Формы внеклассной работы на уроках русского языка и литературы
проект

Оксана Радайкина

Курсовой проект на тему "Формы внеклассной работы на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» Кафедра гуманитарного образования Курсовой проект ФОРМЫ внеклассной работы по русскому языку и литературе Выполнил: Радайкина Оксана Петровна учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 10» Проверил: Медянкина Е.В., методист кафедры гуманитарного образования Саранск 2019г.

Слайд 2

Введение

Слайд 3

Цель в неклассной работы по русскому языку и литературе в школе развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам; формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

Слайд 4

Теоретический особенности избранной проблемы Цель : рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у школьников . Задачи: - рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в школе с точки зрения состояния проблемы; - р ассмотреть возможные формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе; - провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Слайд 5

Психолого-педагогические основы внеклассной работы

Слайд 6

Дидактические принципы организации внеклассной работы Принцип избирательности . Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку и литературе, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д. Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку и литературе, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы Принцип научной углубленности, Принцип практической направленности, Принцип занимательности.

Слайд 7

Методический аспект организации внеклассной работы

Слайд 8

Принципы внеклассной работы

Слайд 9

Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка и литературы, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка

Слайд 10

Задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе развитие у детей интереса к предмету, к живому русскому языку, к речи, к литературе; углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи; формирование орфоэпических , орфографических и пунктуационных навыков; развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой; развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования; развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют склонность к языковым предметам; развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; развитие индивидуальных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся; воспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.

Слайд 11

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературой. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке. В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие - эпизодическими.

Слайд 12

Формы организации внеурочной деятельности

Слайд 13

Содержание внеклассной работы по русскому языку и литературе - вопросы , связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи; "Сколько слов в русском языке?" (беседа о словарном богатстве русского языка) "В мире слов", "В музее слов" (беседы о происхождении слов), "Как рождаются новые слова?", "Кладовые слов" (беседы о словарях). "Можно ли сломать язык?" (беседа об артикуляции русских звуков), "Звуковые законы" (беседа об орфоэпических нормах русского языка), "Пульс слова" (беседа о словесном ударении). "Молчаливые буквы" (беседа о функциях букв Ъ и Ь), "Можно ли усвоить правописание всех слов?" (беседа об орфографическом словаре), "Как делаются слова?" (беседа о способах словообразования в русском языке), "Кто или что?" (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), "Все растет из корня" (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и задания, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи. - вопросы , не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Поэтому ученики с интересом слушают беседы на темы: "Как люди научились говорить?", "Почему люди говорят на разных языках?", "Русский язык на земном шаре", "Как люди научились писать?", "Языки и народы", "Говорят ли животные?" и др.

Слайд 14

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку и литературе грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися..

Слайд 15

Обучающие упражнения направленные на развитие речи во внеклассной работе Работа над значением слова: Назвать значения слов : карандаш, огурец, диван, парта. Угадать слова, значения которых вам будут названы. 1 ) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой.

Слайд 16

Обучающее упражнение по теме морфемика

Слайд 17

Обучающее упражнение по теме морфология

Слайд 18

Игра как метод проведения внеклассного мероприятия Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино. Игры-соревнования . Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ? Игры-инсценировки . Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства ритма, слова.

Слайд 19

Важность внеклассной работы Цель педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме. Задача педагога – создать условия для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознание успеха. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Слайд 20

Результативность и выводы Внеклассные мероприятия позволяют обучающимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Результатом обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, статья в газету, спектакль, презентация, исследовательская работа, композиция, выпущенная газета

Слайд 21

Литература Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. - Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 . Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.: 1980 . Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку, М.: 1985 . Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе / Н.М. Шанский // Русский язык за рубежом – 2002 Интернет-ресурсы

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Внеклассная работа на уроках русского языка и литературы

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному потенциалу внеурочной работы, к содержательной организации свободного вре...

Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы

          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В статье говорится о том, какие типы учебного диалога я использую на своих уроках.Материал может помочь сделать уроки литературы и русского языка более интересными и продуктивными....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Организация внеклассной работы на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе

В настоящее время современная общеобразовательная школа утратила первостепенное значение в передачи знаний и опыта будущему поколению. Сегодня вся необходимая информация находится в открытом...