Типовые задания для подготовки к олимпиадным работам по русскому языку 8 КЛАСС
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Бурнашова Татьяна Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовые задания для подготовки к олимпиадным работам по русскому языку

8 КЛАСС

I Вариант

Максимальное время выполнения заданий: 90 мин.

Максимальное количество набранных баллов:100

Разработчик: Бурнашова Т.В., МБОУ «СШ № 135»

  1. Поставьте ударение в словах.

Цемент, каталог, свекла, звонит, положить, торты, баловать, банты, красивее, начал.

  1. Объясните значение фразеологизмов.

А) Вилами по воде писано

Б)  Влипнуть в историю

В) Дамоклов меч

Г) Метать бисер перед свиньями

Д) Мурашки побежали по спине

         3. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные в данных словосочетаниях: лисья шапка, лисья нора, лисья хитрость.

        4.  Разберите слова по составу  (с точки зрения современного морфемного членения): природа, причина, вкус, дворец

        5.  Какие современные синонимы имеют данные архаизмы: очи, выя, перста, дщерь, чело

        6. Как бы вы определили падеж следующих существительных: степи, озера, книги, доски, плотины? Сколько всего будет падежных форм?

        7. Напишите каждое слово в именительном падеже единственного числа: простыни, жирафы, рельсы, шпалы

       8.  Найдите лишнее слово: 1) сливки, чернила, сметана, ворота

                                                     2) никому, некоторый, некем

       9. Найдите ошибки, объясните их.

           А) Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза  весь день светило яркое солнце.

           Б) Никто из ребят не ожидали таких серьезных изменений в своей жизни.

           В) Разглядывая сидящую в первом ряду девочку, она казалась мне просто очаровательной.

           Г) Иван Сергеевич Тургенев писал о языке, что «обращайтесь почтительно с этим          могущественным орудием.

         10.  Образуйте от данных существительных форму  родительного падежа множественного числа: чулки, апельсины, яблоки, грузины, цыгане

Типовые задания для подготовки к олимпиадным работам по русскому языку

8 КЛАСС

I Вариант

Ответы:

№ задания

Максимальный балл

1

10

2

10

3

9

4

10

5

15

6

12

7

12

8

6

9

8

10

8

Итого:

100

Подробное решение заданий:

1.Поставьте ударение в словах.

        Цемент, каталог, свекла, звонит, положить, торты, баловать, банты, красивее, начал.

Ответ: цемЕнт, каталОг, свЕкла, звонИт, положИть, баловАть, бАнты, красИвее, нАчал.

Оценка: 10 баллов (по 1 баллу за правильную постановку ударения в словах)

Раздел: фонетика, акцентология.

  1. Объясните значение фразеологизмов

А) Вилами по воде писано

Б)  Влипнуть в историю

В) Дамоклов меч

Г) Метать бисер перед свиньями

Д) Мурашки побежали по спине

Ответ:    А) Неизвестно еще, будет так или нет, удастся ли, осуществится ли.

               Б) Оказаться замешанным в каком-либо предосудительном деле, быть причастным к какому-либо неприятному происшествию.

               В) Постоянно угрожающая кому–либо опасность, неприятность.

               Г) Напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен или не хочет понять это.

              Д) Ощущение озноба, вызываемого чувством сильного страха, волнения.

Оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый правильно приведенный фразеологизм)

Раздел: лексика и фразеология.

3.  Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные в данных словосочетаниях: лисья шапка, лисья нора, лисья хитрость.

Ответ:   лисья шапка – относительное прилагательное

              лисья нора – притяжательное прилагательное

              лисья хитрость – качественное прилагательное

Оценка: 9 баллов (по 3 балла за каждое правильно определенное имя прилагательное в приведенных словосочетаниях)

Раздел: морфология

   4.  Разберите слова по составу (с точки зрения современного морфемного членения): природа, причина, вкус, дворец

Ответ: природа – окончание -А-, корень –ПРИРОД-; причина – окончание -А, корень –ПРИЧИН-, вкус – окончание нулевое, корень –ВКУС-, дворец – нулевое окончание, корень –ДВОРЕЦ-.

      Оценка: 10 баллов (2,5 балла за ответ)

       Раздел: морфемика

5.  Какие современные синонимы имеют данные архаизмы: очи, выя, перста, дщерь, чело

Ответ: очи – глаза; выя – шея; перста – пальцы; дщерь – дочь; чело – лоб.

Оценка: 15 баллов (по 3 балла за ответ)

Раздел: лексика

  6.  Как бы вы определили падеж следующих существительных: степи, озера, книги, доски, плотины? Сколько всего будет падежных форм?

Ответ: как существительные родительного падежа единственного числа и как существительные именительного падежа множественного числа. Две формы

Оценка: 12 баллов (по 2 балла за определение падежа каждого существительного; по 2 балла за определение падежной формы)

Раздел: морфология

        7. Напишите каждое слово в именительном падеже единственного числа: простыни, жирафы, рельсы, шпалы

Ответ: простыни – простынь / простыня (две литературные формы), жирафы – жираф, рельсы – рельс, шпалы - шпала

Оценка: 12 баллов (по 3 балла за ответ)

Раздел: культура речи

       8.  Найдите лишнее слово: 1) сливки, чернила, сметана, ворота

                                                      2) никому, некоторый, некем

Ответ:1.сметана 2.некоторый

Оценка: 6 баллов (3 балла за правильно найденное слово)

Раздел: морфология

       

9. Найдите ошибки, объясните их.

           А) Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза  весь день светило яркое солнце.

           Б) Никто из ребят не ожидали таких серьезных изменений в своей жизни.

           В) Разглядывая сидящую в первом ряду девочку, она казалась мне просто очаровательной.

           Г) Иван Сергеевич Тургенев писал о языке, что «обращайтесь почтительно с этим          могущественным орудием».

Ответ: А) Вопреки вчерашнему  неблагоприятному  прогнозу весь день светило яркое солнце.

             Б) Никто из ребят не ожидал таких серьезных изменений в своей жизни.

            В) Когда я разглядывал сидящую в первом ряду девочку, она казалась мне просто очаровательной.

           Г) Иван Сергеевич Тургенев писал о языке, что надо почтительно обращаться с этим  могущественным орудием.

Оценка: 8 баллов (по 2 балла за каждую найденную ошибку)

Раздел: синтаксис

  10.  Образуйте от данных существительных форму  родительного падежа множественного числа: чулки, апельсины, яблоки, грузины

Ответ: чулки – чулок; апельсины – апельсинов; яблоки – яблок; грузины - грузин

Оценка: 8 баллов (по 2 балла за ответ)

Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи

Типовые задания для подготовки к олимпиадным работам по русскому языку

8 КЛАСС

II Вариант

Максимальное время выполнения заданий: 90 мин.

Максимальное количество набранных баллов:100

Разработчик: Бурнашова Т.В.,учитель МБОУ «СШ № 135»

  1. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, черпать, обеспечение, искра, оптовый, некролог, пихта, облегчит, корысть, сливовый.

  1. Объясните значение фразеологизмов.

А) Как две капли воды

Б) Махнуть рукой

В) В чем мать родила

Г) Пригреть змею на груди

Д) Отлегло от сердца

         3. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные в данных словосочетаниях: заячий тулуп, заячьи следы, заячий характер.    

         4. Выделите приставки в словах (с точки зрения современного морфемного членения): прилежный, приятный, льготы, лепесток

          5.  Какие современные синонимы имеют данные архаизмы: око, ветрило, глас, десница, длань

         6. Как бы вы определили падеж следующих существительных: ленты, руки, ставни, иглы, дочери? Сколько всего будет падежных форм?

        7. Напишите каждое слово в именительном падеже единственного числа: клавиши, туфли, рельсы, ставни

        8.  Найдите лишнее слово: 1) заморозки, хлопоты, верба, ножницы

                                                       2) некий, никакой, некого

        9. Найдите ошибки, объясните их.

        А) Благодаря тонких глубоких и, главное, необидных замечаний научного руководителя все ребята довели работу до конца.

        Б)  На картине «Московском дворике» В.Д. Поленов изобразил небольшой уголок старой Москвы.

        В) Распространяя грамматическую основу второстепенными членами, учитываются способы выражения главных членов.

        Г) Еще в начале XX века в одном из научно – фантастических романов был описан прибор, который действовал подобно современного радара.

     10. Образуйте от данных существительных форму  родительного падежа множественного числа: носки, мандарины, макароны, армяне

Типовые задания для подготовки к олимпиадным работам по русскому языку

8 КЛАСС

II Вариант

Ответы:

№ задания

Максимальный балл

1

10

2

10

3

9

4

10

5

15

6

12

7

12

8

6

9

8

10

8

Итого:

100

Подробное решение заданий:

  1. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, черпать, обеспечение, искра, оптовый, некролог, пихта, облегчит, корысть, сливовый.

Ответ: жалюзИ, чЕрпать, обеспЕчение, Искра, оптОвый, некролОг, пИхта, облегчИт, корЫсть, слИвовый.

Оценка: 10 баллов (по 1 баллу за правильную постановку ударения в словах)

Раздел: фонетика, акцентология.

  1. Объясните значение фразеологизмов.

А) Как две капли воды

Б) Махнуть рукой

В) В чем мать родила

Г) Пригреть змею на груди

Д) Отлегло от сердца

Ответ:   А) Совершенно, очень сильно похожи.

              Б) Перестать обращать внимание; перестать заниматься кем-либо или чем-либо.

              В) Нагишом, без всякой одежды.

              Г)Проявлять внимание, заботу, любовь и т.п. к человеку, который впоследствии платит   за это неблагодарностью.

             Д) Испытывать чувство успокоения, облегчения.

Оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый правильно приведенный фразеологизм)

Раздел: лексика и фразеология.

      3. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные в данных словосочетаниях: заячий тулуп, заячьи следы, заячий характер.    

Ответ:  заячий тулуп – относительное прилагательное

             заячьи следы  – притяжательное прилагательное

             заячий характер – качественное прилагательное

Оценка: 9 баллов (по 3 балла за каждое правильно определенное имя прилагательное в приведенных словосочетаниях)

Раздел: морфология

         4. Разберите слова по составу (с точки зрения современного морфемного членения): прилежный, приятный, льготы, лепесток

Ответ: прилежный – окончание -ЫЙ, корень –ПРИЛЕЖ-,суффикс –Н-; приятный– окончание -ЫЙ, корень –ПРИЯТН-, льготы – окончание -Ы, корень –ЛЬГОТ-, лепесток – нулевое окончание, корень –ЛЕПЕСТОК-

Оценка: 10 баллов (2,5 балла за ответ)

Раздел: морфемика

          5.  Какие современные синонимы имеют данные архаизмы: око, ветрило, глас, десница, длань

Ответ: око – глаз; ветрило – ветер; глас – голос; десница – правая рука; длань – ладонь.

Оценка: 15 баллов (по 3 балла за ответ)

Раздел: лексика

         6. Как бы вы определили падеж следующих существительных: ленты, руки, ставни, иглы, дочери? Сколько всего будет падежных форм?

Ответ: как существительные родительного падежа единственного числа и как существительные именительного падежа множественного числа. Две формы

Оценка: 12 баллов (по 2 балла за определение падежа каждого существительного; по 2 балла за определение падежной формы)

Раздел: морфология

        7. Напишите каждое слово в именительном падеже единственного числа: клавиши, туфли, рельсы, ставни

Ответ: клавиши – клавиша/клавиш (две литературные формы), туфли - туфля, рельсы – рельс, ставни – ставень / ставня (две литературные формы)

Оценка: 12 баллов (по 3 балла за ответ)

Раздел: культура речи

        8.  Найдите лишнее слово: 1) заморозки, хлопоты, верба, ножницы

                                                       2) некий, никакой, некого

 Ответ:1.верба 2.некого

 Оценка: 6 баллов (3 балла за правильно найденное слово)

 Раздел: морфология

        9. Найдите ошибки, объясните их.

        А) Благодаря тонких глубоких и, главное, необидных замечаний научного руководителя все ребята довели работу до конца.

        Б)  На картине «Московском дворике» В.Д. Поленов изобразил небольшой уголок старой Москвы.

        В) Распространяя грамматическую основу второстепенными членами, учитываются способы выражения главных членов.

        Г) Еще в начале XX века в одном из научно – фантастических романов был описан прибор, который действовал подобно современного радара.

  Ответ:  А) Благодаря тонким глубоким и, главное, необидным замечаниям научного руководителя все ребята довели работу до конца.

            Б)  На картине «Московский дворик» В.Д. Поленов изобразил небольшой уголок старой Москвы.

                В) Распространяя грамматическую основу второстепенными членами, надо учитывать способы выражения главных членов.

                  Г) Еще в начале XX века в одном из научно – фантастических романов был описан прибор, который действовал подобно современному радару.

Оценка: 8 баллов (по 2 балла за каждую найденную ошибку)

Раздел: синтаксис

     10. Образуйте от данных существительных форму  родительного падежа множественного числа: носки, мандарины, макароны, армяне

Ответ: носки – носков; мандарины – мандаринов; макароны – макарон; армяне - армян

Оценка: 8 баллов (по 2 балла за ответ)

Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи

     

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс

В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе....

Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)

Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)...

Задания для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Материал содержит задания для подготовки к итоговой аттестации по темам : - орфоэпические нормы; - правописание безударных гласных в корне слова;- знаки препинания в предложениях с обособлен...

варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...