Тесты по русскому языку.
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Василевская Ольга Александровна

Тесты предназначены для работы на уроках русского языка в 5 классе. Каждый тест можно применять как на этапе знакомства с новым материалом, так и при контроле знаний после изучения раздела.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Тест  по разделу  «Фонетика и графика».

  1. Какие буквы из указанных названы неверно?

        1) б (бэ),   2) в  (эв),   3)  г (гэ),   4) л  (эл),   5) с  (сэ).

    II. После ж, ш, ч, щ  пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Укажите слова, которые являются исключением из          этого правила:

  1. сч..стье, 2) ч..шка, 3) ж..ри, 4) ч..вство, 5) параш..т.

    III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

  1. рожь, 2) въезд, 3) яблоко, 4) солнце, 5) юг, 6) лямка.

     IV. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

  1. слу'чай, 2) по'ртфель, 3) звони'т, 4) кило'метр, 5) алфа'вит.

      V. Укажите слова, которые пишутся не так, как произносятся:

           1) стол, 2) кружка, 3) глотка, 4) гладкий, 5) лодка, 6) утка.

      VI. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

  1. текст, 2) теннис, 3) пастбище, 4) ошибка, 5) гром, 6) лето.

       VII. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

  1. арбуз, 2) верба, 3) звонишь, 4) свекла, 5) магазин.

      VIII. Найдите третье лишнее слово:

  1. что, 2) чтобы, 3) нечто;
  1. теннис, 2) тема, 3) текст;
  1. чувство, 2) баловство, 3) здравствуй. 

      IX. Укажите, какие из данных букв являются шипящими:

        1) ч ,   2) ж  ,   3) ф  ,  4)  ш ,  5) х .

  1. Укажите, какие из данных согласных являются глухими:

           1) ч,   2) ж,  3) т,  4) с,  5) к,  6)  л.

  1. Укажите слова, в которых есть звук [й,]:
  1. Санаторий; 2) сельдь; 3) яма; 4) мяч; 5) люлька; 6) вязкий.

                

Тест по разделу «Синтаксис и пунктуация».

    I. Ученик пятого класса выписывал словосочетания из предло-                                      жения   Я нашёл и собрал под кусточками полную корзинку вкусных ягод!  Какие из них не являются словосочетаниями?

1) я нашёл;    2) нашёл и собрал;    3) нашёл под кусточками;

4) полную корзинку;  5) корзинку вкусных;   6) вкусных ягод;

7) собрал корзинку;  8) корзинку ягод.

   II. Какой буквой обозначено именное словосочетание?

   1)  горячее дыхание;                          2) прыгнул в воду;

  3) думал построить;                          4) написать письмо.

   III. В каких предложениях подлежащее выражено именем существительным?

  1. Ударили январские морозы.
  2. Мои друзья часто навещали меня.
  3. Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.
  4. Только берёзка в эту весну не покрылась листвой.
  5. Мы узнали много подробностей из жизни животных.

  1. В каком предложении сказуемое выражено глаголом?
  1. По вечерам над речкой курился туман.
  2. Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.
  3. Небо высокое и чистое.
  4. Ландыш пахуч и свеж.

  1. Выделите грамматические основы предложений:
  1. Ещё ударяли холодные утренники.
  2. Рысь – свирепая лесная кошка.
  3. Велик наш край.
  4. Я рассердился и ушёл домой.

       и

VI. Структура какого предложения соответствует схеме:

 (Знаки препинания не проставлены).

  1. Днём ночью свищет в саду соловей.
  2. Чёрная река зябла и струйки пара перебегали всюду.
  3. Вокруг груздя земля уже приподнялась и треснула.
  4. Мальчик не без грусти ушёл из комнаты и скоро он крепко заснул.

VII. Структура какого предложения соответствует схеме:

,  и

        (Знаки препинания в предложениях не проставлены).

  1. Сергей узнал что этой ночью лиса утащила гуся и курицу.
  2. Сорока тут же сидит на грядке и смотрит.
  3. Мы хорошо полили деревца и все они прижились.
  4. Почему сова сидит близко и не улетает?

VIII. Найдите предложение с обращением. (Знаки препинания не проставлены).

  1. Ребята с большим вниманием слушали рассказ.
  2. Я люблю тебя Россия.
  3. Школьники старательно изучают грамматику.
  4. Ты расскажи мне об этой книге.

IX. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?                    1. Птицы – санитары леса.

2. До последнего времени учёные не могли понять, как ночью находят дорогу летучие мыши.

3. В саду у старушки росли цветы гвоздика, лилии, пионы.

4. Крот ест личинки майских жуков а растения не трогает.

X. Структура какого предложения соответствует схеме:

                      (Знаки препинания не проставлены).

  1. Свежий ветер врывался в окно и напоминал о море.
  2. Когда мы пошли домой через дорогу перебежал заяц.
  3. Птичка гребла под водой и я бежал берегом за ней.
  4. В одном месте она задержалась и схватила жука.

                        Тест по разделу «Лексика».

I. Лексика – раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его:

1) морфологических признаков;

2) смыслового значения;

3) Синтаксической роли в предложении;

4) звукового состава.

II. Какие из сочетаний слов  употреблены в переносном значении?

  1. горит костёр рябины красной;
  2. свинцовые тучи;
  3. молчаливый человек;
  4. ярко горит костёр;
  5. убранные золотом сады.

III. С каким из данных существительных может сочетаться прилагательное лёгкий ?

  1. день,  2) рюкзак,  3) проезд,  4) государство,  5) грамотность.  

IV. Какие из данных пар прилагательных являются антонимами?

1) тёмный – суровый,                  2) медленный – быстрый,

3) неглубокий – широкий,                4) отважный – смелый.

V. Какие словосочетания составлены неверно?

1) дружеский класс,                        2) цветастый фильм,

3) цветастый сарафан,                4) дружные ребята.

VI. Какими словами можно заменить слово маленькая в словосочетании маленькая девочка ?

1) крохотная;                                  2) микроскопическая;

3) миниатюрная;                        4) карликовая.

VII. Какими прилагательными можно описывать речку?

1) узкая;                  2) порожистая;                  3) полноводная;

4) твёрдая;        5) быстрая;                        6) крупная.

VIII. Какое их существительных – синонимов нормой современного литературного языка допускается в любых типах речи, в любой ситуации?

  1. глаза;  2) зеницы;  3) очи;  4) зенки;  5) гляделки.

IX. Ученик написал план сочинения на тему «Вид из окна». Какой пункт плана лишний?

  1. Вид из окна.
  2. Осеннее небо.
  3. Школьный двор.
  4. Улица – жилые дома, кинотеатр, спешащие люди.

X.  Многозначное слово:

1) обозначает одно и то же, но с разными оттенками;

2) называет разные предметы, признаки, действия, в чём – либо сходные между собой;

3) одинаково с другим словом по звучанию и написанию, но совершенно отлично от него по лексическому значению.

XI. Какой из глаголов – синонимов нормой современного литературного языка допускается в любых типах речи, в любой ситуации?

  1. болтать;  2) трепаться; 3) говорить; 4) ораторствовать.

                Тест по разделу «Словообразование».

I. Суффикс – это значимая часть слова, которая образует:

        1) разные формы одного и того же слова;

        2) однокоренные слова и находится перед корнем;

        3) однокоренные слова и находится после корня.

II. Найдите слово с нулевым окончанием:

        1) прогулка;                        2) вправо;

        3) прочитал;                        4) ходить.

III. По  суффиксу – л – можно определить, что глагол стоит в:

        1) будущем времени;                2) неопределённой форме;

        3) прошедшем времени;                4) настоящем времени.

IV. Окончание –ешь служит окончанием :

  1. существительного женского рода 3 – го склонения;
  2. глагола I спряжения, стоящего в настоящем или будущем времени, 2 – м лице, единственном числе;
  3. глагола I спряжения, стоящего в настоящем времени, 3 – м лице, единственном числе;
  4. глагола в неопределённой форме.

V. Составьте слово, взяв от существительного задумка   корень, от глагола читаю – суффикс, от глагола петь – формообразующий суффикс.  Запиши полученное слово, выдели в нём значимые морфемы.

VI. Прочитайте текст:

Подул свежий ветерок. В чистом небе появилось маленькое тёмное облако. Грозно зашумело море.

Выпишите слова, соответствующие схемам:

  Глагол:    ¬ ∩ ^ ^ □ ^ ;                 имя прилагательное:   ∩ □ ;

имя существительное:  ∩ ^ □ . 

VII. Укажите слова с одинаковыми суффиксами:

   1) банщик;        2)  ящик;        3) барабанщик;  4) гонщик;  5) сварщик.

VIII. Какое слово не имеет окончания?

  1. свеж;  2) прочитала;  3) издавна;  4) граница.

IX. Составьте слова по схемам, запишите их, указав, какая это часть речи:                

1)   ¬ ∩ ^ ^ □ ;   2)  ∩ лив ый ;  3) ∩ ушк □.

X. Укажите слова с одинаковыми приставками:

   1) добраться;  2) доход;  3) добрый;  4) допустить; 5) доска.        

                Тест по разделу «Имя существительное».

I. Укажите, в каких выражениях  существительное имеет окончание – И :

1) участвует в соревновани..;                2) в подземель..;

3) побывали на станци..;                         4) на площад..;

5) говорили о дорог..;                         6) бежать по алле.. .

II. Укажите, какие существительные имеют только одну форму числа :

  1. рассвет;  2) ворота;  3) молоко; 4) магазин; 5) клещи; 6) дитя.

III. Внимательно прочитайте предложения. Укажите слово с окончанием – ие.                а                           б                                         в

1. Вдали виднелись синие горы.  2. Решение задачи вызвало затруднение.

IV. Укажите существительные, на конце которых пишется мягкий знак:

  1. ключ.. ;  2) (много) сокровищ.. ; 3) (возле) дач.. ;  4) брош.. ;
  1. (из - за) туч.. ; 6) помощ..;  7) гараж..; 8) молодёж..  .

V. В каком слове ударение падает на второй слог?

   1) инструмент;  2) свекла; 3) километр; 4) досуг.

VI. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется – о.

  1. ж..лтый ; 2) ш..пот ; 3) туч..й ; 4) ключ..м ; 5) ш..рох.

VII. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительном падеже пишется – ы?

  1. шофёр; 2) директор; 3) офицер.

VIII. Укажите неправильную форму употребления родительного падежа множественного числа:

1) пара мандаринов;                        2) много помидор;

3) килограмм апельсинов;         4)нет сапогов.

            Тест по разделу «Имя прилагательное».

Учени____ 5 __ класса _________________________________

I. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

    1) предмет; 2) действие предмета; 3) признак предмета.

Имя прилагательное отвечает на вопросы:

  1. где?  2) какой?  3) кого?  4) как?  5) каков? 6) что делать?

II. Вставьте пропущенные буквы:

В дремуч__м  лесу; в морозн__  зимн__  ночь; из высок___  здания;  с давн___  другом; под могуч___  дубом;  без  свеж___  воздуха.

III. Укажите прилагательные, которые могут быть употреблены с существительным снег  в сводке погоды, передаваемой по радио?

1) белый;  2) пушистый; 3) мягкий; 4) мокрый; 5) обильный; 6) колючий; 7) голубой; 8) серебристый.

IV. Укажите те прилагательные, которые отражают внутреннее состояние человека, черты его характера:

                     а             б                      в                     г

1) глаза: карие, задумчивые, близорукие, проницательные.

                                а               б                 в                 г

2) мальчик:  стройный, заботливый, высокий, стриженый.

  1. Запишите синонимы к прилагательным:

1) обаятельная (девочка) ______________________________      

  2) верный (друг) _____________________________________

VI. Подберите и запишите по 1 слову с данным и ниже морфемами.

       Рядом с каждым словом укажите, какая это часть речи.

1) – еньк-  __________________________________        

2) – чив - ___________________________________        

 3) – и е ____________________________________

4) – ие  _____________________________________

VII. Прочтите прилагательные и подчеркните слово, строение которого соответствует схеме:      ¬ ∩ ^ □ .

Радостный,  роскошный,  растительный, бесшумный.

VIII. Образуйте краткую форму от тех прилагательных, от которых это возможно:

        

Свежий - __________________________________

Белый - ___________________________________

Трёхметровый - ___________________________

Горячий - _________________________________

Лесной ___________________________________

Душистый - _______________________________

IX. Отметьте слова, в которых вместо (?) должен стоять Ь.

  1. Доч(?)ка;    2) ландыш(?);   3) глуш(?);   4) пять задач(?);

 5) ноч(?);   6) широкоплеч(?);    7) грач(?);    8) могуч(?).

                        Тест по разделу «Глагол».

I. Какое утверждение верно?

1) начертила -  глагол прошедшего времени, женского рода;

2) пахуч – глагол настоящего времени;

3) сыграть -  глагол несовершенного вида;

4) стелить – глагол  II спряжения.

II. Укажите окончание глагола II спряжения:

  1) – ут ;             2) – им ;         3) – ете ;         4) – ешь .

III. В каких словах пишется  мягкий знак ?

  1) дышиш.. ;         2) ноч.. ;         3) могуч.. ;         4) береч.. .

IV.  Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

  1) – ил - ;        2) – ат - ;                3) – л - ;                 4) – и - .

V. Укажите глагол, строение которого соответствует схеме:                 ¬ ∩ ^ ^ □ .

        а              б                        в                г                д

Выехать, светились, рисовала, полетели, умываться.

VI. Укажите глагол, соответствующий  данной характеристике:

глагол   II спряжения, будущего времени, 3-го лица, единственного числа.

        а               б                в                г                д                е

Зеленеет, ласкает, веселиться, торопятся, ждут, наступит.

VII. В каком слове на  месте пропуска пишется и ?

1) зам..реть ;         2) забл..стать ;         3) выт..реть ;         4) расст..лить.

VIII. В каком случае глагол оканчивается на – ют ?

1) осы жал..т ;          2) ветры гон..т ;    3) дети кле..т ;                   4) постель стел..т.

IX. В каком случае в глаголе на месте пропуска пишется мягкий знак ?

1) она старает..ся; 2) не надо ленит..ся; 3) тростник колышет..ся; 4) он  учит..ся ; 5) знамя развевает..ся ; 6) надо торопит..ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа.

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трен...

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трена...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А12-А16 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому п...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А17-А19 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому пр...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А20-А21 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому ...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А22- А23 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на слайд с комментарием-подсказкой, которым учащиеся могут воспользоваться при необхо...

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...