«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
материал по теме

Скрылёва Елена Леонидовна

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»

Обобщение опыта работы  по теме: «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Учитель – Скрылева Елена Леонидовна

г. Котлас

2013 г.


1. Характеристика вечерней школы и принципы её образовательной политики.
            МОУ «ВСОШ №1» является муниципальным образовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего (полного) общего образования.

  Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, осознанного выбора профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

 

Основными принципами образовательной политики школы являются:

  • возможность выбора форм образования;
  • личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании;
  • компетентностно - ориентированный подход к обучению, соответствующий универсальности для различных видов деятельности, потребностям города;
  • ориентация на общечеловеческие ценности;


Особенности контингента: 

  • ежегодно обновляется контингент на 20-40 %;
  • несовершеннолетние подростки, имеющие пробелы в знаниях;
  • несовершеннолетние подростки, бросившие школу и имеющие опыт асоциального поведения;
  • учащиеся, работающие на предприятиях города и за его пределами;
  • домохозяйки, занимающиеся воспитанием детей;
  • учащиеся (совершеннолетние и несовершеннолетние), вернувшиеся из заключения;
  • осужденные учреждения ФКУ ИК - 4;
  • подследственные несовершеннолетние ФКУ СИЗО – 2;
  • учащиеся, демобилизованные из армии.

2. Особенности школы – многообразие форм обучения.

По положению о вечерней школе в школах данной категории могут быть использованы следующие формы обучения:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Формы обучения отличаются требованиями к количеству учащихся, и в зависимости от количества учащихся определяется количество часов учебного плана.

Для работающих учащихся используется очная форма обучения с увеличением нагрузки в льготный день (среда).

Для неработающих целесообразны очные классы, но они возможны при наличии в классе не менее 25 человек.

Индивидуально обучающихся учим из расчёта 36 часов в год на все предметы курса данного класса на одного учащегося. На индивидуальном обучении находятся учащиеся из специальных школ, колоний, СИЗО.

Экстернат практикуется по одному-двум предметам (для учащихся, пришедших в вечернюю школу из других учебных заведений и имеющих задолженность по предмету или не изучавшего данный предмет).

3. Особенности организации учебного процесса.

Учебный процесс организуется с учётом уровня знаний учащихся, их психологической готовности к обучению, их индивидуальных особенностей, то есть учитывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование коллективных и групповых форм работы.

Под индивидуальным подходом понимается система управления познавательной деятельностью, протекающая с учётом индивидуальных психолого-педагогических особенностей каждого учащегося:

  • учёт неравномерной подготовки к восприятию знаний, их воспроизведению, применению, разные уровни способностей к обучению, особенности памяти и мышления, работоспособности;
  • уровень владения теоретическим материалом, запас знаний по предмету.

В школе существует зачётная система, что исключает возможность пропуска каких-то тем и приучает к ответственности, обязательности и системности.

При количестве учащихся от 16 человек в классе недельная нагрузка составляет 16 часов, к этой цифре прибавляется зачётное время, которое можно рассчитать по формуле:

3 * количество учащихся в классе * количество зачётов

                                          36

Пример: 9 класс с количеством учащихся 16 человек

0,3 * 16 * 3        результат 0,4 часа (15 минут)

                                                 36

Успешной форме учебного процесса должны соответствовать адекватные педагогические технологии, взятые из обычной (дневной) школы. Они, как правило, подвергаются глубокому анализу и переделке, хотя основные идеи перекликаются.

4. Основа учебного процесса - консультация (урок).

Основой учебного процесса является консультация. Здесь важен отбор материала. Из-за слабых знаний учащихся большое внимание приходится уделять вводно-коррекционному повторению. Без ликвидации пробелов в знаниях не будет продвижения вперёд. Учим работать с источниками (учебник), находить ответы, выделять особенности, делать выводы. Возможно, в этом рационализме что-то теряется, но знания систематизируются.

Консультации бывают:

а) по деятельности:

  • тематические (по основным темам);
  • текущие (индивидуально, с отдельными учащимися, плохо усвоившими материал);
  • обучающие (тест, работа с текстом).

б) по форме:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • смешанные (индивидуально-групповые).

в) по организационным признакам:

  • вводные;
  • вводно-обобщающие;
  • повторительно-обобщающие;
  • инструктивные.

При проведении  консультаций учитываются этапы усвоения знаний:

1) Мотивационный:

  • внешний;
  • внутренний (познавательный интерес к предмету);

2) Ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями;

3) Практические действия (конспект, беседа);

4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах);

5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).

В результате этих действий осуществляется обучение операциям мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, дедукции, индукции.

Индивидуальное обучение – проблема, особо остро вставшая в тот момент, когда вечерняя школа стала обучать осужденных и подследственных. Обучение ведётся:

  • по блочно-модульной системе;
  • в разноуровневых группах парного состава.

При трудном контингенте учащихся многократно возрастает значение мастерства преподавателя, который должен:

1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика;

2) Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и учениками;

3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности;

4) Стимулировать учебную мотивацию;

5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности;

6) Корректировать навыки обучения;

7) Формировать коллектив;

8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.


5. Организация образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы.

Исторически сложилось так, что вечерняя школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых компенсаторную и адаптивную функции. В современных условиях функции вечерней школы расширились, так как появился целый пласт молодёжи, которая в силу ряда причин не может или не хочет учиться в дневной школе и нуждается не только в интеллектуальной, но и социальной поддержке. С учётом особенностей современного контингента можно сделать вывод, что основной функцией вечерней школы на данном этапе является содействие реабилитации учащихся. Таким образом, вечерняя школа создаёт для молодёжи, не нашедшей себя в массовой школе, возможность избрать свой образовательный маршрут.

Треть учащихся нашей школы составляют подростки «группы риска», которые занимаются в школе первый-второй год и имеют низкую мотивацию обучения. Вот примерный портрет такого ученика:

1) Читает по слогам, темп чтения очень низок, не улавливает смысла прочитанного.

2) Речь несвязная, не может установить причинно-следственные связи.

3) Обладает слабой памятью. Не может запомнить и воспроизвести текст. При переписывании, пока переворачивает страницу тетради или учебника, уже забывает, что нужно писать.

4) Безграмотен. Учащиеся не знают частей речи, членов предложения (предложение учителя выделить грамматическую основу встречается недоумением, замена этого словосочетания другим - главные члены предложения - ситуации не меняет).

5) Не приучен к учебной деятельности. Внимание на уроке держится не более 15-20 минут. Не любит менять виды деятельности на уроке, так как, ввиду психологических особенностей, ему трудно переключаться с одного на другое.

6) Имеет девиантное поведение. Ведёт себя вызывающе, порой агрессивно реагирует на замечания в свой адрес.

7) Состоит на учёте в КДН или освободился из мест лишения свободы, находится под следствием в СИЗО, осуждён в ФКУ ИК-4.

Выходом из данной ситуации считаем такие формы и методы  обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности подростка и создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Курс русского языка в 8-9 классах составляет 72 часа в год (то есть 2 часа в неделю). Вводно-коррекционное повторение при этом занимает 12 часов от общего времени. Это важно, так как позволяет повторить материал, скорректировать знания и умения учащихся, которые будут необходимы в течение всего года. Основной курс по предмету составляет 36 часов, повторение занимает 8 часов и 16 часов – уроки развития речи, на которых пишем изложения, готовясь к ГИА  в традиционной форме.

Курс литературы составляет тоже 72 часа в год, он идёт по концентрической системе.

В своей работе, учитывая достаточно низкий базовый уровень учащихся, стараюсь делать упор на дифференцированный подход как при работе на уроке, так и на индивидуальных консультациях. Дифференциация образовательного процесса по русскому языку и литературе идёт по двум направлениям:

  • по времени обучения;
  • по условиям обучения.

В первом случае каждый ученик занимается в своём темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее, успехи у всех разные. Если ученик не успевает сделать необходимый объём задания на уроке, предлагаю остаться на индивидуальную консультацию после урока или доделать работу дома, если есть ясное понимание цели работы. Есть и такие ребята, которые в силу ряда причин нерегулярно посещают уроки. Для них обязательны индивидуальные консультации после уроков, кроме того, они приглашаются на уроки в другие дни с параллельным классом.

Во втором случае, учитывая разный темперамент, уровень знаний, индивидуальные особенности, предлагаются разноуровневые задания, но обязательно посильные для выполнения. Условно всех учащихся 2-й ступени в нашей школе можно подразделить на учащихся со средним уровнем знаний и на учащихся с низким уровнем знаний. Если есть в классе учащиеся с хорошей подготовкой, то после объяснений учителя они работают самостоятельно в своём темпе. Учащиеся со средним уровнем знаний также работают по заданию в своём темпе, но при затруднениях либо обращаются за помощью к учителю в индивидуальном порядке,  либо присоединяются к работе с классом в тот момент, когда идёт разбор материала, в котором возникло затруднение.

 Одно и то же упражнение на уроке учащиеся с разным уровнем подготовки могут выполнять по-разному: наиболее подготовленные учащиеся не только списывают, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, но и выполняют дополнительные задания (озаглавить текст, подчеркнуть грамматическую основу, второстепенные члены предложения, определить тип предложения и т.п.) Но в основном для наших учащихся и грамотно списать - проблема. С такими работаю как у доски, так и индивидуально в течение урока, этим учащимся разрешаю пользоваться шпаргалками. 

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику, не отбить желание заниматься дальше, создать ситуацию успеха на уроке. Цель каждого урока - приучить учащихся трудиться и, преодолевая трудности, стремиться к новым успехам.  

При написании контрольных и самостоятельных работ также применяется внутриклассовая дифференциация и индивидуализация. Каждый учащийся для себя определяет, на какой ступени находится.

При подготовке к изложению или диктанту большое внимание уделяется повторению. Часы русского языка при этом сдваиваются. На первом часе обращаем внимание на лексику, выписываем и объясняем наиболее трудные орфограммы, объясняем знаки препинания в предложениях. Если это изложение, составляем простейший план, беседуем по тексту, пересказываем отдельные части, вместе думаем, как лучше озаглавить, выполняем задание к тексту и только потом, после трёхкратного прочтения, начинаем писать. С первого раза получается далеко не у всех. На индивидуальных консультациях вновь обращаемся к тексту, делаем работу над ошибками и пишем вновь. У большинства получается со второго раза, но есть и такие, кто в начале года пишет на оценку «3» только на третий раз. Выделив таких учащихся из классного коллектива, разрешаю им для подстраховки пользоваться текстом во время написания.  Успех написания почти обеспечен. Пусть маленький и с чужой помощью, но всё-таки успех!

На уроках литературы тоже применяется внутриклассная дифференциация. Нужно признаться честно, что наши ребята не читают произведений по программе, поэтому основная работа по знакомству с произведением и его анализом лежит на учителе. Но после изучения текста произведения учащимся предлагаются задания различной направленности. Учителем составляются вопросы (чаще всего это тест), на которые учащиеся, зная текст, должны ответить. Каждый для себя определяет, на сколько вопросов он может ответить.   Слабым учащимся разрешается пользоваться текстом.

Если учащиеся работают с учебником, то слабым ученикам указываем страницы, где можно найти ответ на вопрос.

Практикуется и работа в парах, когда ребята рассказывают друг другу материал после изучения темы и оценивают друг друга, причём учитель имеет право проверить объективность выставленной оценки.

Учим стихи с теми, кто на это способен, и выразительно читаем с теми, кому интеллектуальные способности не позволяют это делать.

Как уже было сказано выше, в школе существует зачётная система оценивания. По русскому языку  учащиеся 8-9 классов сдают 3 зачёта и столько же по литературе. Перед началом изучения темы каждого зачёта знакомлю ребят с объёмом, который они должны осилить выполнить.  А дальше каждый из них определяет сам, на что он будет претендовать. Если учащийся не прогуливает уроки и занимается по мере сил и возможностей, то он, как правило, сдаёт зачёт без проблем и вовремя.

Существует в нашей школе и индивидуальное обучение. Индивидуально обучаются учащиеся при отсутствии класса и учащиеся, находящиеся в СИЗО. На каждого индивидуально обучающегося отводится 36 часов в год на все предметы. На русский язык и литературу соответственно приходится в 5-6 классах - 15 часов в год, в 7-8 классах – 9 часов в год, в 9 классе – 8 часов в год. Естественно, что за такое количество часов освоить программу по русскому языку и литературе сложно, поэтому на педагогическом совете было решено обучать иначе: количество индивидуальных часов по предмету мы умножаем на количество учащихся и учим, исходя из произведения часов. Обучение таких ребят максимально индивидуализировано. Им также необходимо выполнить требуемый объём для сдачи зачёта по предмету. Роль учителя на консультациях – помощь при затруднениях и иногда изменение некоторых заданий в связи с умственными способностями учащихся.

Таким образом, становится совершенно ясно, что старый, проверенный временем, индивидуальный подход к ученику даёт положительную динамику в обучении, повышает мотивацию обучения, помогает учащемуся выбрать ту образовательную траекторию, которая наиболее ему близка, способствует постепенной реабилитации его в школе и повышению его самооценки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...