Зачет по теме "Лексика" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Михайлова Алла Владимировна

Данный материал может использоваться при проведении зачета по теме"Лексика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_po_leksike.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет №1

Лексика

  Оценка

                                 Задание

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

6 – 7  баллов

7 баллов

8 баллов

Дополнительная часть

5 – 9 баллов

10 – 14 баллов

15 – 20 баллов

Обязательная часть

           Каждое верно выполненное задание – 1 балл.

  1. Что такое лексикология?

а) это раздел языкознания, изучающий лексические значения слов, их отношения с другими    

     словами и их употребление;

б) это раздел науки о языке, содержащий нормы написания слов и частей слова (морфем);

     в) это раздел науки о языке, содержащий нормы употребления знаков препинания на письме;

     г) это раздел науки о языке, в котором слова изучаются как части речи.

2. Найдите верное утверждение:

а) многозначные слова и омонимы – тождественные понятия;

б) многозначные слова и омонимы не являются равнозначными понятиями и их следует отличать  

     друг от друга.

3. Прочтите:

I. На огороде выросли овощи.

   По утрам я всегда ем свежие овощи.

  Этот овощ не годится для салата оливье.

        II. В магазине кончился белый хлеб.

  Осенью с полей убирают хлеб.

 Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб.

     Примеры каких слов приведены выше?

а) I и II – многозначные слова;

б) I – многозначное слово, II – однозначное слово;

в) II – многозначное слово, I – однозначное слово;

г) I и II – однозначные слова.

4.  Соотнесите термин и его толкование:

а) омофоны      1) слова одной или разных частей речи, совпадающие в некоторых                            

                              грамматических формах

б) омографы     2) одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию слова

в) омоформы    3) одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию слова

5. Прочтите:

    I. косный (человек) — костный (мозг), компания (друзей) — (избирательная) кампания;  

       гребной (спорт) — грибной (дождь);

    II. (адская) мýка — (пшеничная) мукá; (древний) зáмок — (ржавый) замóк; (географический)

         áтлас — (дорогой) атлáс;

    III. рой (пчёл) — рой (яму); лечу (на самолёте) — лечу (людей); (много) роз — (мальчик) рос.

     Примеры каких слов приведены выше?

а) I – омофоны, II – омоформы, III – омографы;

б) I – омографы, II – омофоны, III – омоформы;

в) I – омоформы, II – омографы, III – омофоны;

г) I – омофоны, II – омографы, III – омоформы.

     6. Прочтите:

I. … - это слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения;

II. … - это слова одной части речи, различающиеся по звучанию и написанию, но одинаковые или

   очень близкие по лексическим значениям;

III. … - это слова одной части речи, имеющие противоположные лексические значения.

   Толкования каких терминов даны ваше?

 а) I – антонимы, II – паронимы, III – синонимы;

 б) I – паронимы, II – синонимы, III – антонимы;

 в) I – синонимы, II – антонимы, III – паронимы;

       г) I – антонимы, II – синонимы, III – паронимы.


7.  Диалектные и профессиональные слова относятся к:

а) общеупотребительной лексике;

б) архаизмам;

в) ограниченной (необщеупотребительной) лексике;

г) неологизмам.

8.   Прочтите:

I. ... - это слова, в разное время вошедшие в русский язык из других языков в результате контактов

   русского народа с другими народами в торгово-экономической, политической и культурной  

   областях;

II. ... - это слова, ушедшие из языка вместе с не существующими теперь предметами быта, понятиями;

III. ... - это устаревшие слова, вытесненные их современными синонимами;

IV. ... - это слова, только появившиеся в языке в связи с развитием науки, техники, общества и  

     ощущаемые людьми как новые.

      Толкования каких терминов даны выше?

а) I – архаизмы, II – неологизмы, III – заимствования, IV – историзмы;

б) I – заимствования, II – архаизмы, III – историзмы, IV – неологизмы;

в) I – историзмы, II – архаизмы,  III – неологизмы, IV – заимствования;

г) I – заимствования, II – историзмы, III – архаизмы, IV – неологизмы.

Дополнительная часть

       Каждому заданию соответствует определенное количество баллов.

  1. Приведите примеры паронимов (не менее 3). 3 – 1балл, 4 – 2 балла, 5 – 3 балла.
  2. Подберите синонимы (не менее 2) к словам любознательный, лицо, тяжелый (в значении «вес»), метель. По 1 баллу за каждую цепочку.
  3. Подберите антонимы к словам свежий (хлеб), свежий (журнал), свежий (воротничок). По 1 баллу за каждую пару.
  4. Приведите примеры заимствованных слов, историзмов, архаизмов, неологизмов (не менее 2 на каждый термин). По 1 баллу за каждый термин.
  5. Дайте толкование фразеологизмов ворона в павлиньих перьях, носить воду решетом, ни в какие ворота не лезет, филькина грамота, бить баклуши. По 1 баллу за каждое толкование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок зачет в 5 классе по немецкому языку

Урок зачет в 5 классе по немецкому языку 1 полугодие...

Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачету в 7 классе

Этот сборник тем может помочь вам в подготовке к экзамену по английскому языку.В нем собраны устные темы, предусмотренные школьной программой для изучения английского языка учащимися 7-х классов.Кажда...

Интерактивный урок-зачет в 5 классе " Морфемика"

урок групповой работы по проверке знаний по теме....

Вопросы для зачета №1 6 класс

Зачет №1 6 класс (1 полугодие)...

Вопросы для зачета №1 6 класс

Зачет №1 6 класс (1 полугодие)...

Вопросы для зачета №2 6 класс

Зачет №2 6 класс (2 полугодие)...

Вопросы для зачета №2 6 класс

Зачет №2 6 класс (2 полугодие)...