Задание для работы в группах по теме "Лексика" в 5 классе
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Материал содержит задания для работы в группах при поторении изученного в разделе "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.zadanie_dlya_gruppovogo_zachyota.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Задание для группового зачёта по теме «Лексика и фразеология», 6 класс

  1. Вставьте вместо точек антонимы из помещённого ниже списка:
  1. Готовь сани …………………., а телегу…………………………  .
  2. ……………………………… осудит, а ……………………………. рассудит.
  3. На ………………….каравай рот не разевай, а пораньше вставай да …………… добывай.
  4. …………………………………..стелет, да ………………………..спать.
  5. За что ………………………..., за то и ……………………………  .
  6. За одного …………………………. двух ……………………………….. дают.
  7. На …………………………….. собака лает, а …………………………… кусает.
  8. Лучше …………………………… рыбка, чем ………………………………. таракан.
  9. По одёжке …………………………….. , по уму ………………………………… .
  10. ………………………………… голова, да ………………………… досталась.

Умная – дураку, маленькая – большой, купил – продаю, летом – зимой, глупый – умный, битый – небитый, чужой – свой, смелый – трусливый, мягко – жёстко, встречают – провожают.

  1. Выберите из списка общеупотребительных слов подходящее по смыслу:
  1. В некоторых странах до сих пор сохранился обычай ……………………………. мести.
  2. На мясокомбинате в Белоруссии делают …….……………. колбасу по старинным рецептам.
  3. Волки чуяли ……………………………… след, который тянулся за раненым лосем.
  4. В Музее народов Востока выставлены замечательные …………………… статуэтки с искусной резьбой.
  5. У старого каменотёса была жилистая и …………………………… фигура.
  6. Для первого навара в уху пошла самая мелкая и ……………………… рыба.
  7. Во многих древних городах России до сих пор виден оборонительный …………………... вал.
  8. Купив …………………………….. участок, семья построила дачу и посадила большой  сад.
  9. После долгих лет работы под землёй старый шахтёр имел …………………………. цвет лица и чёрные крапинки на коже.
  10. Теперь можно обогнуть …………………………… шар за несколько часов, а когда-то у мореходов на это уходили годы.

Костлявая, костяная, костистая, земной, кровавый, кровяная, кровная, земельный, землистый, земляной.

  1. Обведите в кружок номера профессиональных слов, которые стали общеупотребительными:

  1. Стерильный
  2. Тральщик
  3. Акваланг
  4. Бинарный
  5. Перифраза
  6. Аэродром
  7. Сепия
  8. Макрокоманда
  9. Фронт
  10. Программист

  1. Обведите в кружок номера предложений, в которых есть диалектизмы:
  1. После пожара этот заброшенный человек приютился, или, как говорят орловцы, «притулился», у садовника Митрофана.
  2. Шкипер не знал, будет ли лучше.
  3. Ему показалось, что он только что заточился под одеяло, ткнулся головой в подушку.
  4. Это сооружение у нас называют ботом, им ботают по кустам да корягам, выпугивая оттуда рыбу и взбаламучивая воду.
  5. Вдруг все обернулись назад, за корму.
  6. Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундучка и полетела вниз – да о землю хлоп.
  7. Мы затоптали костёр, вскинули ружья и спустились с угора в низину, в лесную чащу, в топь.
  8. Угощение было богатое: пироги, щи со свежиной, похлёбка с потрохами.
  9. Он пишет автопортрет.
  10. Земляк ушёл в проход и тотчас принёс мне новенькую астролябию на подрезанном штативе.
  1. Обведите в кружок номера эмоционально окрашенных слов:

  1. Головастик
  2. Головёнка
  3. Языковая
  4. Языкастая
  5. Подойти
  6. Подскочить
  7. Хвостище
  8. Хвостатый
  9. Простак
  10. Упрощать

  1. Составьте пары синонимов: разговорный – общеупотребительный(напротив общеупотребительного слова поставьте номер разговорного) :
  1. Плохой сочинитель стихов
  2. Неразговорчивый человек
  3. Удирать
  4. Ленивый человек
  5. Рифмач
  6. Склонный к хвастовству
  7. Трусливо убегать
  8. Молчун
  9. Лентяй
  10. Хвастун
  1. Обведите в кружок номера архаизмов:

  1. Сажень
  2. Алтын
  3. Персты
  4. Кольчуга
  5. Почивать
  6. Фортеция
  7. Шелом
  8. Ланиты
  9. Конка
  10. Чело

  1. Обведите в кружок номера предложений, уместных  в текстах книжного стиля, поставьте галочки рядом с предложениями, в которых есть устаревшие формы слов:
  1. Принимая во внимание сложившуюся обстановку, организаторы Олимпиады  предоставили спортсменам дополнительный транспорт.
  2. Ты внемлешь голосу валов!
  3. Внимание слушателей ему обеспечено.
  4. Предлагаем вашему вниманию пособия для поступающих в вузы.
  5. Лучше всего оставить её болтовню без внимания.
  6. Жаль, что ты не внял голосу разума.
  7. Вечно он что-нибудь сказанёт.
  8. В этой победе сказалась сила  и мощь русского оружия.
  9. Хватит тут сказки рассказывать!
  10. После смерти крепостного крестьянина его имя не сразу убирали из ревизских сказок, и Чичиков этим воспользовался.
  1. Обведите в кружок номера общеязыковых неологизмов:

  1. Бормотограф
  2. Межпланетный
  3. Лайкра
  4. Нейтрино
  5. Космофотосъёмка
  6. Луняне
  7. Авоська
  8. Керамзит
  9. Космопорт
  10. Пачкуля

10. Найдите предложения, в которых неправильно употреблены иноязычные(заимствованные) слова, уберите их (зачеркните) или замените русским словом.

  1. Во  время 1.интервала между уроками ребята побежали в 2.буфет.

  1. На уроке 1.физкультуры случился неприятный 2.инцидент: сломались брусья.

  1. Попытка Миши без подготовки пробежать 1.кросс потерпела 2.фиаско.

  1. После уроков девочки со всех ног побежали через 1.сквер в 2.контрастирующие стороны.

  1. Музыкальные 1.интервалы – основа ладов. Их отношение строит 2.мелодию.

  1. Долгие 1.дебаты помогли сёстрам поделить 2.конфеты и другие подарки.

  1. В 1.контрольной работе лучшего ученика оказался 2.дефект.

  1. Все ждали конца урока и 1.фиксировали  длину 2.диктанта.

  1. Наш 1.хор повесил 2.анонс перед выступлением во всех 3.коридорах.

  1. Всех болельщиков волнует подбор участников 1.кубковых 2.турниров Европы.

  1. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из справочных материалов:
  1. Все знают, что он очень умный.
  2. Зря вы затеяли ссору: этот вопрос не заслуживает внимания.
  3. Бедная женщина непрерывно работает по дому, всё время чем-то занята.
  4. Весь месяц мы проводили эти опыты, а результат практически отсутствует.
  5. Стоило маме уйти из дома, дети успели нашалить: постирали её новые туфли.
  6. В этот раз ему не удастся уйти от наказания.
  7. Собрались болтушки обсуждать и осуждать подружку.
  8. Даже если мы заблудились, не стоит пугаться и бессмысленно суетиться.
  9. Незачем скрывать, что Петя лучше знает компьютерные игры, чем информатику.
  10. В последний момент щука сорвалась с крючка – и рыбак ничего не поймал.

Для справок: 1. Перемывать косточки

2. Семи пядей во лбу

 3. Выеденного  яйца не стоит

4. Остаться с носом

5. Вертеться как белка в колесе

6. Нечего греха таить.

7. Кот наплакал

8. Терять голову

9. Выкинуть фокус

10. Выйти сухим из воды

12. Обведите в кружок номера заимствованных фразеологизмов:

  1. Льёт  как из ведра
  2. Перейти Рубикон
  3. За тридевять земель
  4. Ящик Пандоры
  5. Без зазрения совести
  6. Нить Ариадны
  7. Медвежья услуга
  8. Небо с овчинку показалось
  9. Дать зелёную улицу
  10. Когда рак на горе свистнет

13. Найдите соответствия русских фразеологизмов, пословиц иностранным (напротив русского напишите номер иностранного):

  1. Век живи, век учись
  2. Нельзя свистеть и пить воду. (исп.)
  3. Как волка ни корми, а он всё в лес смотрит.
  4. Одно «иметь» лучше, чем два «получу».(немецк.)
  5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  7. Козу всегда тянет в горы. (исп.)
  8. Никто не стар для учёбы.(немецк.)
  9. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  10. Хочешь ехать – тащи тачку.(немецк.)
  11. Мягко стелет, да жёстко спать.
  12.  На хорошего кота хорошая крыса.(франц.)
  13. Кто ничем не рискует, ничего не имеет.(франц.)
  14. Не убив медведя, шкуры не делят.
  15. Можете привести лошадь к воде, но не сможете заставить её пить.(англ.)
  16. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  17. Насильно мил не будешь.
  18. Нашла коса на камень.
  19. Наживка скрывает крючок.(англ.)
  20. Непойманные рыбы нехороши к столу.(немецк.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-задания для работы в группах.

Работа в группах. 5 класс. К уроку литературы "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....

задания для работы в группах по теме Семья

Задания для работы в группе по теме "Семья". Составлен на материале мультфильма "Симпсоны". детям нужно разобраться в семейном древе знаментых персонажей и заполнить пропуски в заданиях. Ученики с удо...

План воспитательной работы в группе 8-9 классов школы-интерната

Перспективный план работы воспитателя с детьми обучающимися в 8-9 классах школы-интерната....

Карточки-задания для работы в группах при изучении романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"(Шенграбенское и Аустерлицкое сражения)

Данный материал можно использовать при изучении романа-эпопеи  Л.Н.Толстого"Война и мир",работая в группах,и при индивидуальном опросе....

Задания для работы в группах

Задания для работы в группах при изучении темы "Правописание корней с чередованием" для 6 класса. В ходе работы над текстом, посвящённому Году кино, дети должны составить памятку и алгоритм....

Дифференцированные задания для работы в группах.

Дифференцированные задания для работы в группах....

Задания для работы в группах (по стихотворениям С.А.Есенина).

Материалы к уроку изучения творчества С. А. Есенина....