Урок русского языка на тему "Правописание разделительного ъ и ь "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Глушинская Елена Николаевна

Урок по теме «Правописание разделительного ъ и ь» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий,  урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы   урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока. Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме игр, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_razdelitelnogo_i_.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Глушинская Елена Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

5 класс общеобразовательной школы, 20 обучающихся

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Правописание разделительного ъ и ь

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёва

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Тип: урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Правописание букв ъ и ь».

Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Правописание букв ъ и ь »,  совершенствование навыков определения правил правописания разделительного ъ и ь , закрепление навыков правильного употребления орфограмм на правописание ъ, ь и развития речи при выполнении письменных работ.    

Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Правописание».

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

У пятиклассников (детей 10 - 11 лет) в этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. 
Обретение себя как личности связано с потребностью в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал влияние. Отсюда – негативизм по отношению к родителям и взрослым вообще, который может проявляться уже у некоторых пятиклассников. 

Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. 
У пятиклассников ещё достаточно сильно желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались»).

Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения.

Цели урока/ занятия

повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Правописание букв ъ и ь »;                                                                                                          

 - формировать умение применять изученное на практике;

 - развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность;

 - повысить  мотивацию к обучению

- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.

Задачи урока/ занятия

Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Правописание разделительного ъ и ь» (умение находить разделительный ъ и ь, отличать  их друг от друга, уметь их правильно употреблять, читать транскрипцию слов); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с разными орфограммами; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.  

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления ъ и ь  в письменной речи, навыки отличать разделительный ъ от ь , повторят звуковой состав слова.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Буква ь как знак мягкости, буква ь после шипящих, разделительный ъ и ь, особенности их употребления в речи, актуализация орфограммы, выраженной сочетанием [й’] с гласными звуками, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

2 мин.

«Поздороваемся локтями»

Заимствованный, но измененный

Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу.

Технология проведения:

Перед началом урока дети по цепочке здороваются локтями, при этом называя имя каждого, с кем здороваются

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения,  поделимся им друг с другом, а для этого мы сейчас поздороваемся локтями по цепочке. Громко называйте имя того, с кем здороваетесь.

Личностные:

осознание себя как личности в коллективе.

Коммуникативные:

общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи

Коммуникативные:

уметь вести  общение

Повышает мотивацию.

Целеполагание

Настроить детей на творческую работу

8 минут

«Аукцион»

Заимствованный, но измененный

Цель: Обеспечить мотивацию закрепления изученного материала. Определить цели урока.

Материалы: карточки с транскрипцией слов.

[эщ’в’]-вещь,

 [пшй’оа] – поёшь,

,[р’ич’ст] - стричь,

[жй’ору] - ружьё,

[слй’э] –съел.

Технология проведения: Учитель предлагает  детям поставить цель урока с помощью покупки «заколдованных» карточек. Дети угадывают слово и объясняют его правописание.

АМО «Аукцион»

Я вас приглашаю на аукцион. Что такое аукцион? ( место, где можно сделать выгодную покупку) Итак, я сейчас вам буду продавать слова, но не простые, а заколдованные. Заколдованные они будут в транскрипцию, да ещё и звуки у них будут перепутаны. Купить слово сможет тот, кто не только угадает слово, но и объяснит правописание данного слова.

Вещь, поёшь, стричь, ружьё, съел. Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Ребята, поднимите руку, кто не знает правил, которые сейчас прозвучали, т.е. правил правописания ь и  ъ. Если мы с вами всё знаем о правописании ь и ъ знака, как спланируем работу, чем сегодня займёмся.(находить ъ и ь в словах, тренироваться в их написании)

Регулятивные: самостоятельно решать проблему

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, уметь аргументировать

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Опасения и ожидания обучающихся

Выявить  опасения и ожидания обучаю -

щихся

3 минуты

«Подари мне сердце»

Авторский

Цель: Систематизировать цели, пожелания опасения.

Материалы: стикеры в виде сердца.

Технология проведения:

Учитель предлагает обучающимся на вырезанных сердечках написать с одной стороны ожидания, с другой опасения.

Ребята, подарите мне сегодня своё сердце, у вас  на столах стикеры. Запишите на одной стороне, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на обратной стороне, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на доску).

Повторение изученного (проверка домашнего задания)

Проверить качество выполнения домашней работы

3 минуты

«Напиши словечко»

Авторский

Цель: контроль  за выполнением домашнего задания, коррекция полученных знаний в ходе выполнения домашней работы.

Технология проведения:

Учитель предлагает детям написать на доске одно слово с изученной орфограммой из домашнего упражнения (после этого два ученика выходят к доске и проверяют, делают выводы).

- Ребята, откройте тетрадь с домашней работой, выберете одно слово с орфограммой разделительный ъ и ь знак. Выйдите и напишите его на доске, орфограмму подчеркните

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка темы

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Буква ъ и ь»

10 минут

«Карманы»

Авторский

Цель: проработать, закрепить правила написания ъ и ь знаков в различных орфограммах.

Материалы: карманы из бумаги с названием орфограмм (5 штук), карточки со словами на пройденные орфограммы.

Технология проведения:

Работа в группах.

Учитель предлагает вниманию обучающихся пять конвертов с названиями орфограмм на правописание Ъ и Ь, которые находятся на доске. Каждой группе предлагаются карточки с звуковой записью. Обучающиеся должны в карточках сделать буквенную запись и распределить по карманам. После этого проходит проверка каждого кармана одной группой.

Работа в группах.

- Ребята, на доске находятся 5 карманов с определённой орфограммой (сущ. 3 скл., глагол Н.Ф., глагол 2 – го лица, ед. ч., разделительный ъ, разделительный ь). Каждой группе выдаются карточки с транскрипцией слов. Вы должны на карточках сделать буквенную запись, после этого выйти к доске и распределить по карманам. 

Познавательные:

умение структурировать знания;  

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные:

самоуправление и саморегуляция  учебной деятельности; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.

Информационные:  самостоятельно искать,, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

Ориентироваться в изученных понятиях и правилах, уметь выделять в них главное и необходимое.

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;

владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразователь

ные проблемы.

Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Эмоциональная разминка

Снять умственное напряжение и усталость

4 минуты

«Сочини сказку»

Авторский

Цель: снять напряжение, усталость, расслабиться.

Технология проведения:

Учитель предлагает детям продолжить сказку по цепочке, проговаривая одно предложение.

- Ребята, продолжите сказку «Жили – были два друга, ъ и ь знаки. Вдруг приключилась беда, в лесу заблудился ь знак…»

Проработка темы (продолжение)

10 минут

«Спасибо за ошибку»

Заимствованный

Цель: проверка индивидуальных знаний обучающихся по данной теме.

Материалы: карточки со словами.

Технология проведения:

Обучающимся предлагаются карточки с ошибками. Каждому индивидуально нужно исправить ошибки в словах. После этой работы учитель предлагает выйти и написать одно любое слово на доске. Обучающиеся выходят к доске по трое, затем меняются местами и проверяют друг друга. Карточки сдаются учителю.

- Ребята, на полученных карточках напишите фамилию и выполните инструкцию «Исправь ошибки» .

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия

Осознание выводов группового опыта

Систематизация произошедшего на уроке

5 минут

«Закончи предложение»

Заимствованный

Цель: подвести итог работы, выяснить результат обучения.

Технология проведения:

Учитель просит обучающихся продолжить предложения.

- Закончите предложения:

«Я научился…»

«Я понял…»

«Я узнал…»

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать

его.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);

 договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Информационные: выступать устно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность.

Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.

Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

справляться с неопределенностью и сложностью.

Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Урок по теме «Правописание разделительного ъ и ь» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий,  урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы   урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока.

Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме игр, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности.          Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: правописание разделительного ъ и ь, правописание буквы ъ после шипящих, правописание буквы ь как знака мягкости, и предполагают самоконтроль обучающихся.

Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные,  групповые.

Воспитательные:  работа в игровой технологии  учит самостоятельно принимать решения, развивает взаимовыручку, а также толерантность.

Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Правописание разделительного ъ и ь», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ.

Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.

1ФАЗА использует АМО: «Поздороваемся локтями», «Аукцион», «Подари мне сердце», «Напиши словечко»  содействуют его логике и эмоциональности, а также организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока.

2 ФАЗА основана на применении АМО «Карманы», «Спасибо за ошибку», «Сочини сказку» выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний обучающихся.

3 ФАЗА  основана на применении АМО «Закончи предложение» и как итог урока представляет самостоятельно выполненную работу каждого обучающегося.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке наглядных пособий формировало эмоциональность и эстетические чувства обучающихся. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

Апробации новой технологии АМО

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение 1

Карточки для АМО «Карманы»

[МАЛАД’ОШ]-

[МЫШ]-

[ДОЧ’]-

[РОШ]-

[МОЩ’]-

[ПОМАЩ’]-

[ВЫБ’ИР’ИШ]-

[ДЫШЫШ]-

[МАЛЧ’ИШ]-

[СЛЫШЫШ]-

[ПИШЫШ]-

[КАТАЙ’ИШС’А]-

[ИСП’ЭЧ’]-

[ПАДЖЭЧ’]-

[СТР’ИЧ’]-

[СТ’ИР’ЭЧ’]-

[РАЖЭЧ’]-

[ПР’ИЛ’ЭЧ’]-

[Л’ИС’Й’А]-

[ДВ’ЭР’Й’У]-

[С’ИМ’Й’А]-

[СКАМ’Й’А]-

[ГРУД’Й’У]-

[В’Й’УГА]-

[СЙ’ЭХАТ’]-

[АБЙ’АВ’ИТ’]-

[СЙ’ОМКА]-

[ПАДЙ’ОМ]-

[СЙ’ЭМ]-

[АБЙ’ЭХАТ’]-

Приложение 2

Карточки для АМО «Аукцион»

[эщ’в’]

 [пшй’оа]

[р’ич’ст]

[жй’ору]

[слй’э]

Приложение 3

Карточки для АМО «Спасибо за ошибку»

Найди и исправь ошибки.

Грачь   , полночь   , стоиш   , мелоч, денёчьки   , гуаш    , лещь   , речька   , бежиш   , обезъяна   , носилщик   , льёт  , рысъю   ,  лосьён.

Найди и исправь ошибки.

Солови   , отьезд  , вьюнок  , почтальён  , печька  , живёш  , доч   , кирпичь  , глуш  , растолочъ  ,  идёш   , мощный   , помощ   , зверки.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Копилочка АМО. Мой университет. Образовательный портал.

Примечания автора/ов

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.

Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....

Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".

Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Использована игровая технология и работа в парах....

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Урок  русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...