Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Мелентьева Галина Михайловна

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы.

1.ВВЕДЕНИЕ.

Нашему образовательному учреждению трудно подыскать название, адекватно отражающее его суть. В дневной форме здесь учатся взрослые, юноши и трудные подростки, подследственные и заключенные. Социальный портрет нашего контингента также вариативен: рабочие, служащие, безработные; учащиеся с высокой учебной мотивацией и люди с устойчивым отвращением ко всему, что связано со школой и учителями. Сегодня школа взрослых имеет контингент учащихся, весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности, социальному опыту,  социальному и возрастному составу. Всё это позволяет выделить глобальную для нашей школы проблему: несоответствие социального заказа общества и уровня выпускника    вечерней школы.

Современная вечерняя школа резко изменилась по главнейшим параметрам — контингенту, целеполаганию и содержанию образования. Следовательно, должны меняться как методы обучения, так  и педагогические технологии.

Сегодня вечерняя школа работает по образовательным программам дневной  школы. Однако учебно-воспитательный процесс вечерней школы существенно отличается от учебно - воспитательного процесса дневной школы в силу возрастных, дидактических и социальных особенностей учащихся,  выпавших в силу различных причин из нормального возрастного образовательного потока. Знаний, необходимых для работы с таким контингентом, сегодня не дают ни педагогические вузы, ни курсы повышения квалификации учителей-предметников. Их можно приобрести лишь  путём проб и ошибок, путем интуитивного поиска эффективно работающих методов обучения в каждой отдельно взятой группе обучающихся.

В сфере развития учебно-познавательных способностей вечерняя школа, как правило, встречается с тем, что для детской школы является исключением и сбоем. А именно:

  1. значительной дидактической запущенностью учащихся.
  2. утратой, ослаблением, искажением у них мотивации учебной деятельности.
  3. выпадением успешности обучения из категории главных приоритетов, способов и показателей состоятельности и самоутверждения личности.

2. РЕАБИЛИТАЦИОННО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ  ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Педагоги школы понимают, что возобновлению обучения  предшествует психологически неблагоприятный период длительного стресса, вызванного прежними учебными и социальными неудачами. Плохо усвоенный когда-то учебный материал  угасание учебных способностей, снижение мотивации учебной деятельности – вот далеко не полный перечень дидактической запущенности наших учащихся. Процесс выявления этой запущенности очень болезненно ударяет по самолюбию учащихся, провоцирует их на неадекватные действия. Задача учителя состоит в максимально щадящем выявлении остаточных знаний и умений учащихся, чтобы, опираясь на них, можно было организовать процесс восстановления учебной деятельности. «Глубина залегания» таких остаточных знаний и умений индивидуальна. Но только на таком индивидуальном для каждого учащегося уровне может быть обеспечен начальный успех, совершенно необходимый для восстановления интереса к учебе и уверенности в себе.

        Восстановление интереса к учебе на материале изученных, но не понятых правил , оптимистическое программирование обучения, обязательное обеспечение успешности учебной деятельности каждого ученика, четкое фиксирование факта успешности в его собственном представлении и в представлении окружающих - вот важнейшие задачи для меня, учителя данной школы. 

         В сознании и памяти большинства учащихся негатив в познавательной сфере почти всегда сопутствует с негативным опытом отношений в процессе учебы. Поэтому еще одной актуальной проблемой на этапе восстановления учебной деятельности является выявление и устранение психологических барьеров, типа «Ученик – учитель», «Ученик – учебная деятельность», а в ряде случаев и «Ученик – учащиеся». И здесь  особенно важна педагогическая этика, помогающая  ученику преодолеть привычные  способы сохранения и защиты своего достоинства от явной или воображаемой педагогической агрессии. Этому способствует и  отказ от общения в рамках «Взрослый – ребенок». Восстановление доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычную и приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый – Взрослый». Это предполагает соответствующий тип поведения, возможность выбора и ответственности за выбор, выявление и учет мнений и желаний учащегося, уважение права на пробу и ошибку, и главное – оптимистическое программирование развития личности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Ни для кого не секрет, что социальной запущенности почти всегда предшествует запущенность дидактическая, а значит и  социальной реабилитации личности может и должна предшествовать ее дидактическая реабилитация. Проблемы с обучением в школе взрослых начинаются там, где для восприятия нового материала требуется опора на прошлый учебный опыт: владение понятиями, знание предшествующего материала, опыт оперирования информацией. Этот опыт у большинства учащихся либо забыт в силу перерыва в учебе, либо он был плохо сформирован вообще. (Обычно именно в этом главная причина расставания с детской школой.) В детской школе обучение обычно опережает развитие школьников, ведет  его за собой. В вечерней школе, наоборот, обучение какое-то время невольно идет вслед за сложившейся возрастной и социальной ситуацией: у ученика сформировался негативный опыт учебной деятельности и дидактическая запущенность, которые теперь необходимо преодолевать. Учитываются возрастные и индивидуальные возможности и особенности учеников, обеспечивается доступность содержания, форм и методов обучения и предлагается  обучение в различном темпе, реализуется дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем учебной подготовленности. Но даже в этих условиях  нужно помнить об ограниченных возможностях  учащихся для участия в прямом диалогическом общении. Поэтому необходимую  информацию приходится собирать по косвенным признакам: характерные позы учащихся, их жесты, мимика, реплики для себя и соседа, недоуменные взгляды, паузы и др. Ведь чем ниже самооценка учащихся, тем выше скованность их жестов и поведения.

Длительный период (до относительно полного восстановления навыков учебной деятельности) приходится работать в режиме, близком к коррекционному обучению. Это означает, что в работе с учащимися, не имеющими явных отклонений в психическом и физическом развитии,  используются специфические подходы, характерные для коррекционной педагогики. Это   коррекция и компенсация индивидуальных особенностей обучаемых, ликвидация дидактической запущенности, работа с новым материалом с учетом специфики подготовленности и состояния учебных способностей учащихся, обратная связь, коррекция обучения по результатам обратной связи, организация оперирования информацией на уровне реальных возможностей учащихся, организация успеха и его эмоционального переживания. Эти подходы помогают создать предпосылки для выхода на уровень развития, который обеспечивает понимание и усвоение нового материала в нормальном учебном темпе. Однако помимо специфических коррекционных компонентов, о которых было сказано выше, урок- консультация  может содержать и все компоненты классического урока.

Обучение каждого базируется на уровне его собственных ожиданий, собственной системы ценностей. Поэтому привычные для оценки деятельности дневной школы критерии  качества обучения здесь теряют свою актуальность.

Планируя самостоятельную работу учащихся на уроке, обращаю внимание на посильность, доступность заданий  для каждого учащегося, четко формулирую   и довожу до сознания ученика, что проверяется и как оценивается. Поэтому в ходе каждой учебной консультации предлагается дозированный учебный материал: воспроизведение части параграфа или сделанной на предыдущих уроках записи, действие по образцу и т.п. Затем может использоваться воспроизведение учащимися рассказа учителя, действия по находящейся перед глазами схеме алгоритма и т.п.

На начальном этапе учебной деятельности дозировка учебного материала может обеспечить необходимую успешность деятельности и восстановление учебной мотивации. Особое внимание  уделяю демонстрации и усвоению учащимися образцов и алгоритмов самостоятельной работы. Образцы и алгоритмы самостоятельной работы должны быть предметом прямого обучения и средством обратной связи.

Включению учащихся в самостоятельную учебную деятельность предшествуют специально подобранные подводящие упражнения, обеспечивающие поэлементное усвоение сложного действия (сначала под руководством учителя , а затем самостоятельно). По мере восстановления учебных навыков и ликвидации дидактической запущенности самостоятельная работа учащихся направлена уже  на формулировку и объяснение понятий, воспроизведение учебного материала в типовой и новой ситуации, оперирование  понятиями как по образцу, алгоритму, так  и в новой ситуации, использование имеющихся знаний и умений для добывания новых и т.п.).

         Обратная связь между учащимися и учителем в процессе самостоятельной работы должна предусматривать со стороны учителя тотальный контроль и учет усвоения каждым учащимся каждого элемента учебного материала, а со стороны учащихся – возможность выявления и ликвидации пробелов в собственных знаниях без риска получить неудовлетворительную оценку. Это может быть вывод части учебной деятельности учащихся из системы бальной оценки в систему равной для всех оценки – зачет. В зависимости от складывающейся ситуации  используется наряду с обычным зачетом и так называемый дифференцированный зачет, когда конечный результат (вне зависимости от количества попыток) оценивается в балльной системе, то есть происходит оценка усвоения учебного материала по крупным блокам. Каждый учащийся непременно отчитывается по каждому зачетному блоку и получает соответствующую положительную зачетную отметку.

Для учащихся вечерней школы характерны 4 уровня познавательной активности ( см. презентацию) – нулевая, ситуативная, исполнительская, творческая.

Иногда нарушается принцип постоянства учебной группы и  практикуется сменная форма обучения, когда учащиеся регулярно меняют группу присутствия в зависимости от графика своей производственной деятельности или семейных обстоятельств. Используется и форма индивидуального обучения, позволяющая осваивать учебную программу в индивидуальном темпе (как ускоренном, так и замедленном) из-за дефицита времени при совмещении учебы и работы, а также учебных трудностей работающих учащихся.

Одной из эффективных технологий обучения русскому языку и русской литературе в вечерней школе стала технология личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности, при котором учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы достигать оптимального результата при изучении школьного предмета.

Отсюда вытекает еще одно направление деятельности: создание условий для формирования общих умений коммуникации на уроках русского языка в условиях вечерней школы. Общение – важная сторона наших отношений с другими людьми.  Важно научить учащихся культурному общению так, чтобы все все участники диалога понимали высказанные мысли , правильно их воспринимали и умели сами доступно и грамотно высказаться по тому или иному вопросу,ведь уровень сформированности общих умений коммуникации влияет и на эффективность их профессиональной деятельности. Умение понять другого и выразить свои мысли и чувства существенно влияет также и на взаимоотношения людей. Таким образом, качество обучения напрямую зависит от качества общения между участниками учебного процесса, и общие умения коммуникации являются важнейшим инструментом для освоения других компонентов содержания образования. В основу нового содержания образования положены такие критерии коммуникации, которые дадут человеку возможность достойно жить и трудиться в обществе и «возможность непрерывного продолжения самообразования, саморазвития, самоопределения». В процессе обучения весьма важно качественное взаимодействие ученика с учителем, умение его работать с разными типами текстов. Общие умения коммуникации являются для ученика главным средством освоения содержания образования. Ученик нуждается в умении коммуникации не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом связана с нашим умением общаться и понимать других.

4. ВЫВОД

 Таким образом, в условиях вечерней школы  используются следующие подходы к построению уроков русского языка и русской литературы.

 1. Индивидуальная работа с каждым учеником, с учетом  психологических особенностей, т.к.при заочной форме обучения, ученики имеют разный уровень знаний и способностей. Стимуляция учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивающая им возможность самообразования, саморазвития самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

2. На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использование разноуровневых заданий с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Эти задания помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с работой.

Состояние нестабильности, раздвоенности, повышенной тревожности взрослого ученика-вечерника дополнительно усиливается его пребыванием одновременно в двух видах основной деятельности (учеба и работа,  учеба и семья ), каждая из которых претендует на полное использование времени, душевных, физических сил и способностей личности. Пытаясь распределить время и силы между этими важнейшими сферами своего самоутверждения, старательный ученик школы взрослых неизбежно попадает в состояние постоянной нехватки времени, перегрузок, переутомления, психических перенапряжений. Этот конфликт чаще всего решается путем ранжирования ценностей. При этом предпочтение учебной деятельности отдается лишь в том случае, если ее успешность обещает ощутимое повышение либо социального статуса (переход на более выгодную, престижную работу), либо является условием реализации осознанного стремления к продолжению образования. Именно такая мотивация позволяет части учащихся преодолеть учебную запущенность, войти в нормальный ритм учебного процесса, а в ряде случаев выстроить и индивидуальную образовательную траекторию.

Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения

Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются: самостоятельная работа обучающихся, групповые консультации и зачеты.  

На вводных консультациях по литературе учащиеся знакомятся с зачётным блоком по предмету, в котором приводится количество зачетов, содержание материала и плановая дата сдачи. Например,  представлены зачёты по литературе. Учащиеся могут работать дома по плану самостоятельно и сдавать зачёты в отведенное для этого время как в устной, так и в письменной форме.

Ответственным этапом в работе учителя при зачётной проверке знаний является составление и подбор дидактического материала для учащихся. К такому материалу относятся вопросы к зачёту, отражающие основные требования к знаниям и умениям учащихся. Вопросы по литературе сообщаются в ходе изучения зачётного раздела, с тем чтобы  использовать их для выделения главного при проработке текста.

Для учащихся, посещающих групповые консультации по литературе, я ставлю своей целью формирование читательской культуры и познавательного интереса к литературе.

Методы и приемы формирования познавательного интереса к предмету:

 1. Подборка для каждого занятия такого материала, который был бы интересен для большинства учащихся независимо от уровня их обученности.

2. Создание ситуаций успеха;

Маленький успех  слабоуспевающего  учащегося - это длительная, систематическая совместная  работа учителя и ученика  по преодолению трудностей в освоении знаний.

  3. Метод поощрения – мощный стимул удовлетворения собой и своей деятельностью для учащегося.

Специфика проведения групповых консультаций по русскому языку обуславливается необходимостью подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Уже в 10-11 классах начинается целенаправленная подготовка учащихся к единому государственному экзамену. ЕГЭ по русскому языку включает в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и  другие виды разборов, задания на различение изобразительно-выразительных средств языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. Для того  чтобы подготовиться и  успешно сдать экзамен, необходимо представлять уровень требований, структуру и особенности тестов. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения им  заданий.

На первых уроках русского языка уже в  10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки,  показываю  справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую  школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

На групповых консультациях основное внимание должно быть уделено повторению изученных ранее правил и на этой базе – укреплению и дальнейшему развитию речевых и правописных навыков взрослых учеников. Повторение материала в вечерней школе нужно строить на базе широкого обобщения и систематизации.

Для работы в 10-12 классах  заведена папка с материалами по подготовке к ЕГЭ, в которую входят  тестовый материал, помогающий сформировать у учащихся умения и навыки работы с тестами, контрольные работы в форме ЕГЭ, справочный раздаточный материал.. При повторении и обобщении учебного материала использую опорные схемы, наглядный материал, различные таблицы. Это способствует развитию зрительной памяти учащихся.

Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Приемы дифференцированного обучения необходимы на уроках подготовки к ЕГЭ. Практика показывает, что процесс дифференциации  наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет  индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.  Используется текущий контроль в форме проверочных и контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденного ранее.

Очень важно убедить всех учащихся приступить к части С на экзамене.

 Многие  не любят писать сочинения, так как считают, что  недостаточно грамотны и креативны. Причины трудностей часто заключаются в том, что школьники не видят образца сочинения, написанного и рецензированного в соответствии с критериями части С.  Необходимо дать учащимся такой образец, а затем на следующем этапе предложить им самим проанализировать варианты сочинений по критериям. Критериальный подход должен прослеживаться в написании и оценке сочинений в части С в течение всего учебного года. Введение и отработка этих практических навыков делает более эффективной работу над сочинениями и позволяет улучшить фактический результат обучения.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

«Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы»

учителя русского языка и литературы МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

МЕЛЕНТЬЕВОЙ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...