Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Страдательные причастия прошедшего времени».2017г.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Тема:   Страдательные причастия прошедшего времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 6 классе «Страдательные причастия прошедшего времени».

Тема:        Страдательные причастия прошедшего времени

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

6ЛР: анализировать страдательные причастия прошедшего времени, устанавливать зависимость образования названных причастий от переходности глаголов, образовывать страдательные причастия с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-, обосновывать выбор суффиксов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверочный диктант по домашнему заданию.

Учитель выборочно диктует текст из упр. 594 (2-й, 3-й, 5-й абзацы).

ТОУУ

III. Языковая разминка.

– Найдите ошибки, допущенные в предложениях, укажите их причины.

Ребята, сделающие самолёты, будут участвовать в конкурсе.

Послышался звук ударившего колокола два раза.

Ребята, учившие в этом классе, успешно сдали экзамены.

Облака, гонящие ветром, быстро неслись над лесом.

– Запишите исправленный вариант (предложения выводятся на

слайде).

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Соблюдать языковые нормы в практике общения, находить и исправлять грамматические ошибки.

IV. Введение в тему урока.

– Какие предположения о теме урока возникают, если известны

ключевые слова: страдательные причастия прошедшего времени,

вид, переходность, формообразующие суффиксы?

Ученики работают в парах по учебнику: § 73, рубрика «Определяем

проблему урока». В процессе наблюдений устанавливают, что из

выписанных слов лишним является причастие сорвавшимся (действительное причастие прошедшего времени, а два других страдательные), формулируют цель и задачи урока.

– Вспомните, как мы изучали предшествующие разряды причастий, и составьте план урока.

Тема урока и план записываются на доске.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 583 – наблюдение над образованием страдательных причастий прошедшего времени на основе таблицы.

Ученики самостоятельно в парах анализируют материал таблицы

и делают вывод: от каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени, с помощью каких суффиксов.

Методическая рекомендация. Нужно обратить внимание учеников, что в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса -нн-, выделяются два суффикса: один – формообразующий суффикс причастия, а другой – суффикс основы глагола неопределённой формы -а- или -я-. Это предупреждает ошибку по объединению двух суффиксов в один -анн- (-янн-).

2. Чтение текста в рамке после упр. 595.

– Сравните свои наблюдения и выводы с правилом в рамке.

– Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. (Суффиксы -нн-/-енн-/-т-.)

– От чего зависит выбор суффикса?

– Приведите свои примеры причастий с названными суффиксами.

Методическая рекомендация. Следует отметить, что суффикс -т- является редким, он встречается у причастий, образованных от глаголов с корневым гласным ы/и (мыть, бить, шить, лить, пить и др.).

– Ответьте на вопросы после текста в рамке

3. Заполнение таблицы «Отличительные особенности причастий

разных разрядов».

– Укажите разряд и время причастия и заполните таблицу.

(См. материал предметного диска – моделирование таблицы «Отличительные особенности причастий разных разрядов» к § 73.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и представлять в других формах (таблица).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 596 – развивается умение выявлять глаголы, от которых образуются страдательные причастия прошедшего времени.

– Просмотрите ещё раз таблицу в учебнике и прочитайте правило

(см. с. 98–99), чтобы назвать признаки глаголов, от которых возможно образование страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняется устно с комментированием: глагол скрыть – сов. вида,

переход., можно образовать страдательное причастие прошедшего

времени скрытый и т.д.

Методическая справка.

От непереходных глаголов спешить, смеяться, улыбаться, пригореть, улететь страдательные причастия прошедшего времени не образуются.

Упр. 597 – развивается умение выделять суффиксы страдательных

причастий прошедшего времени и соотносить их с глаголами, от которых они образованы, выделять основы глаголов и причастий, устанавливать их соотношение.

Два-три примера выполняются с комментированием, затем в парах.

Проверка коллективная.

Обратить внимание на два созвучных причастия: развешанный – от

глагола развешать и развешенный – от глагола развесить.

Упр. 598 – развивается умение образовывать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, аргументируя выбор суффикса характером основы глагола неопределённой формы.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Орфоэпическая работа (повторить, повторишь, повторенный).

Методическая рекомендация. Следует помнить, что при образовании страдательных причастий прошедшего времени наблюдаются различные изменения в производящей основе: усечение и чередование звуков. Иногда возможно и то и другое: оформить – оформленный (усечение буквы в основе неопределённой формы и чередование звуков [м//мл]), победить – побеждённый (усечение и чередование [д//жд]).

Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

 2. Анализировать, соотносить, группировать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

– Проверьте, выполнен ли план урока.

– Какие есть вопросы? Что было трудным, осталось непонятным?

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Уметь передать в схеме признаки, влияющие на образование

страдательных причастий настоящего времени.

2. Упр. 599.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка «НЕ с причастиями»

Предмет: русский языкКласс: 7Тип урока: усвоение новых знанийТема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.Цель урока: УУДЛичностные: развитие познавательной активности учеников; повышение инт...

Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"

На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий" построена с учетом требований ФГОС по УМК Разумовской М.М....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...