Внеклассная работа на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному потенциалу внеурочной работы, к содержательной организации свободного времени учащихся. Сегодня вновь говорят о том, какими должны быть выпускники современной школы, будущие   граждане нашей страны. Государство  предъявило школе свой социальный заказ. С этой точки зрения,  из всех школьных предметов русский язык и литература обладают самым высоким воспитательным потенциалом, базирующимся на нравственных, эстетических и этических нормах.

Внеклассная работа  помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа на уроках русского языка и литературы

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному потенциалу внеурочной работы, к содержательной организации свободного времени учащихся. Сегодня вновь говорят о том, какими должны быть выпускники современной школы, будущие   граждане нашей страны. Государство  предъявило школе свой социальный заказ. С этой точки зрения,  из всех школьных предметов русский язык и литература обладают самым высоким воспитательным потенциалом, базирующимся на нравственных, эстетических и этических нормах.

Внеклассная работа  помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это литературные гостиные, стенная печать.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Продолжая и подкрепляя классные занятия, внеклассная работа решает следующие основные воспитательные задачи:

  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета
  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  3. Расширение запаса знаний школьников:
  4. А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
  5. Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и  фактического материала по изучаемому предмету.
  6. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность 
  7. преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  8. Выявление особо одарённых детей и развитие  их творческих и индивидуальных  способностей.
  9. Воспитание  у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за  успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности,  должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета.  И всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий Белов  в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?  Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Перед проведением любого внеклассного мероприятия осуществляю предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оцениваю интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставляю объём деятельности и учитываю возможности ребят.

К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что я сама  заинтересована, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Если говорить о дидактических принципах, которыми я руководствуюсь, то они известны каждому из вас:

  1. Принцип научности.  Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.
  2. Принцип последовательности и систематичности. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.
  3. Связь теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.
  4. Принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

  1. Добровольное участие школьников в мероприятиях (с 5 класса очень активны, к 8 классу активность резко падает, приходится «закидывать удочку», давать возможность самим при думать тот или иной игровой момент и др.)
  2. Комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

Попробую  представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых мною:

  1. Литературно-музыкальные композиции. (Это излюбленное мероприятие на уроках литературы, при нынешнем оснащении компьютерами, умении детей ими пользоваться, готовить такие мероприятия просто в радость и мне,  и детям. Не скуплюсь на оценки за любой этап работы в данном мероприятии, главное условие – самостоятельность в подборе материала).
  2. Литературные гостиные (не буду останавливаться на этом, потому что словесники,я уверена, без данного вида внеклассной работы просто не предстапвляют своей деятельности);
  3. Путешествия, заседания, спор-клубы (начала вводить с 7 класса, где получаю более рассудительные ответы, слышу здравые рассуждения, а путешествия дети сами могут составить и провести)
  4. Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны (соревновательные виды, использую и во внеклассной работе  по  русскому языку и по литературе. Не раз я давала такие внеклассные мероприятия на уровне района, и те коллеги, которые были, могли убедиться, что это детям действительно очень нравится),
  5. Встречи с интересными людьми (к счастью, наша Павловская такими людьми богата)
  6. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней

Конечно, каждый из вас, сидящий в этом классе, вправе задать вопрос о результатах моих учеников. С 2008-2009 учебного года у меня один класс, изначально в нем обучалось 18 человек, сейчас 20, и, конечно же, это дает мне возможность уделять на внеклассную работу больше времени, привлекать как можно больше детей. Интересы у них самые разнообразные, я иногда сама теряюсь, что они мне могут преподнести! Сначала потихоньку их «прощупываю», кто на что способен, потом, когда уже сами несут посмотреть свои стихи, рисунки, кроссворды, тут уже открывается широкое поле для моей фантазии, экспериментирую  все новое и интересное. А с детьми ведь нельзя иначе, чуть повторилась, все, уже им неинтересно.  

С 2008 года у меня 19 участников конкурса «Русский медвежонок», каждый год по 5-6 человек,  неважно, хорошо учится ребенок или нет, бывает, самый слабый троечник может выдать даже очень неплохие результаты.

А об интересах детей к предметам русского языка и литературы судите сами:

Конкурсы:

Некристова Ольга – 2009 год, участница Всероссийского патриотического конкурса им. Генерала Трошева (сертификат об участии)

Юдин Сергей – 2010 год, 1 место в районном конкурсе «Мама, милая мама»

Иванова Кристина, - 2011 год, победитель экологического форума «Зеленая планета» в номинации «Эко-объектив» (фото станицы Павловской с сочинениями-эссе к каждой фотографии, их было 5)

Короткова Анастасия – 2011 год, победитель районного конкурса, посвященного  «50- летию полета Гагарина в космос»

Сухацкий Алексей – 2011 год, участник Всероссийского конкурса «История Военного флота» (подготовил путешествие по Морскому корпусу г. Санкт-Петербурга)

Гиревая Дарья – 2011 год, участница Всероссийского конкурса «Гардемарины, вперед!» (Об  Евгении Родионове)

  Олимпиады:

Болдарева Елена – 2010-2011 учебный год, приняла участие в заочной олимпиаде по русскому языку. 2009 год – 1 место в школьном туре олимпиады по литературе, 2010 год – призер школьного этапа олимпиады по литературе, 2011 год – призер муниципального этапа олимпиады по литературе

Научно-исследовательские проекты «Эврика, ЮНИОР»:

Короткова Анастасия – 2009 год,  «С любовью к людям» (победитель школьного этапа, районного не было)

Короткова Анастасия – 2010 год, «Образование слов компьютерного сленга» (победитель школьного этапа и районного этапа)

Болдарева Елена – 2010 год, «Рекламный слоган как разновидность речи-миниатюры» (победитель школьного этапа и районного этапа),  имеет диплом участника краевого  конкурса научных проектов.

Да, немного, но для меня и моих учеников, конечно же, значимо.

Вообще, изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру.

Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”.

Я думаю, что это так важно для нас, словесников, потому что  мы должны привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, должны научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний по русскому языку и литературе во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Формы внеклассной работы на уроках русского языка и литературы

Курсовой проект на тему "Формы внеклассной работы на уроках русского языка и литературы"...

Организация внеклассной работы на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе

В настоящее время современная общеобразовательная школа утратила первостепенное значение в передачи знаний и опыта будущему поколению. Сегодня вся необходимая информация находится в открытом...