Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Кудряшова Наталия Сергеевна

Предлагаемый мастер-класс знакомит с  методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 учителя русского языка и литературы

МБОУ Ромодановской сош

Кудряшовой Наталии Сергеевны на тему

«Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы»

-Добрый день. Перед началом своего выступления я попрошу вас ответить на вопросы

■   Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)
■   Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
■   Кто горит на работе?
(Пожарные.)
■   Кто работает со вкусом?
(Дегустаторы.Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
■   Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)
■   Кто играет на публику?
(Актёры.)
■   Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?
(Электрик.)
■   Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?
(Пиротехник.)
■ Врач, который видит пациентов насквозь, – это... Кто?
(Рентгенолог.)
■ Кто стружку снимает?
(Столяр, плотник рубанком с доски.А вот с подчинённых стружку снимает начальник, когда их строго критикует.)
■ Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
■ Кто из учёных ворон считает?
(Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
■ Кто без понукания свою работу не делает?
(Кучер, который понукает коня, чтобы заставить его идти быстрее.)
■ Кто безнаказанно распиливает женщину пополам?
(Фокусник.)
■ Кто дарёному коню в зубы смотрит?
(Ветеринар, коновал.)
■ Учитель учителей – это… Кто?
(Методист – специалист по методам преподавания, обучения.)

■ «Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.)

■ Овечий телохранитель – это… Кто?
(Чабан.)
■ Городской «ледокол» – это… Кто?
(Дворник зимой.
■ «Убийца травы» – кто это такой?
(Газонокосильщик, косарь.)
■ Ухажер за деревьями – это… Кто?
(Садовод, садовник.)

■ Самый «сердечный» врач – это… Кто?
(Кардиолог.)
■ Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»?
(Педагогов, которые принимаю новый набор учеников.)
■ Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(Учителя.)

- Сегодня мы с вами поговорим о чем?

- Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию?

- Что означает фраза "хороший работник"?

Актуализация знаний

- Сегодня на уроке познакомимся с новым видом творческой работы – сочинением-рассуждением и узнаем, из каких частей оно состоит.

- Как вы понимаете лексическое значение слова «рассуждение». (Слово проектируется на экран). Определение значения слова по толковому словарю.

- Объясните правописание данного слова.

- Перед вами образец сочинения-рассуждения. Прочтите про себя, а затем вслух.

Хорошо быть шофёром. Это самая лучшая профессия.

Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. А это очень интересно. От своего папы и его товарищей-шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. Они очень смелые люди, преодолевают трудности и не боятся опасности. И в буран, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.

Когда я вырасту, я буду шофёром. Буду сидеть в кабине мощного грузовика, мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.

- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть шофёром)

- Почему хорошо быть шофёром? Найдите доказательства. (Второй абзац:

1. шофёры много ездят, бывают в разных местах, встречаются с разными интересными людьми

2. шофёры – смелые и отважные люди, преодолевающие разные трудности и преграды)

- Удалось ли автору доказать основную мысль? (можно было привести и другие доказательства, например, без водителей люди не смогли бы построить заводы и электростанции, убирать урожай, успевать к больным на «скорой помощи»).

- Как бы вы озаглавили этот текст? («Профессия шофёра», «Самая нужная профессия»…)

- Определим композицию нашего сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

1.Основная мысль (тезис). (Объяснение произношения данного слова)

2. Доказательства (аргументы):

а) ---------;

б) ---------;

в) ---------.

3. Вывод (заключение).

- Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)

- А сейчас попробуйте написать подобное сочинение рассуждение на тему «Кем я хочу стать»

Так можно построить работу на уроке развития речи в 5 классе. А сейчас обратимся к материалу русского языка за 6 класс.

Итак, тема урока «Профессионализмы». Я попрошу вас объединиться в мини-группы по 4-5 человек.

Каждой группе предлагается листок на котором написаны названия профессий (слева) и пояснение к ним (справа).

- Прочтите название профессий и соедините их с пояснениями, что находятся в правом столбике.

Андеррайтер

Специалист по определению пробы драгоценных металлов (определяет количественный и качественный состав примесей). Работает в организациях по обработке драгоценных металлов.

Девелопер

Занимается поиском ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и поддержания существования организации.

Конфекционер

Сотрудник страховой компании, биржи:
- специалист по страхованию, являющийся, как правило, штатным сотрудником страховой компании;)

Пробирер

Продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем). Знакомит покупателя с ассортиментом товаров и информирует о назначении, свойствах и качестве товара.

Фандрайзер

одна из специальностей в строительном бизнесе, обозначающая физическое или юридическое лицо, получающее прибыль от строительства, реконструкции или ремонта объекта недвижимости

Андеррайтер

Сотрудник страховой компании, биржи:
- специалист по страхованию, являющийся, как правило, штатным сотрудником страховой компании;

Девелопер

одна из специальностей в строительном бизнесе, обозначающая физическое или юридическое лицо, получающее прибыль от строительства, реконструкции или ремонта объекта недвижимости

Конфекционер
Продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем). Знакомит покупателя с ассортиментом товаров и информирует о назначении, свойствах и качестве товара.

Пробирер
Специалист по определению пробы драгоценных металлов (определяет количественный и качественный состав примесей). Работает в организациях по обработке драгоценных металлов.

Фандрайзер
Занимается поиском ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и поддержания существования организации.

- Знаете ли вы, чем занимаются люди этих профессий?

-А где мы находим информацию о том, что не знаем?

- Заглянем в толковый словарь и выясним значение непонятных слов.

(Дается толкование непонятных слов)

- Назовите три профессии, которыми занимаются ваши родные или знакомые. (называют)

- Да, эти профессии нам всем более знакомы Но посмотрим, насколько хорошо мы знаем род занятий этих людей. Сейчас я вам раздам карточки с названиями профессий ваша задача вписать в них термины-существительные в соответствии с буквой алфавита.

А                                     Б                                       В                               Г                                      Д       З К                            Л                                       М       Н                                         О                            П                                Р                                      С                                        Т      

Название профессий: учитель, врач, художник, дизайнер, парикмахер, журналист, геолог, ветеринар, агроном.

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Все ли слова вам понятны?-А как вы думаете, есть ли у этих слов отдельное название?

- Да, такие слова называются «профессионализмы»

- Но, конечно, основная работа по профориентации начинается со старших классов. Один из видов работы- это анализ художественного текста на уроках литературы в 8-9 классе.

- Итак, я вам предлагаю прочитать отрывок из рассказа А.Алексина «Олег и его бабушка»

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.
(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовыхотчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.
– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

- Кто главный герой рассказа?

- Кем работала бабушка?

- Кем хотела стать?

 -Отчего Олега отдали в музыкальную школу?

- Хотел ли он этого?

- А что нравится мальчику?

- Получается ли столярная работа у Олега?

- Получится\ ли из Олега хороший музыкант? Почему?

-Какова основная проблема текста?

–Какой вывод мы можем сделать после прочтения рассказа?

Вывод: Профессию человек должен выбирать сам, не стараясь идти по чьим-то стопам. Выбор должен быть сделан в пользу той профессии, которая нравится, доставляет удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Внеклассная работа на уроках русского языка и литературы

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному потенциалу внеурочной работы, к содержательной организации свободного вре...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл

Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели.  Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством ро...

наша работа на уроках русского языка и литературы.2012-2013 гг.

работы учащихся 5-6-х классов моу сош №78.реализация фгос 2010  в рамках преподавания русского языка и литературы....

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...