно русских слов.

2. 3.Основные отличия исконно русских слов от заимствованных.

3.Практическая часть.

3.1. Этапы работы

3.2. Исследование

4.Заключение.

5. Список литературы.

1.Введение

        Русская лексика формировалась в течение многих веков, начиная с эпохи родоплеменного строя. Все новые слова составлялись на базе древнейших корней, а также собственно русских аффиксов, поэтому исконно русских слов в современном русском языке около 90% . В исконно русской лексике выделяются четыре исторических пласта слов.

        Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются, они имеют своё прошлое и настоящее. При этом язык неизменно выполняет свое важнейшее назначение, служит средством общения. Язык хранилище человеческой мысли. В связи с этим, актуальным является вопрос происходящих изменений и прогнозирования направлений дельнейших модернизаций языка.

Лексика современного русского языка формировалась на протяжении столетий. Основу лексики составляют исконно русские слова. Исконным считается слово, возникшее в русском языке по существующим в нем моделям или перешедшее в него из более древнего языка-предшественника – древнерусского, - праславянского, - индоевропейского.
Язык племен, являющихся предками славянских народов, также бесписьменный, называют праславянским языком. Древнерусский язык становится языком древнерусской народности, объединившейся в IX веке в единое государство – Киевскую Русь. В XIV веке древнерусский язык распадается на русский, украинский и белорусский. Русский язык становится языком русской народности, а затем – русской нации.

Проблема: Я и мои одноклассники не умеем отличать исконно русские слова от заимствованных

Цель проекта: научиться различать исконно русские слова от заимствованных

Задачи:

1.Изучить теоретическую основу по проблеме существования исконно русских слов в современном русском языке

2.Выявить особенности отличия исконно русских слов от заимствованных

3.Провести исследование в 6 а классе по заявленной выше проблеме

4.Создать пособие для учащихся среднего звена с целью повышения их грамотности и расширения кругозора

2.Теоретическая часть

2.1. Роль старославянского языка в развитии русского языка:

Особое  место в составе русской лексики среди славянских заимствований занимают старославянские слова, или старославянизмы (церковнославянизмы). Это слова древнейшего славянского языка, хорошо известного на Руси со времени распространения христианства (988 г.).
Будучи языком богослужебных книг, старославянский язык вначале был далек от разговорной речи, однако со временем он испытывает заметное влияние восточнославянского языка и сам, в свою очередь, накладывает отпечаток на язык народа. Русские летописи отражают многочисленные случаи смешения этих родственных языков.


Влияние старославянского языка было очень плодотворным, оно обогатило наш язык, сделало его более выразительным, гибким. В частности, в русской лексике стали употребляться старославянизмы, обозначавшие отвлеченные понятия, для которых еще не было своих названий.

2.2 История исконно русских слов

В словарном составе русского языка можно выделить два основных пласта слов в зависимости от их происхождения: исконно русскую лексику и лексику заимствованную.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

1. Общеславянские слова, которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец) , названия некоторых орудий труда (соха, плуг) ; наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец) ; названия жилища (дом, двор) ; названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас) ; названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза) .

2. Восточнославянские (или древнерусские) слова, которые возникли в русском языке примерно в XI—XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.

3. Собственно русские слова, появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка .ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ

Исконно русская лексика по своему происхождению неоднородна: она состоит из нескольких наслоений, которые различаются временем их образования.

Самыми древними среди исконно русских слов являются индоевропеизмы - слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства. По предположениям ученых, в V-IV тысячелетиях до н. э. существовала древнейшая индоевропейская цивилизация, объединявшая племена, жившие на до вольно обширной территории. Так, по исследованиям одних лингвистов, она простиралась от Волги до Енисея, другие считают, что это была балкано-дунайская, или южно-русская, локализация.

2.3. Основные отличия исконно русских слов от заимствованных

Старославянизмы обладают отличительными чертами.

Вот некоторые из них:
    
     1. Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг — ворог, сладкий — солод, млечный — молочный, брег — берег).
    
     2. Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа — хлебороб, ладья — лодка).
    
     3. Сочетание жд на месте ж (чуждый — чужой, одежда — одёжа, вождение — вожу).
    
     4. Щ на месте русского ч (освещение — свеча, мощь — мочь, горящий — горячий).
    
     5. Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец — ягненок, един — один, юноша — уноша).
    
     6. В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:— суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);
    
     — суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);
    
     — приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);
    
     — первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

3.Практическая часть

3.1Этапы работы

Время работы

Вид деятельности

Деятельность

Октябрь

Обсуждение с учителем

-обсуждение и формулирование темы

-определение цели и задач

Ноябрь-декабрь

Индивидуальная работа

Сбор материала:

1.Найти в словарях и в учебнике 6 класса материал для исследования.

2Изучение собранного материала.

Январь-февраль

Индивидуальная работа

-изучение признаков и особенностей  исконно русских слов

Март

Проверка учителя

Анализ получения результата:

Апрель

Подготовка

1. Подготовка к защите проекта.

2.Защита проекта.

3.2Анкетирование

        Я провела анкетирование среди учащихся нашего класса, предложив им список заимствованных и исконно русских слов, которые они должны попытаться различить.

Всего:20 слов

Вот эти слова, которые я им предложила:

1 азбука

2 комедия

3 жена

4 телескоп

5 компот

6 фотография

7 огонь

8 акула

9  охота

10 газета

11спорт

12лошадь

13ангел

14машина

15часы

16трамвай

17любовь

18финиш

19футбол

20год

 

Я получила следующие результаты:

1 исконно русское слово назвали 9 человек

2 слова- 5 человек

3 слова-4 человека

Причем ребята просто угадывали эти слова, а не применяли для поиска знания особенностей исконно русских слов. Исходя из этого, я решила  создать для ребят пособие, которое помогло бы ребятам узнать признаки исконно русских слов, стать более грамотными.

        

Результаты анкетирования можно увидеть по графику:

4.Заключение.

1.     Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются, они имеют своё прошлое и настоящее. При этом язык неизменно выполняет свое важнейшее назначение, служит средством общения.

2.  Влияние старославянского языка было очень плодотворным, оно обогатило наш язык, сделало его более выразительным, гибким. В частности, в русской лексике стали употребляться старославянизмы, обозначавшие отвлеченные понятия, для которых еще не было своих названий.

3.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития.

4. Подрастающее поколение русских людей не знает отличительных особенностей исконно русских слов, при этом теряются исторические связи с предками, их культурой, языком.

5. Список литературы.

  1. Словарь исконно русских слов http://grigam.lisx.ru/velik-mog/slovisk.htm#Словарь исконно
  2. http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/6-klass/leksika-frazeologiia-leksikografiia-15751/iskonno-russkie-i-zaimstvovannye-slova-10520/re-a518df81-a401-4de0-bb9b-9522811fe4fa
  3. http://pedlib.ru/Books/4/0038/4_0038-15.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Исконно русские слова

урок русского языка в 7 классе...

Исконно русские слова и старославянизмы

Знакомство с исконно русскими словами, старославянизмами, полногласным и неполногласным сочетанием....