Внеклассное мероприятие "Люблю тебя, мой край родной"
классный час

Назарова Мария Михайловна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropriyatie_lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx71.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                 «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Республики Мордовия

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

(Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности)

Классный час

« Люблю тебя, мой край родной»

Автор: Назарова Мария Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

2021

Структура

методической разработки воспитательного мероприятия

Пояснительная записка

1.1 Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

1.2. Тематическое направление внеклассного мероприятия: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

 1.3. Тема классного часа: «Люблю тебя, мой край родной». Актуальность темы заключается в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек, где рос, изучал природу, накопил социальный опыт жизни в своём городе, деревне, усвоил принятые в нём нормы поведения, взаимоотношений, приобщился к миру его культуры.

1.4. Классный час  разработан для учащихся 7-8 классов общеобразовательного учреждения.  Воспитание патриотизма у   школьников 7-8  классов имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

1.5.  Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)            Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия Цель:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  •  расширить и углубить знания учащихся  о родном крае;
  •  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  • воспитывать  патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.
  • Образовательные задачи:
  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

     воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

  • воспитание  обучающихся  на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни
  • Развивающие задачи:

  • расширять знания учащихся по краеведению;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;
  • развивать навыки при работе с картой.

1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Внеклассное мероприятие проводится в форме классного часа, направленное на патриотическое воспитание, где учащиеся сами принимают участие при составлении  сценария и её проведении.

1.8. Основными методическими приемами, используемыми для достижения планируемых результатов, являются:

- исследовательская деятельность: постановка проблемы, ознакомление с литературой данной проблемы;

- поисковая деятельность: сбор материала, анализ, обобщение, выводы.

 В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

- умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

-- коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;

• умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

1.9. Для  проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации , учитель оказывает помощь.

При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, компьютер, колонки.

 1.10. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

2.        Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия заключается в следующем:

1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.

Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме

1.2 Учитель выделяет подтемы

Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами

2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию

2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы

2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал

3. Ход воспитательного мероприятия

3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

3.2 Учащиеся  озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют

4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта - презентации

4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта

4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия – презентации

5. Рефлексия

5.1 Учитель оценивает свою деятельность как педагога и наставника, учитывает оценивание учителя учащимися

5.2 Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.

2.2. Классный час «Люблю тебя, мой край родной!»

Оборудование: аудиозапись гимна Мордовии,  песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», мультимедийная презентация.

Возраст детей: 7-8  класс.

                                              Ход урока 

Эпиграфы:

 «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»  (Т.Шевченко)

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Дж.Байрон)

Вступительное слово учителя.  Сегодня наш классный час посвящен Родине. Россия – это наша огромная, необъятная страна. Каждый гражданин России гордится её историей, овеянной славой. Предками, под знаменами, гербами, иконами, выстоявшими в страшных испытаниях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Ушаков…

              Но у  каждого человека есть и свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной. Наша с вами малая родина - Республика Мордовия, чудесный, благодатный край. Край золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы , рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты и т.д.  Все они стремятся сделать нашу родину ещё лучше, богаче, красивее.  

Я представляю вам знатоков, которые помогут заглянуть нам в историю: Историк, Музыковед, Герольд, Филолог.

Учащиеся проходят за отдельный стол.

Ведущий 1.  Сегодня мы поговорим о нашем,  самом маленьком, но самом близком  уголке родины – селе Шугурово, Большеберезниковского р-на, Республики Мордовия. Попробуем ещё раз всмотреться в красоту природы родных мест, вспомним  события, недавно произошедшие в нашем краю. Но начнем, конечно же,  с России.

 

Ведущий 2. Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди – чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия – огромная, необъятная страна, называемая Родиной.

Ведущий 1.  О природных богатствах, преимуществах и достижениях России  расскажет … (Филолог)

Филолог. Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв.  км.

Территория России составляет немногим больше 10 % площади земного шара.

Берега станы омывают 12 морей трех океанов.

В России около 120 тыс. рек (при длине свыше 10 км.), и почти все они замерзают зимой.

Наиболее протяженной и полноводной рекой Европы является наша  могучая легендарная Волга.

2 тыс. пресных и соленых озер, среди которых самое глубокое озеро в мире – Байкал.

Россия – шестое по численности населения государство мира – почти 147 млн. человек.

Россия – страна, богатая природными ресурсами.

В недрах России сосредоточено треть всех мировых запасов полезных ископаемых.  

1-е  место в мире – по природному газу и торфу;

2-е – по нефти и запасам алмазов;

3-е – по запасам золота.

Россия -  самая многонациональная и многоязычная страна, ее население разговаривает почти на 150 языках.

Русский язык – один из крупнейших языков мира, по числу говорящих занимает 5 место, уступая только китайскому, английскому и испанскому.  

Ведущий 1:

И правда – можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку, - край, где ты живешь? Нельзя!

Включается фонограмма, с исполнением  песни  М.Бернеса «С чего начинается Родина?»

Ведущий 2 . Здравствуйте,  ребята, приглашаем вас на внеклассное мероприятие:  «Люблю тебя, мой край родной!» (Слайд1- 2 )

         
Ведущий 1: Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса, а с чего, по-вашему,  начинается Родина? ( Родина! Это слово с детства знает каждый. Это место, где ты родился, где ты живёшь.)
- А как называется страна, где вы все родились? (Россия)

.

Россия – Родина моя!    

     Ученики.

1.    Россия – Родина моя,

Холмы, дубравы и долины,

Грома морей и плеск ручья,

Прими Россия, слово сына!

 

       Ты стала всем в моей судьбе,

А мне за жизнь свою, признаться,

Как к матери в любви к тебе

Не доводилось объясняться.

2.    Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России!

 

3.    Россия – Родина моя!

Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба –

В них слава древняя твоя

Взлетает с новою на гребень…

 

       В густой траве осколки звёзд,

Средь утренней червленой сини

Огонь рябин и свет берёз,

Плотин бетонные твердыни…

И всем народам ты своя,

Россия – Родина моя!                              С. Орлов

Ведущий 2. Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди – чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия – огромная, необъятная страна, называемая Родиной.

   Филолог.  Еще из древнерусской литературы мы узнаем о трех героях- богатырях, стоящих на рубежах русской земли богатырской заставой - это  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Каждый из них хорош по-своему.  Но всех их объединяет одно: любовь к родине. Первый по старшинству и значимости богатырь – Илья Муромец. Главная черта Ильи Муромца в героическом эпосе – его самоотверженность в деле служения Киеву, русскому народу. Поступки Ильи направляются нравственным чувством богатырского долга в деле защиты Родины от врагов. Самый известный подвиг богатыря - бой с бандитом Соловьем-разбойником. Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил "дорогу прямоезжую".

       Образ Добрыни один из самых любимых певцами эпических образов. В  Добрыне можно отметить такие качества героя как патриотизм, смелость, сила.

        Алёша Попович - особый богатырь. Из трех героев русского эпоса Алеша самый молодой. Он не изображается обладающим большой физической силой. Наоборот, нередко подчеркивается его слабость. Он «напуском смел», и это обеспечивает ему успех. Алеша никогда не теряет присутствия духа и нередко побеждает сильнейшего врага своей сметливостью и находчивостью.

        Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь.  ( Слайд 3)

Ведущий 1. Взгляните на карту Родины, и вы легко найдете на ней республику, в которой мы  живем. (Слайд 4)

Ведущий 2: Далее мы поговорим о нашей малой Родине –  Республике Мордовия.

Ведущий 1: Республика Мордовия   располагается на восточной части Восточно-Европейской равнины, примерно посередине между Москвой и Волгой, и географически её территорию можно условно разделить на две части: западная часть расположена на Окско-Донской равнине, центральная и восточная части — на Приволжской возвышенности.

На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке — с Чувашией, на востоке — с Ульяновской областью, на юге — с Пензенской областью, на западе — с Рязанской областью.

  Площадь — 26 128 км².

Население составляет более 700 тыс. человек, столица — Саранск (более 310 тыс. человек). Государственные языки: русский и мордовские (эрзянский и мокшанский) язык.  Разделена на 22 муниципальных района и 1 городской округ. Образована 16 июля 1928 года как Мордовский округ10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Республика с 1934 года.

Ведущий 2. Мордовия  имеет свои основные официальные символы, выражающие государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражающие самобытность и традиции Республики ( Слайд 5  )

Герольд.  Описание Герба Республики Мордовия. На гербе изображён геральдический щит с гербом столицы республики Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне мордовского флага в середине.

Герб обрамлён золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, а нашейная гривна — это национальное украшение женщин.

Колосья перевиты лентой маренового (тёмно-красного), белого и синего цветов (цвета флага Мордовии).

На гривне находится семь орнаментов, означающих семь городов республики:

Ардатов; Инсар; Ковылкино; Краснослободск; Рузаевка; Саранск;Темников.

В верхней части герба восьмиконечная розетка (октаграмма) красного цвета — солярный знаксимвол солнца. (Слайд 6)

Герольд. Описание Флага Республики Мордовия. Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового (тёмно-красного), белого и тёмно-синего цветов.
Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага.
Соотношение сторон флага — 1:2.
В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка — солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца».

Музыковед.  Третьим государственным символом является её государственный гимн. ( Исполнение Мордовского гимна) ( Слайд 7 )

Стихи оригинала – Сергей Кинякин (перевод с мокшанского и эрзянского – Андрей С. Иванов)

Ты свет мой, Мордовия, в тёмных ночах.
Ты свет мой, Мордовия, тот, что сияет в очах.
Звездою Мокша на лике России блестит,
А Эрзи лучами рассвет наш российский залит.

Припев:
Славься, славься, Мордовия!
Звонче, звонче, Мордовия!
Мокши и Эрзи любимая Родина,
Дивна ты, как расцветающий май!
Славься, славься, Мордовия!
Пой же, пой же, Мордовия!
Счастье всегда пусть освещает наш дом!
Процветай, процветай,
Будь, как солнце, светла, процветай!

Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
И, что б ни случилось, всегда величава была.
С тобою мчатся свободные Мокша, Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.

Припев

Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
России держалась и голову гордо несла.
Давали силы вольные Мокша, Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.

Припев

+++
Примечания: мокшане (мокша), эрзяне (эрзя) - народы Мордовии. Мокша, Сура - реки в Мордовии.

 Музыковед.Какие чувства он у вас вызывает?

Что означает слово «гимн»? Слово «гимн» греческого происхождения и означает «торжественная песнь»

Ведущий 1. Ну, вот, пришла  пора сказать и о Саранске.                                   Историк.  Саранск— город в России, столица Республики Мордовия, расположен на пологих холмах, прорезаемых долинами рек Инсар и Саранка.  Город,  основанный более 350 лет назад,  служил крепостью, защищая рубежи государства, был свидетелем крестьянских и казачьих восстаний, сотрясавших страну. Название города Саранск происходит от понятия «сара», что в переводе с местных финно-угорских наречий дословно означает «болотистые, топкие места». Предположительно, имя города связано с названиями рек Инсар и Саранка. В XVII веке, когда на месте современного Саранска начали обустраивать острог, они широко разливались, образовывая обширные болотистые пространства.

Основание крепости относится к 1641 году и связано с именем воеводы князя Саввы Козловского, который руководил работами по велению московского царя Михаила Федоровича – первого русского правителя из династии Романовых. Саранская «крепостца» была выстроена как одно из важнейших звеньев большой оборонительной линии, защищавшей южные и юго-восточные земли Русского царства от разорительных набегов крымских и ногайских татар. Изначально укрепленный острог населяли казаки, стрельцы, пушкари, переведенные сюда из соседних городов-крепостей, а также жители различных национальностей из близлежащих поселений. Крепость имела почти квадратную форму, по углам были возведены бревенчатые башни. Цитадель окружали земляные валы с врытым поверху высоким заостренным частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы для защиты от штурма. Острог занимал обширную территорию, площадь которой можно сравнить с современным городским кварталом.

В 1651 году Саранск, стал административным центром Саранского уезда, хотя статусом города он был наделен лишь в 1780 г.

К началу XVIII столетия Саранск превратился в город ремесленников и торговцев. Развитию коммерции способствовало удачное месторасположение бывшего острога на пересечении торговых путей, соединявших Астрахань с Москвой и Казань с Крымским полуостровом. В 1774 году горожане с воодушевлением встретили Емельяна Пугачева.                                К началу XIX века Саранск принадлежал к Пензенской губернии

Советская власть пришла в Саранск в 1917 г. До 1934 года город имел статус сначала окружного, а затем областного центра. 20 декабря 1934 года он стал столицей Мордовской АССР. В годы ВОВ заводы Саранска производили боеприпасы, обмундирование, продовольствие для армии. В послевоенные годы в городе развивалась многоотраслевая промышленность, обустраивались новые жилые районы, и к 80-м годам ХХ века Саранск представлял собой развитый индустриальный центр.

С 1991 года Саранск имеет статус столицы Республики Мордовия – субъекта Российской Федерации. За последнее десятилетие Саранск похорошел. В мордовской столице  усовершенствована транспортная, спортивная инфраструктура, появились пятизвездочный отель, современные развлекательные центры, рестораны, многие старые здания были отреставрированы. Город словно помолодел.

В Саранске сохранилось совсем немного исторических памятников, но оставшиеся заслуживают того, чтобы их увидеть. В городе работает несколько театров, кинотеатров. Здесь много музеев, два из которых – Художественный и Краеведческий – знамениты своими собраниями экспонатов далеко за пределами Мордовии.

Одной из главных городских достопримечательностей является – Кафедральный собор в честь праведного воина Федора Ушакова. Величавый бело-голубой храм, выстроенный в неовизантийском стиле, словно парит над городом, сверкая золотыми куполами и поражая своими грандиозными размерами. (Слайд 8 )

В нескольких минутах ходьбы от собора находится церковь Иоанна Богослова. Выстроенная в 1693 году, она является не только старейшим храмом Саранска, но и самым древним из сохранившихся строений в Мордовии. Пятиглавый храм выглядит изящно и строго, напоминая своим обликом подмосковные и псковские храмы.

Совсем рядом с Кафедральным собором и церковью Иоанна Богослова расположился парк отдыха им. А. С. Пушкина – любимое место горожан. Сегодня парк занимает территорию в 40 гектаров. Его благоустроили, установили симпатичные скульптуры, фонтаны, разбили газоны, клумбы с оригинальными цветочными композициями. В парке множество аттракционов, в том числе колесо обозрения, бесплатные детские площадки, на берегу реки работает станция проката лодок и катамаранов. В расположенном тут зоопарке обитает множество животных, среди которых обезьяны, пумы, тигры, львы. (Слайд 9)

Неподалеку расположен один из самых известных музеев Мордовии – Музей изобразительных искусств им. Степана Эрьзи. мастера, создававшего скульптуры из дерева, железобетона, мрамора. У этого музея есть несколько филиалов, ближайший – Музей мордовской народной культуры, расположенный на Советской улице. Дом-музей Эрьзи и Дом-музей Сычкова расположены за пределами Саранска, соответственно в селах Баево и Кочелаево.  (Слайд  10 )

Ведущий 1.В 70 километрах от Саранска распологается село Шугурово (эрз. Чугырвеле) — село, центр сельской администрации в Большеберезниковском районе Мордовии. Расположено на речке Дошаге (Дожга), в 18 км от районного центра и 43 км от железнодорожной станции Чамзинка. Это и есть наша «малая родина»

Историк». В «Списке населённых мест Симбирской губернии» (1863) Шугурово — село удельное из 370 дворов (2661 чел.) Ардатовского уезда; имелась церковь. В конце 19 — начале 20 в. развивался кузнечный промысел. По данным 1913 г., в Шугурове было 689 дворов (4086 чел.); школа, волостное правление, пасеки; в 1931 г. — 716 дворов (3781 чел.), образован колхоз им. Калинина, с 1996 г. — СХПК.

Шугурово (Шугур веле) - эрз., село в Большеберезниковском районе. Находится на речке Домага (Домас). В "Списке населенных мест Симбирской губернии" (1863) Шугурово - село удельное из 370 дворов Ардатовского уезда. Основано как Малые Найманы после 1614 года переселенцами из деревни Старые Найманы. В генеральной переписи мордвы Алатырского уезда 1624 года упоминается как "деревня Шугурова на речке Тошате Верхосурского стана" (слайд) . Название-антропоним тюркского происхождения, возводится к имени Мурзы Шугер. Это имя упоминается в генеральных переписях мордвы Алатырского уезда 1624, 1671, 1696 годов и во многих актовых документах XVII века. В настоящее время здесь проживает ,более 1000 человек. Шугурово – одно из крупнейших и старейших сел в районе. Основанное ранее 1614 года, оно в начале ХХ века насчитывало более 3300 жителей.

              О прошлой жизни и деятельности села могут свидетельствовать многие исторические памятники, находящиеся в краеведческом музее. Школьный музей обладает сотнями вещественных экспонатов и несколькими письменными источниками. Здесь можно увидеть предметы быта горшки, орудия труда крестьян, украшения, одежду, монеты , письма с фронта и т.д.              Один из стендов посвящен участникам Великой Отечественной войны, односельчанам. Здесь можно увидеть солдатскую каску, форму бойца, письма с фронта, список фронтовиков, знамя, фотографии и т.д.  (Слайд  11 )

Самый старинный предмет музея - каменный топор, который был создан более 400 лет тому назад до н.э.  (Слайд  12 )

Особый интерес вызывает макет крестьянского дома,  размером в натуральную величину, где воспроизведена обстановка помещения того времени. Для внутренней планировки  жилища  были свойственны дощатые нары (эзем ланго), которые занимали всю переднюю стену избы; пространство под ними служило для хранения различной домашней утвари. У лавочки стояла прялка. Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди.  ( Слайд13  )           

 В жилищах мордвы печь преимущественно стоит у входа в одном из углов. "Красный" угол при этом располагается по диагонали от нее. Печка делалась из битой глины или складывалась из кирпича. Под потолком возле печи укреплялся шест, на нем сушили мокрую одежду. Под печкой находилось устройство под названием "каська курго» . Внутри  которого хранились ухваты, кочерга, чугуны.  ( Слайд 14  )

     Лавка, примыкавшая к печи, называлась «эзем» , а над ним пристраивались полки ( - лавцяланго), на которых    хранили мелкую посуду и небольшие запасы хлеба и других продуктов. На стене у печи висел "пенчкирь" (эрз. - пенч - ложка, керь - лубок, кора) - плетеная из ивовых прутьев, лыка (луба) или бересты корзинка, предназначенная для хранения ложек (ложкарница) . На полу около угла печи стояла всегда лохань, а над ней на цепи спускалось ведро с водой, в некоторых избах глиняный умывальник с носиком  ( слайд 15 )

           Коллекции музея позавидует любой хранитель древности, насколько богата его экспозиция. Благодаря щедрости жителей села,  в музей поступил ткацкий станок, причем,  совершенно бесплатно, хотя имеет определенную денежную весомость. Ткацкие станки появились   в середине 19 века.   У  мордвы-эрзи применялись ткацкие станки русского типа, состоящие из двух становин, в которых укреплялись два деревянных вала. Задний вал (навой) предназначался для намотки ниток основы, а передний (пришва) - для наматывания готовой ткани. Устройство применялось для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности  

Музей хранит сведения и об исторических личностях. Например, о жившем здесь священнике Павле Ягодинском. Который предпочел смерть, чем отказаться от веры. В селе живет внучка священника,  и краеведы по крупицам собирают сведения об этой семье, пережившей страшные события  начала 20 века. Священномученик Павел Ягодинский родился 8 декабря 1879 года в селе Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия, Чамзинский район) и происходил из семьи псаломщика местной церкви. Образование он получил в Духовной семинарии, в 1900 году женился и принял диаконский сан. Служить отец Павел стал в селе Шугурово Ардатовского уезда Симбирской губернии.
             Согласно воспоминаниям, отец Павел был человеком трудолюбивым, добрым, предельно честным. Он не стремился скрывать свои мысли по поводу происходящего в послереволюционные годы и говорил о том, что его тревожило. Именно поэтому его имя попало в списки участников "контрреволюционного кулацкого восстания", вспыхнувшего в уезде в 1919г.
В 1929 году священник был арестован с обвинением в «неуплате государственных налогов» и приговорен к 8 месяцам исправительно-трудовых работ. После выхода на свободу он опять стал служить в церкви села Шугурово. Отец Павел старательно исполнял свой священнический долг: крестил новорожденных, венчал, отпевал. Многих он побуждал к активной деятельности, многих воодушевлял теплым одобрением, слабых - поддерживал, обиженных защищал. В 1930 году церковь села Шугурово была закрыта, а отец Павел арестован.
Однажды у отца Павла состоялся разговор с председателем сельсовета, который советовал священнику "оставить свое ремесло, отказаться от сана и поступить куда-нибудь на определенную работу". Но будущий священномученик на это ответил: «Нет, я не отказывался и не думал отказываться от сана священника. Делать это мне не позволяют мои религиозные убеждения.»  
Тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иерея Павла Ягодинского к высшей мере наказания. 3 сентября 1937 года он был расстрелян. (  слайд  )

           Шугуровцы бережно хранят свои национальные традиции. Семьи с незапямятных времен хранят свои родовые знаки(тешкс), которые обслуживали разные формы деятельности традиционного человека.

В основе значения тешксов лежит обозначение принадлежности к определенному роду. Сфера бытования тешксов  затрагивает разнообразные формы человеческой деятельности: натуральное хозяйство – регулирование имущественных отношений между крестьянами (разделы полей, в бортничестве отмечали деревья, где добывали дикий мед, метили скот); ремесла (тешксами помечалась утварь – горшки, прялки, ткацкие станки, кадушки, ювелирные изделия и т.д.); вышивка на одежде; тешксами обозначались дома, их использовали как орнамент, украшающие резьбу домов; ; знаки ставили на могильных крестах

      Во время отсутствия письменности у мордвы эти знаки  во всем её заменяли. До сих пор есть топорища, карнизы, кресты на могилках предков  и другие  предметы с родовым клеймом.

Шугурово — родина полного Георгиевского кавалера И. Л. Арапова], Героя Социалистического Труда Н. В. Камаева, партийного работника И. В. Осипова.

Экономика села эпохи развитого социализма опиралась на успехи   колхоза,  председателем которого был Камаев Николай Васильевич.(Слайд 18) Вернувшись с Велиеой Отечественной войны в свое родное село сначала поступает работать председателем сельпо, а потом председателе колхоза с 1955 года.

 На тот момент колхоз имел большую задолженность государству, низкую урожайность зерновых, низкие надои молока, малое количество техники, нехватка кормов и, конечно, низкую оплату труда. Совместными усилиями председателя, бригадиров и рядовых колхозников удалось поднять урожайность полей, повысить надои коров и сделать много другой работы. И хозяйство шло в гору .

В 1967 году колхоз достиг лучших результатов в Большеберезниковском районе, за что был награжден первым в республике высшим орденом страны- орденом Ленина .

Большое внимание в колхозе председатель уделял внедрению научной организации труда (НОТ) особенно в животноводстве. На молочно-товарной ферме впервые в республике внедрили молокопровод. На механизацию животноводства в 1968 году израсходовано 40 тысяч рублей. Урожайность в колхозе стала 20-22 центнера с гектара против 8 ц в 1955 году. Картофеля собирали тогда более 2000 тонн ежегодно. С каждым годом увеличивались объемы продаж государству мяса и молока, росло поголовье скота. Был построен свиноводческий комплекс на 500 тонн свинины. Увеличилось количество техники: 39 гусеничных тракторов, 14 комбайнов, 13 автомобилей. В 1969 году в колхозе им Калинина впервые в Мордовии прошло мероприятие "Всем классом в колхоз". Потом это движение старшеклассников проводилось на республиканском уровне. В 1970 году 29 колхозных стипендиатов учились в вузах Саранска. Специалисты возвращались работать в родной колхоз .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства Камаеву Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

 До недавнего времени Шугурово относилось к населенным пунктам с развитой экономикой и инфраструктурой; в определенной мере это положение сохраняется и поныне. Большое красивое село. В современном селе — средняя школа, библиотека, Дом культуры, медпункт, магазин, отделение связи, сберкасса; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. (слайд )

Не исчерпаны  природные ресурсы. Развивается сельское хозяйство.

Примерно 80 % площади земли  находится под пашней. В основном выращиваются  зерновые культуры, кукуруза, подсолнечник.

Основными лесными массивами здесь являются: хвойные и смешанные лесочки.

 Местные растения представлены как хвойными и широколиственными видами, так и всевозможными мхами и луговыми травами. Также в лесах встречается лещина, шиповник, бересклет. Луговые и кустарниковые степи  раньше занимали гораздо больше места. Сейчас они сохранились лишь там, где сложно обустроить пахотные зоны, то есть в оврагах, балках, по окраинам лесов и на террасах рек. Здесь растут травы и цветы, например ковыль, ромашка, пикульник, метлица полевая, клевер, шалфей. На берегах болот встречаются осоки, мхи, ивы и заросли хвоща  Из древесных пород наиболее распространены: соснаосинаольхавязберёзатопольклён,  липарябинакалина, ивовые породы, ясень, многие из кустарниковых, дуб.

Лекарственные растения представлены следующими видами: тысячелистникзверобойдушицацикорийполынь лекрственная, пижмакровохлебкаландышподорожникпастушья сумкагорец птичий, корень валерьяныдевясилмать-и-мачехаконский щавельорлякшалфейхвощ полевоймятачистотелземляника и прочие.

Разнообразен птичий и животный мир, который  представлен кабанамибобрами, косулями, лосями. Есть и волки,  лебеди, беркуты,  змееяды, сапсаны, глухари, белки, даже рыси, многие виды землероек, травяные жабы и суслики,  полевки, желтогорлые мыши, куницы, горностаи, ласки. Также многочисленны весенние и осенние стаи перелётных гусей и уток.

Почти повсеместно исчезли раки. Среди рыб остались наиболее «стойкие» виды: щукакарасьплотва и краснопёрка. Стали редки язь, линь карп (если только в водоемах, куда они специально  запущены ), вьюнголавль.

Степная фауна представлена обитателями: лисицазаяц-беляк, заяц-русак, лесная куница, выхухольдятелпоползеньчерный дрозд, мыши полёвки и другие грызуны, ящерицакопчикперепелворобейворонаграчсорокабольшая синицасоловейжаворонокиволга, дикий голубь.  

   

 Ведущий 2.  Однако,  население села  составляет около 1000 тыс. человек. Демографическая ситуация характеризуется превышением смертности над рождаемостью. Школа становится малокомплектной. Очень  много старых,  заброшенных домов, вокруг которых простираются «репейные» и «крапивные» заросли. ( Слайд 19 - 20)

Что нужно делать для того, чтобы быть достойными  своих предков, которые совершили немало трудовых и  воинских подвигов во славу Отечества?  Как вы считаете, что значит быть патриотом сегодня ?  Как выразить свою любовь?

 Конечно, надо быть  достойными гражданами своей страны, любить Россию, любить свою малую родину,  не пожалеть  сил, чтобы она стала ещё светлей и краше.   (   Слайд 21) 

Учитель. Наш классный час подходит к концу. И я думаю, каждый из нас может  с гордостью сказать: «Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавить: «Я родился в краю мордовском». И даже если судьба забросит нас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.   

Ведущий 2.

 Родиной тот край зову,

Где родился, где живу.

Где бродил я не однажды,

Где знаком мне камень каждый,

Где учился понимать,

Где любил отца и мать,

Где лежат они в могиле,

Где к невзгодам я привык,

Где звучит родной язык,

Где с друзьями я встречался.

Где ходил я, где смеялся,

Где люблю на мир смотреть,

Где хотел бы умереть.

Звучит песня в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?»

Быть  патриотом– значит быть верным Отечеству, любить его, гордиться им, преумножать  богатства  нашей  страны  своей  учебой  и  трудом.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Внеклассное мероприятие "Люблю тебя,мой край родной!"

С чего начинается Родина? У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Материал посвящён Тамбовской области,Жердевскому району, с.Пичаев...