Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»
рабочая программа по русскому языку на тему
Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
«Утверждаю» Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» ___________Н.П.Сорокина Приказ от 11 сентября 2017г. №117 Принята педагогическим советом, протокол заседания от 11. 09. 2017г. № 1
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
«Художественное слово»
(Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год обучении (72 часа)
Составитель: Фёдорова
Инна Витальевна,
педагог дополнительного
образования
МБОУ «Ваховская ОСШ»
2017
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное слово» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования:
1.2.Актуальность программы программы обусловлена следующими факторами.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.
1.3.Отличительные особенности программы Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время.
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Кружок предназначен готовить их к участию в общешкольных мероприятиях, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка спланированы так, чтобы дополнить и углубить материалы урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью учащихся и стимулировать их потребность в общении.
1.5.Цель программы:
- формирование у детей духовно-нравственной культуры,
- воспитание добра, любви к ближним, своей родине,
- развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,
- обучение детей умению владеть устным и письменным словом.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
- Развивать творческие возможности детей
- Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
- Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
III. Воспитательный аспект.
- Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
- Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
IV. Учебный аспект
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
- Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
- Создавать условия для литературного творчества.
- Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
- Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу
Занятия кружка предусматривают обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, подготовку к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
1.7.Программа адресована для детей 5-9 классов (12-16 лет)
1.8.Формы занятий:
Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Занятия проводятся по группам и индивидуально. При проведении занятий преобладают:
- беседы,
- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),
- конкурсы,
- викторины
- урочные занятия,
- контрольные занятия,
- тестирование.
Примерный алгоритм ведения занятий:
-приветствие;
- речевая зарядка;
- ознакомление с новым лексическим материалом;
- тренировочные речевые упражнения;
- физминутка;
- дидактические игры;
- ролевые игры;
- разучивание стихов;
- подведение итогов занятия.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 72 часа
2.2.Срок реализации программы – 1 год
2.3.Режим занятий: 1 раз в неделю по 45минут
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
- уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
- учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- соревнования;
- проведение праздников;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение открытых уроков для родителей;
- проведения конкурсов чтецов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 2 |
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. | 2 |
3 | Чудо поэтического слова. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи. | 2 |
4 | Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы» | 2 |
5 | Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. | 2 |
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. | 2 |
7. | Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 2 |
8 | Подборка стихов об осени. | 2 |
9 | Выразительное чтение стихов поэтов 20 века | 2 |
10 | Выразительное чтение стихов поэтов 21века. | 2 |
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова» | 2 |
12 | Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 2 |
13 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 |
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 |
15 | Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской. | 2 |
16 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 2 |
17 | Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 2 |
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 2 |
19 | Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром. | 2 |
20 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 2 |
21 | Филологический анализ художественного текста. | 2 |
22 | Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 |
23 | Изучаем язык мимики и жестов. | 2 |
24 | Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». | 2 |
25 | Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 |
26 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 2 |
27 | Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 2 |
28 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». | 2 |
29 | Слово в прозе. Жанры прозы. «Творческий эксперимент». | 2 |
30 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. | 2 |
31 | Слово в прозе. Художественный анализ текста. | 2 |
32 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа Мы придумываем сказку» | 2 |
33 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 2 |
34 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 2 |
35 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа: «Мы пишем рассказ» | 2 |
36 | Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы. | 2 |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Введение.
Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при работе с орг. техникой: компьютером, принтером, ксероксом. Живое слово и его значение. Основы художественного чтения. Ознакомление с целями и задачами литературного кружка.
1. Культура речи.
Речь – главное коммуникативное средство общения людей. Роль речи в общей культуре человека. Правила разговорной речи, история возникновения. Грамотная речь – залог успешного общения. Слова-«паразиты». Навыки ведения диалога в различных ситуациях, умения словами, мимикой, тоном выразить своё отношение к человеку. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся. Экология речи. Речевойэтикет. Речь СМИ.
2. Секреты текста.
Основные признаки текста. Стилевое единство текста, единство частей текста. Формирование и функционирование стилей русского языка. Стилистические возможности языковых средств. Народное слово в литературном языке. Исследование фольклора. Типы словесного выражения. Словесные изобразительно – выразительные средства. Жанры творческих работ. Анализ текста.
3. Основные понятия и жанры.
Система жанров. Оперативно-новостные тексты. Оперативно-исследовательские тексты. Исследовательско-новостные тексты. Исследовательские тексты. Исследовательско-образные тексты.
4. Создание текста.
Работа над текстом. Тема, замысел и идея произведения. Сбор информации и обработка материала. Работа над композицией и языком. Основы редактирования текста. Литературное редактирование.
5. Особенности творчества писателей и поэтов. Поэтическая палитра тем, жанров, художественных форм. фольклор: щедровки, посевание на Новый год
6. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.
Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности. Упражнения, связанные с постановкой дыхания, дикции, голоса. Орфоэпически правильное произношение слов, звукосочетаний. Работа с художественными текстами.
- Календарно-тематический план (рабочая программа учебных курсов)
- на 2016-2017 учебный год
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Коррек тировка |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 2 | ||
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. | 2 | ||
3 | Чудо поэтического слова. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи. | 2 | ||
4 | Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы» | 2 | ||
5 | Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. | 2 | ||
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. | 2 | ||
7. | Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 2 | ||
8 | Подборка стихов об осени. | 2 | ||
9 | Выразительное чтение стихов поэтов 20 века | 2 | ||
10 | Выразительное чтение стихов поэтов 21века. | 2 | ||
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова» | 2 | ||
12 | Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 2 | ||
13 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 | ||
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 | ||
15 | Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской. | 2 | ||
16 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 2 | ||
17 | Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 2 | ||
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 2 | ||
19 | Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром. | 2 | ||
20 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 2 | ||
21 | Филологический анализ художественного текста. | 2 | ||
22 | Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 | ||
23 | Изучаем язык мимики и жестов. | 2 | ||
24 | Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». | 2 | ||
25 | Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 | ||
26 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 2 | ||
27 | Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 2 | ||
28 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». | 2 | ||
29 | Слово в прозе. Жанры прозы. «Творческий эксперимент». | 2 | ||
30 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. | 2 | ||
31 | Слово в прозе. Художественный анализ текста. | 2 | ||
32 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа Мы придумываем сказку» | 2 | ||
33 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 2 | ||
34 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 2 | ||
35 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа: «Мы пишем рассказ» | 2 | ||
36 | Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы. | 2 |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- Методическое обеспечение программы:
Программа занятий кружка «Художественное слово» рассчитана на детей, возраст которых 12 – 16 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются ценностные ориентиры в жизни, определяются склонности и интересы, которые впоследствии могут стать основой будущей профессии литератора, учителя, журналиста, корреспондента. Но кем бы ни стал в будущем воспитанник, он должен хорошо знать родной язык и владеть словом.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате исследовательской, собирательской, экскурсионной и другой деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, в структуру занятий включено знакомство с мифами, легендами, фольклором народов. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичные выступления, написание стихотворений и очерков, собирание фольклора и оформление альбомов, всё это разовьёт творческие способности, что будет способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, художественного слова.
Чтобы научить учащихся любить книги, пользоваться дополнительной литературой, уметь написать сообщение, доклад, небольшой очерк, рассказ или статью в газету, в программу включены конкурсы, викторины.
Литературный кружок «Художественного слово» способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, является школой гражданственности и патриотизма.
Основные формы занятий, планируемые по каждой теме, указаны в плане. Занятия планируются комбинированными: рассказ с показом видеофильма, практические работы с текстами.
Итоги теоретического обучения подводятся с помощью тестовых опросов, а практического обучения в виде самостоятельных практических работ.
С этой целью на занятиях используются различные МЕТОДЫ по источнику учебной информации:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2) наглядные:
а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;
б) демонстрации: видеозаписи;
3) практические занятия;
4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные МЕТОДЫ стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и МЕТОДЫ формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
Во время проведения занятия могут быть использованы различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.
- Условия реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете русского языка.
Дидактический материал:
- таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Материально-техническое обеспечение: Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, проектор, диски с записью сказок и постановок.
Список литературы
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
Формы и виды контроля
Виды контроля | Формы контроля | Методы и способы контроля | Сроки контроля |
Вводный | Общая эрудиция | Опрос, наблюдение, беседа | Октябрь, февраль, апрель. |
Текущий | Уроки творчества, представление тематических столов, экскурсии | Анализ выполненных работ, индивидуальные консультации, практические работы, беседы | После каждой темы. |
Итоговый | Творческий отчет | Анализ выполненных работ | Декабрь, май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-612882-1428156839.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-576324-1422555434.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная
Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия, картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1113134-1549445265.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/01/picture-1037121-1538341439.jpg)
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1174010-1570857988.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1453140-1675078842.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Орленок» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-патриотическая студия «Орленок» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей...