презентация к уроку "Рецензия. Урок Речеведения. 9 класс"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация к уроку в 9 классе. Рецензия с опорой на анализ рассказа А. Варламова"Как ловить рыбу удочкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал поможет организовать освоение материала на уроке | 245.5 КБ |
Конспект урока. | 50 КБ |
Материал к уроку на печатной основе | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рецензия- (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор, оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики
Запомните! Рецензия Рецензировать Рецензент Рецензионный В рецензии даётся Автор рецензии В рецензии используют Цель рецензии Содержание рецензии Рецензия на книгу
Задача рецензента Показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идею, характер героев, их настроение Отметить художественные особенности, особенности построения, авторского языка
Содержание Рецензия - анализ произведения Отзыв – общая оценка Эссе – впечатления и раздумья
А. Варламов – автор рассказа «Как ловить рыбу удочкой»
Так я/ просиживал на берегу / ночи напролёт/…но счастья мне не было//.А август/ в тот год/ выдался необычно тёплым//, и тихими ночами карьер/ с тут и там вспыхивающими огнями костров/успокаивал мою душу//, и на какое-то время/ мысли об Ане становились сладкими/, как прежде//, я забывал об Артуре/, и мне казалось/, что Аня просто куда-то уехала/, но очень скоро обязательно вернётся/ на нашу увитую диким виноградом террасу//…
Без читателя не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги С. Я. Маршак
Предварительный просмотр:
Рецензия.
Урок речеведения в 9 классе.
Цели: подготовить к написанию рецензии на рассказ современного писателя А. Варламова «Как ловить рыбу удочкой»; обобщить полученные знания о рецензии; актуализировать и обогатить лексику учащихся словами по теме; способствовать формированию коммуникативной компетенции школьников; развивать логическое и образное мышление, самостоятельность, инициативность учеников.
Оборудование урока: выставка книг А.Варламова, творческих работ учителя и обучающихся, презентация «Рецензия» (слайды1-8), материалы к уроку на печатной основе.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Слайд1.
- Цель урока : обобщить полученные знания по теме; подготовиться к написанию сочинения-рецензии по рассказу современного писателя А.Н. Варламова «Как ловить рыбу удочкой». Рассказ вы прочитали, с содержанием его мы познакомились на уроке внеклассного чтения.
Сделать работу более продуктивной и целенаправленной нам помогут материалы на печатной основе и параграф учебника №34.
Просмотрите параграф, вспомните содержание, посвящённое рецензии.
Работа с параграфом. Опрос учащихся. По ходу опроса в листах делаются краткие записи.
1.Определение рецензии в разных словарях, включая информацию учебника (сообщение ученика): запись ключевых слов. Демонстрация слайда 2.
2.Подбираем однокоренные слова к слову рецензия, записываем словосочетания и выражения с этим словом, которые встречаются в учебнике. Слайд3.
3.Задача рецензента: хорошо изучить содержание произведения, раскрыть его тему, идею, характеры героев, их настроение, художественные особенности произведения, особенности его построения, особенности авторского языка. Слайд 4.
4.Использование публицистического и научного стилей речи в рецензии: если цель рецензии – привлечь внимание к произведению, заинтересовать – публицистический стиль; цель – помочь понять произведение, усовершенствовать сочинение – научный.
5.Рецензия по типу речи - это текст- рассуждение. Тезис – это оценка произведения.
6. Рецензия и отзыв. Рецензия и эссе. Слайд5.
Вывод: Рецензия требует серьёзной теоретической подготовки, а также предполагает хорошее знание текста произведения.
Для работы выбран современный рассказ А. Н. Варламова «Как ловить рыбу удочкой». Слайд 6.
Определим задачи, которые предстоит решить в процессе подготовки к написанию рецензии.
-Дать оценку ,высказать мнение, суждение о значении, проанализировать ,выработать критическое, оценочное отношение к произведению, постараться проникнуть в его глубину, понять его, его значение в нашей жизни, познать самих себя.
-Возьмите на заметку слова Т.Ладыженской: « Рецензия – это сложный речевой жанр, отражающий увлекательный поиск своего видения и понимания авторского текста, понимания того, для чего написана книга, что хотел сказать её автор».
Что в них возьмёте на заметку?
-Подготовка к созданию рецензии поможет понять, какой вы читатель: вдумчивый, внимательный, умный, «читатель-творец» (М. Пришвин), который может вступить в диалог с автором, или равнодушный, невнимательный.
-Наметим путь анализа.
Во время работы собираем материал на бумаге – это должно увести в дальнейшей работе от соблазна пересказа. Записываем самое главное, обращая внимание на план анализа.
1)-Перед нами небольшой рассказ, отражающий важный момент в жизни героев. Какой?
(-Вспомним начало. Откроем текст. «Как-то в отрочестве…»Что такое отрочество?)
- Определим тему ( это рассказ о первой любви, настигающей человека в отрочестве, о первых настоящих радостях и разочарованиях)
2)-Присмотримся к героям: Сергей (Я, автор, рассказчик), Аня, Артур. Дадим им ёмкие характеристики. Будьте объективны!
Сергей: Я, рассказчик, автор; мечтательный, наивный юноша; предан рыбалке
Аня: « Спокойная, рассудительная, даже ленивая», милая;
Артур: «великий теоретик» по части рыбалки, равнодушный ко всему, кроме рыбной ловли;
-Что является главным для автора в изображении героев?
Их душевное состояние, их чувства, мысли, настроение. Так, Сергей ощущает, что полюбил Аню - мучается, страдает.
-Как автор относится к героям? (С пониманием, а порой с иронией). Подтвердим примерами из текста.
« Я шёл горделивый, недоступный, как кавалер Золотой Звезды, попыхивая на ходу папироской и время от времени перекладывая мешок с одного плеча на другое. А Анечка дулась – она дулась на росу, на комаров, на Артура, на карпа, на меня, она ждала, что я снова начну лебезить, но я сам себя не узнавал – этакого плотного мужичка в посконной рубахе с пушком на подбородке и на верхней губе».
-Меняются ли герои на протяжении рассказа?
Приём сопоставления в рассказе ( роль сопоставления: сравнивая, соотнести друг с другом эпизоды для получения вывода). Какие эпизоды можно соотнести, чтобы увидеть перемены в героях?
(«Сергей и овчарка Найда» в начале и в конце рассказа.)
3) - Кульминация рассказа ( эпизод «На рыбалке»). Что такое кульминация? Её роль?
В этом эпизоде предельно ясно раскрываются характеры героев.
-Варламов пишет о победе Сергея над карпом - это победа внешняя. И над собой. Это внутренняя победа. Чем внутренняя победа отличается от внешней? (такие победы закаляют, являются итогом борьбы с недостатками, с собой).
Меняется и отношение Сергея к друзьям.
(К Анечке: В начале рассказа – «предмет мечтаний», «моя прелестница», теперь – «моя изменница»).
4)-Финал рассказа: «Мы шли не оборачиваясь и, дойдя до улицы Крупской, расстались, чтобы больше уже не встретиться».
Каждый пошёл своей дорогой дальше. Не хотелось вспоминать пережитое. Герои словно стали чужими. А может, обида, боль продолжала говорить в них? Автор помнил об этом годы. Это были воспоминания и о первой любви. Светлое не забыть, даже если и щемит сердце.
5)-Смысл названия рассказа.
Любимое занятие помогло главному герою преодолеть себя, свою боль, одиночество, обрести уверенность в себе.
Первая любовь, первые разочарования - урок на всю жизнь. Всё в жизни приходит через опыт, познаётся опытом.
6)-Язык рассказа. Мастерство А. Варламова. Обратимся к печатным материалам. Прочитайте выразительно высказывания !
1. Проза А. Варламова «понятная и трогающая сердце». (П. Басинский) 2. Варламов обладает прирождённым чувством ритма, слово тянется за словом, и рассказчик из него получается отменный…(А. Мокроусов) 3. Задача литературы – изображать именно душевные движения человека, причём главные…(Ю. Казаков)
- Что вам близко? Докажем справедливость высказываний.
а) Поясните мнение критика П.Басинского.
б) Высказывание критика А. Мокроусова. Слайд7 «Ритмичность прозы Варламова».Чтение учителя, наблюдения учащихся..
Текст слайда: «Так я /просиживал на берегу /ночи напролёт//… но счастья мне не было//. А август/ в тот год /выдался необычно тёплым//, и тихими ночами карьер /с тут и там вспыхивающими огнями костров /успокаивал мою душу//, и на какое-то время/ мысли об Ане становились сладкими/ , как прежде//, я забывал об Артуре/, и мне казалось/, что Аня просто куда-то уехала/, но очень скоро обязательно вернётся /на нашу увитую диким виноградом террасу//…
в) Чтение третьего высказывания. А. Варламов и Ю. Казаков: внимание к душевным переживаниям героев ( анализ отрывка в печатных материалах: «Поработайте самостоятельно!»). Следует пояснить, что А. Варламов называет писателя Ю. Казакова в ряду любимых, оказавших на него сильное влияние.
Вспомните рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро». Главное для писателя здесь – это передача душевных переживаний главного героя Яшки.
Выполнение задания. Какими словами передано душевное состояние героев?
Душевное состояние Сергея передано выразительными глаголами: (подмечал, почувствовал, ощутил нежность), словами состояния ( неловко, тревожно).
Аня:( странное выражение в глазах, держалась ровно, ей было легко, привычно и др).
-Сделаем вывод о мастерстве писателя.
-«Как ловить рыбу удочкой» - один из лучших рассказов А. Варламова, прочитав который, критик П. Басинский испытал « мгновенное восхищение». Итак, что в нём восхищает?
Восхищает звучание, завораживающий ритм, внимание к внутреннему миру героев, простой и понятный язык.
Подведём итоги:
Цель рецензии – заинтересовать других, привлечь внимание к произведению, но не через пересказ, а через анализ. Думаю, что рассказ достоин того, чтобы его читали. Ведь жизнь книги зависит от читателя. От вас, читатели 21 века! Слайд 8.
« Без читателя не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги». (С.Я. Маршак)
Надо, чтобы этого не происходило!
Подготовка к сочинению окончена. Мы попытались систематизировать основные сведения о рецензии, собрали материал. Остаётся перечитать черновые записи, выбрать главное.
Мы увидели, как писатель Варламов через внешне простой сюжет открывает нам мир, помогает осмыслить проблемы современной жизни. Ваша оценка его произведения поможет вам раскрыть себя, ваш душевный мир.
Написание рецензии станет домашним заданием.
Некоторые советы:
- Обратите внимание на задание упражнения №300.Чтение задания.
- Используйте в работе специальные обороты речи – клише: Упр.№295, а также:
Нельзя остаться равнодушным; вызывает удивление, интерес; достоинством книги является и др.( см. печатные материалы стр.3)
- Как начать:( смотрите печатные материалы стр.4): а)Как произошло знакомство с произведением, какое впечатление произвело? б) Об авторе и его книгах.
- Цитирование. Учтите советы в печатных материалах.(стр.4)
-Что вам показалось интересным на уроке? А трудным? Пожелания друг другу.
Домашнее задание: 1)написать рецензию, над которой мы работали;
2)познакомиться с другим рассказом и написать рецензию так, чтобы захотелось прочитать всем ( Варламов А. Здравствуй, князь! Рассказы и повести,М.1993)
3)ваш автор и его произведение.
Предварительный просмотр:
Как начать:
1) Несколько лет назад мне прислали объёмистую тетрадь стихов студентки Московского областного пединститута Натальи Астафьевой…Просили почитать. И я начал читать. Читал, не отрываясь, одно стихотворение за другим, читал, пока не прочёл до последней строки. А потом перечитывал снова и снова. (Н. Рыленков)
2)Н. Астафьева не торопилась печататься…Во всяком случае стихи её появлялись в журналах редко, и только в 19… году в «Молодой гвардии» вышла её первая книжка «Девчата».
Цитирование.
Советы:
-Цитаты должны тщательно отбираться;
-не должны быть длинными;
-не должны перегружать сочинение.
Рецензия.
Рецензия - ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача рецензента:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование стилей:1.____________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензия по типу речи:________________________________________________________
Рецензия, отзыв и эссе:
рецензия отзыв эссе
Возьмите на заметку!
Рецензия – это сложный речевой жанр, отражающий увлекательный поиск своего видения и понимания авторского текста, понимания того, для чего написана книга, что хотел сказать её автор. (Т.А. Ладыженская)
Сбор материала.
Рассказ А. Варламова «Как ловить рыбу удочкой»(1993)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О мастерстве А. Варламова:
1.Проза А. Варламова «понятная и трогающая сердце». (П.Басинский) 2.Варламов обладает прирождённым чувством ритма, слово тянется за словом, и рассказчик из него получается отменный…(А.Мокроусов)3.Задача литературы – изображать именно душевные движения человека, причём главные…(Ю.Казаков)
Поработайте самостоятельно!
Отметьте слова и выражения, которые помогают понять душевное состояние героев:
Я не слушал, что он ей говорил, я смотрел не отрываясь на Аню и подмечал в её глазах странное выражение, которого прежде никогда не видел. Со мной Аня держалась ровно, ей было легко, привычно, тут же впервые в её взгляде появилась какая-то доверчивость, её лицо показалось мне почему-то совсем детским, и я ощутил странную нежность ко всей её фигуре… и с этой нежностью я почувствовал боль. Артур вскоре ушёл, и нам обоим стало неловко, мы замолчали, Аня переменилась, притихла, а я и не знал, что сказать. Мне и не хотелось ничего говорить, а только сидеть и смотреть на её лицо, ещё ничего не умевшее скрывать.
Когда я вышел, было уже совсем светло, и мне вдруг сделалось тревожно и неловко, я стыдился признаться самому себе, что люблю её, полюбил, увидев её преобразившееся лицо, и именно в этот момент я был счастлив как никогда.
Возьмите на заметку! Используйте специальные обороты речи (клише), данные в упражнении №295 и слова-синонимы на стр.212
Рассказ посвящён теме; автор говорит, характеризует, утверждает; автор сопоставляет, сравнивает; важно отметить; в заключение следует подчеркнуть; автор рассказа предстаёт перед нами; заслуга автора состоит в том, что; нельзя не согласиться; вызывают возражения; особо хочется отметить; автор сумел увидеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...
"Электрические явления" презентация к открытому уроку 8 класс
Данная презентация может быть использована при повторении темы "Электрические явления" в 8 классе....
Презентация:Базы данных Урок 11 класс; Урок: Моделирование как метод познания.
В презентации рассматриваются основные понятия, классификации БД и их объекты. Первый урок по теме: "Базы данных".В уроке рассматриваются основные понятия темы: “модель”, “моделирование” и виды моделе...
Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"
Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...
Соли . Презентация и план урока , 8 класс
К учебнику О.С.Габриеляна. Отражает классификацию и свойства солей....
презентация к конспекту урока 7 класс
презентация к конспекту урока в невладеющей группе. Тема урока: "Куыстæн йæ сæр – сындз, йæ бын – сой."...
презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"
Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....