Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе “ Культура речи”
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая  программа элективного курса по русскому языку   в  11  классе   “ Культура речи”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17g11klelekt.kurskult.rechigotplan.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рабочая  программа 

                элективного курса по русскому языку   в  11  классе

  “ Культура речи”

                          Ивановой Лидии Владимировны

 

учителя  русского языка и литературы 1 квалификационной категории

                                                                                       

  МБОУ ««Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

 Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 2017 – 2018 учебный год

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                     

   Программа элективного курса «Культура речи» составлена в связи с

  • средним уровнем ОРФО- и пунктуационной грамотности учащихся
  • отсутствием серьёзной подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»

Данная программа  опирается на  учебники Е.Н.Зверева «Основы культуры речи.Теоретический курс» ,2008г и « Современный русский язык»  (под ред. Н.С. Валгиной, Д.Э.Розенталь)

Элективный курс имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

 Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.

        Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочинения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства выпускников сформированы недостаточно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют  необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами.

        Владение родным языком — это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать.

  Наиболее  важные проблемы, которые решает данная программа:

  • поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
  • ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
  • подготовка к  школьным и районным олимпиадам

Цели:

- формирование навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка;

- подготовка школьников к осознанному выбору направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры;

-углубление и развитие знаний в области культуры речи.

Задачи:

- познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами;

- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;

- изложить основы ораторского искусства;

- провести профилактику нарушений норм литературного языка;

- устранить грубые ошибки в произношении и словоупотреблении, преодолеть провинциальный акцент;

- помочь учащимся в овладении устной речью;

- познакомить с правилами речевого этикета, с профессиями, для которых понятие этикета связано с выполнением функциональных обязанностей (журналист, телеведущий, менеджер, учитель, дипломат, работник сферы обслуживания, библиотекарь, артист)

В практической работе используются следующие методы и приёмы:

  • наблюдение,
  • исследование,
  • редактирование и рецензирование творческих работ учеников;
  • написание сочинений на лингвистическую тему;
  • тестирование
  • лингвистический эксперимент

Актуальность элективного курса

Концептуальная новизна элективного курса состоит в том, что в ходе работы решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Формируя ключевые компетенции, учитель выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить. Поэтому занятия строятся таким образом, чтобы у думающего ученика не возникало безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Вот почему не вызывает сомнения актуальность элективного курса.

Элективный курс является  стимулом для работы учащихся со справочной литературой, различными типами словарей. Общеобразовательная программа по русскому языку хотя и включает материал по развитию речи, но не предполагает специальное изучение норм современного русского литературного языка. Поэтому данный элективный курс расширяет программный материал. Содержание и направленность курса обеспечивают ее преемственность с курсом русского языка.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

          Элективный курс « Культура речи»

  рассчитан на 34 часа учебного времени   XI класса, но может быть освоен и учащимися IX-X классов, которые проявляют интерес к изучению русского языка, а также теми, кто хочет усовершенствовать свои знания по этому предмету. Необходим он также тем, у кого имеются проблемы с речевой культурой.

Элективный курс  знакомит учащихся с понятием «культура речи», рассматривает различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический)

\

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты можно представить в виде систематизированных, углублённых знаний по развитию связной речи, сформированных умений. Самое главное, что эти приобретённые знания и полученные умения позволят выпускнику быть востребованным на рынке труда, потому что его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной ), от умения эффективно общаться, от знаний приемов речевого воздействия, убеждения. Кроме этого, школьники смогут выпускники успешно сдать ЕГЭ (ГИА).

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

2. Овладение умениями:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • иформационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

3. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   КУРСА

Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи». Проблема речи. Ее актуальность. Проблема демократизации русского литературного языка. Процессы, характеризующие речь.   Речь-характеристика человека.

    Язык – знаковая система. Единицы языка (звук, морфема, фразеологическая единица, свободное словосочетание, предложение, текст). Уровни языка (фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический). Два типа знаков: естественные и искусственные. Информационные (коммуникативные)знаки. Полифункциональность языка. Три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

    Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Акцентологические и орфоэпические нормы.

 Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление.

    Коммуникативный аспект культуры речи. Социальный характер общения. Структура речевого общения. Условия успешного взаимодействия. Стилистическая характеристика слова. Причины коммуникативных неудач. Невербальные средства общения. Зоны и дистанция.

   Этический аспект культуры речи. Понятие этикета.

Культура поведения и этические нормы общения. Проявление вежливости в невербальных средствах общения Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением рода имен существительных. Речевой этикет и культура общения.

Этические параметры спора и дискуссии. Использование нейтральных слов в социальных и межличностных отношениях.

      Основы ораторского искусства. Изобразительно-выразительные возможности морфологии. Структура ораторской речи. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Запоминание и произнесение речи. Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского искусства.

     Национальный характер и интернациональные свойства русской официально – деловой письменной речи. Документы  и их функции. Правила оформления документов. Языковые особенности.Этика деловых документов. Реклама в деловой речи. Особенности языка рекламы.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание раздела. Тема.

Общее количество часов

Число практ. работ

Приме-чание

Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи».Проблема речи. Процессы, характеризующие речь.

2

Язык – знаковая система. Уровни языка. Единицы языка (звук, морфема, слово, фразеологическая единица, свободное словосочетание, предложение, текст). Понятие о языковой норме.

2

 

Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Акцентологические и орфоэпические нормы.

 

1

 

Коммуникативный аспект культуры речи.  

7

 

Этический аспект культуры речи.

Культура поведения и этические нормы общения. 

8

1

Основы ораторского искусства.

Структура ораторской речи. 

7

1

Национальный характер и интернациональные свойства русской официально – деловой письменной речи.

 

6

1

Итоговое занятие: деловая игра «Диалог с текстом»

1

 

Итого

34 ч  


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 час в неделю - 34 ч)

 

п/п

дата

Содержание раздела. Тема урока.

Примечание

(ИКТ, ссылки)

план.

факт.

1

07.09.

2016

Введение в элективный курс. Характеристика понятия «культура речи».Проблема речи.

Презентация

2

 14.09.

Этапы становления и развития  русского  национального  языка. Процессы, характеризующие речь.

3

21.09.

Язык - знаковая система. Уровни языка. Функциональные разновидности литературного языка.

Презентация

   4

28.09.

 Единицы языка. Понятие о языковой норме.

    

5

05.10.

Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Акцентологические и орфоэпические нормы.

Презентация Орфоэпический словарь русского языка.

6

12.10

Коммуникативный аспект культуры речи. Особенности русского ударения.

Основные правила литературного произношения.

  7

19.10

Социальный характер общения

8

26.10

Структура речевого общения.

 

9

09.11

Условия успешного взаимодействия.

Стилистическая характеристика слова.

Презентация

10

16.11

Причины коммуникативных неудач.

11

23.11

Причины нарушения точности речи.

12

30.11

Невербальные средства общения. Зоны и дистанция.

13

07.12

Этический аспект культуры речи. Понятие этикета.

14

14.12

Культура поведения и этические нормы общения.

15

21.12

Проявление вежливости в невербальных средствах общения Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением рода имен существительных.

Презентация

Презентация

Презентация

16

Речевой этикет и культура общения.

17

Использование формул речевого этикета.Частность  грамматических ошибок, связанных с употреблением грамматических форм имен прилагательных.

 

18

Этические параметры спора и дискуссии.

19

Использование нейтральных слов в социальных и межличностных отношениях. Особенности употребления местоимений.

 

20

Практическая работа по теме «Этические нормы языка ».

 

21

Основы ораторского искусства. Изобразительно-выразительные возможности морфологии.

22

Подготовка к выступлению.Личность оратора.

 23

Структура ораторской речи. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении.

 

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

24

Доказательность и убедительность речи.

 

25

Основные виды аргументов. Запоминание и произнесение речи.

26

Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского искусства. Трудные случаи управления. Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

   

27

Практическая работа по теме «Моё первое выступление» Требования, предъявляемые к речи выступающего. Ошибки в построении сложноподчиненных  предложений.

28

Национальный характер и интернациональные свойства русской официально – деловой письменной речи.

29

Документы  и их функции. Правила оформления документов. Языковые особенности.

30

Этика деловых документов.

31

Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.

Презентация

32

Реклама в деловой речи. Особенности языка рекламы.

33

Составление рекламного текста.

34

Итоговое занятие: деловая игра «Диалог с текстом».


      ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРА

  

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

Зверева Е.Н. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:  

Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с.

Л.А.Чешко «Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений», М, «Просвещение», 2012г

И.П. Цыбулько. ФИПИ «ЕГЭ. Русский язык», «Национальное образование, М, 2016, М.2017

Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», «Легион», 2015-2016

Сборники тестов контрольно - измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).

Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы.  

Лингвистические словари и справочники

1. Писарев.И. Словарь синонимов русского языка:  чник. — М., 1997.

2.Львов М  Словарь  антонимов русского языка. — М., 1997

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. — М., 2004.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). — М., 1985.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.

8. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1985.

Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:

http://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.noc.spb.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"

Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...

Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.

Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....

Программа элективного курса по русскому языку "Развивайте дар речи" для учащихся 9 класса

Программа элективного курса «Развивайте дар речи» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Г.А.Оберн...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...

Элективный курс по русскому языку "Искусство образной речи"

Элективный курс для 11 класса по русскому языку для подгготовки к ЕГЭ...