сценарий внеклассного мероприятия "Я пишу тебе с фронта, родная..."
классный час по русскому языку (7 класс) на тему

Терентьева Лариса Николаевна

сценарий внеклассного мероприятия "Я пишу тебе с фронта, родная..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma_tozhe_boytsy_1_1.docx863.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сизябская средняя общеобразовательная школа»

Номинация конкурса: Конкурс сценариев воспитательных мероприятий

Тема:  «Я пишу тебе с фронта, родная»

ФИО автора: Терентьева Лариса Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы.

с. Сизябск, 2017 год

Цель работы:  содействовать формированию у учеников духовно-нравственных ценностей, патриотизма, интереса к русскому языку.

Задачи:

1. Вспомнить и помнить учителей – фронтовиков Сизябской  школы  по фондам школьного музея.

2. Ознакомиться с  их письмами с фронта, хранящимися в школьном краеведческом музее.

3. Ознакомить словом, стилем  военных писем.

Тип и форма мероприятия:

Тип – внеклассное   занятие в школьном краеведческом музее

Форма мероприятия:  интегрированное занятие (краеведение и русский язык)

Используемое оборудование: мультимедийный  проектор, музыкальный центр, колонки.

Время проведения: занятие проводится после уроков.

Планируемые результаты

1 Формирование гражданско-патриотического сознания у учеников

2 Углубление интереса к русскому языку

3Углуление интереса к культуре и истории  своей страны

Содержание сценария.

Начинается  мероприятие   стихотворения К. Симонова « Жди меня, и я вернусь». Читает ученик под музыку М.Таривердиева.

 

  Ведущий первый (учитель русского языка):  Здравствуйте, дорогие гости, дети. Сегодня у  нас своеобразное занятие в музее. Великая Отечественная война в письмах учителей -  фронтовиков Сизябской школы… О чем они писали любимым с окопов? Основа каждого письма  воина заложена в словах К. Симонова «Жди меня,  и я вернусь». Но ведь есть в нем еще, кроме содержания, и своя лексика, языковые  и речевые особенности. Изучим письма с их стилевой принадлежности.

   Великая Отечественная война  и прошло  почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, далась дорогой ценой. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках  отважно сражались за нашу Родину.

 Ведущий второй (ученик из актива музея).  Среди них были и наши учителя. Когда-то они, отложив учебники и ученические тетради, ушли на фронт, чтобы дать своим воспитанникам самый главный урок – Урок жизненной стойкости и мужества.

   

Ведущий 1. Во время Великой Отечественной войны  погибли пять учителей Сизябской школы.

Чупров Иван Егорович после окончания Мохченского педучилища 3 года работал учителем начальных классов в Брыкаланске. С 1936 года работал в Сизябске. В 1940 году ушёл на действительную военную службу. Воевал на Ленинградском фронте. Погиб 14 февраля 1944 года.фото 005

   Ведущий 2. Рочев  Прокопий Петрович был одним из первых учителей-ижемцев. Окончил учительскую семинарию в Архангельске. фото

    В 1920 году 18-летним парнем впервые вошел в класс как учитель. Было это в Кельчиюре. Работал в школах Усть-Ижмы, Няшабожа,  Пильегор. С 1924 по 1926 год служил в рядах Красной Армии. В 1933 году Прокопия Петровича после прохождения курсов назначают заведующим Ижемским районным отделом образования.

    В 1942 году был призван в действующую армию. Младший лейтенант Рочев П.П. командовал взводом боепитания. Погиб 1 марта 1945 года.

фото 004

Ведущий 1. Канев Николай Григорьевич окончил Сизябскую второклассную учительскую школу. Работал учителем начальных классов с 1915 года. Много лет был завучем. С 1932 по 1939 год был заведующим Сизябской школой.

     Ушёл на фронт 30 марта 1942 года. Умер от ран в госпитале 10 февраля 1945 года.

     

фото 006

Ведущий 2. Артеев Иван Максимович после окончания школы работал трактористом. В 1936 году  ушёл на действительную военную службу. В 1938-39 годах воевал с белофиннами. После возвращения с войны до 1941 года работал военруком в Сизябской неполной средней школе.

    22 августа  1941 году ушел на фронт. Место службы 31 отд. лыжн. бр.Воинское звание : старший сержант. Погиб 10 октября 1944 года.

   

Ведущий 1. Калинин Пантелеймон Григорьевич — внук Распутина Ивана Семёновича, первого учителя Сизябской школы грамоты. В 1915 году окончил Сизябскую второклассную учительскую школу. До войны работал в Сизябской школе, стаж — 28 лет. Кроме того, был учителем ликбеза, обучал вечерами взрослых грамоте.  Участвовал в художественной самодеятельности, хорошо играл на гитаре и пел. Ставил спектакли в нардоме. фото 002

    В семье было 8 детей. Когда ушёл на войну, младшему ребёнку был 1 год и 9 месяцев. Погиб 28 января 1945 года в Восточной Пруссии.

 

Ведущий 2. Ребята, давайте почтим их светлую память минутой молчания (минута молчания).

Ведущий 1. Во время Великой Отечественной войны не было сотовых телефонов, не было сети Интернет.  Даже обычный телефон был тогда  не в каждом доме, да и не в каждом селе. На войне  солдаты пользовались рацией, чтобы узнавать новости, передавать важные сообщения.  Связисты таскали на себе тяжелую рацию.

Ведущий 2.  Чтобы связаться с родными, узнать их судьбу, рассказать о войне, солдаты писали домой письма. Обычно это были солдатские треугольники.

 Ученик 2

Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.     (А.Твардовский)

Ведущий 1: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена  ЖИЗНЬ.

Перед нами письма Артеева Ивана Максимовича. Прочитаем их и  подумаем

( Дети вслушиваются в текст.)  (Приложение 1) 

Ведущий 1.  Давайте посмотрим на слова, предложения  в письме. В каком стиле написано письмо?  Ученики отвечают  (Разговорный.)   Приведите примеры из лексики, соответствующие данному стилю (диалектизмы, просторечные слова, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, прилагательные оценочного характера). Какие есть особенности в синтаксисе? (вопросительные предложения, побудительные предложения).

Ведущий 2.  Вот перед нами  следующее письмо Артеева И.М. Прислушайтесь к словам мужа к жене. Сколько в них любви, нежности. Фронтовик  писал ей стихотворения.

В кармане маленьком моем

Есть карточка твоя.

Так значит мы всегда вдвоем

       ЛЮБИМАЯ МОЯ!

В каком стиле написано стихотворение? Приведите примеры. (Приложение 2) 

(Ответы учеников)

Прочитайте другие стихотворения Артеева И.М.

Ведущий 1.  В сумке  почтальонов часто были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Перед вами письмо-похоронка Рочева Прокопия Петровича. (Приложение 3)

Каков стиль данного письма?   (Ответы учеников: публицистический стиль). Каковы особенности данного стиля?  Какие эмоциональные средства выразительности есть в данном письме?  Расскажите о синтаксических особенностях данного письма?

 Ответы учеников (Примеры, доказывающие стилистическую принадлежность: с глубоким прискорбием мы вынуждены сообщить; погиб смертью храбрых в борьбе за независимость нашей Родины; память о боевом товарище всегда будет в наших сердцах и т. д)

Ведущий 2. Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.  Давайте будем хранить письма фронтовиков, чтобы осталась память о них и о той страшной войне в наших душах и сердцах.

Стихотворение читает ученик.

Писем белые стаи.
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут. (Г. Фатеев)

Используемая литература:

  1. К.Симонов, Интернет ресурс http://vumire.ucoz.ru/load/4-1-0-369
  2. Фонды Сизябского школьного краеведческого музея.
  3. Инфоурок, материалы для учителей https://infourok.ru/
  4. Стихотворение  «Писем белые стаи», Г.Фатеева, Интернет ресурс  http://fr.slideserve.com/jena-jones/6284643

 

Приложение 1. Письмо с фронта Артеева Ивана Максимовича, учителя школы. Фонды Сизябского школьного краеведческого музея. (25 октября 1941 года)

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\ЛАРИСА НИК\лариса\второе письмо.jpg

        

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\ЛАРИСА НИК\лариса\второе письмо 001.jpg

Приложение № 2. Письмо с фронта Артеева Ивана Максимовича, учителя школы. Фонды Сизябского школьного краеведческого музея. Инвентарный номер 8. (22 февраля 1943 года)

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\ЛАРИСА НИК\лариса\любимая.jpg

Приложение № 2. Письмо с фронта Артеева Ивана Максимовича, учителя школы. Фонды Сизябского школьного краеведческого музея. Инвентарный номер 11. (без даты)

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\ЛАРИСА НИК\лариса\голубой конверт.jpg

Приложение № 3. Письмо однополчан о гибели  Рочева П.П.  Фонды Сизябского школьного краеведческого музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Слава тебе, Ленинград!"

Материал рассказывает о страшных и тяжелых днях ленинградцев. Сценарий расчитан на учащихся младшего и среднего звена....

"Что в имени тебе моём?" (сценарий внеклассного мероприятия)

Данный сценарий внеклассного меропрития предназначен для учащихся основной школы...

Внеклассное мероприятие "Люблю тебя,мой край родной!"

С чего начинается Родина? У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Материал посвящён Тамбовской области,Жердевскому району, с.Пичаев...

"Служить России суждено тебе и мне" - сценарий внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню защитника отечества"....

Сценарий внеклассного мероприятия «Я люблю тебя, Россия!»

Сценарий внеклассного мероприятия «Я люблю тебя, Россия!»...

Внеклассное мероприятие "Люблю тебя, мой край родной"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения...