Буквы О, Ё после шипящих и Ц, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему


Предварительный просмотр:

                                          Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе по теме " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

                                                                                                                                     

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 7

4. Тема урока: " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных "

5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

6. Цель урока: изучить  правописание букв о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных

7. Задачи урока:

образовательные: углубление знаний об имени существительном,  научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму; обогащать словарный запас учащихся;

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное,   развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; развивать навыки совместной работы в парах; формировать навыки  учебного сотрудничества.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. Планируемые результаты:

предметные:

применять способ действия для правильного написания букв о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных;

избегать ошибок в написании букв о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных ;

Метапредметные:

проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

давать определение понятиям;устанавливать причинно-следственные связи;сравнивать, делать вывод; осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, , использовать полученные на уроке знания в жизни.

Личностные:

формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку; самооценка учебной деятельности,

воспитание патриотизма.

9. Межпредметные связи: литература.

10.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации,  конструирование проблемной ситуации  как основы эффективной образовательной деятельности на уроке; использование интерактивных форм обучения.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте  мысленно удачи. Давайте создадим друг другу  хорошее настроение на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

.

Повторение изученного. Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.

-Начнём с лингвистической разминки. Диктант " Загадочный": записать отгадки, объяснить орфограммы. ( кто первым отгадал, записывает на доске)

*Зубов много, а ничего не ест. ( расчёска)

*Низок да колюч, сладок, а не пахуч.

 Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (крыжовник)

*В золотой клубочек, спрятался дубочек. ( жёлудь)

*Костяная спинка, жёсткая щетинка.

 С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зуб.щётка)

*Не моторы, а гудят

Не пилоты, а летят

Не змеи, а жалят. (пчёлы)

- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? Что такое корень?

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.

планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

Предлагает вспомнить правописание о и ё в корне слова ,проверить

упр.303

Интерактивная работа.

Самопроверка и взаимопроверка

Отвечают на вопросы

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое

чт ение ( П).

4.

«открытие» новых знаний . Постановка цели и задач урока.

Цель: воспроизвести новый материал, развитие умения решать учебно-познавательные задачи-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений

Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса

На слайде представлены слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?.

– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? Сформулируйте тему урока

Наблюдение упр.304

1. Формулирование правила учащимися.

2.Сравнение с текстом учебника

3. Составление алгоритма

Называют тему урока: " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных "

Целеполагание,

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения

5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель:

закрепить  полученные знания

Самостоятельная работа упр.305

Творческий диктант.

– Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) доктора подругому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют … (упрямцем)…..

г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком)

д) маленький, зелёный, квакает – это …(лягушонок)

Прочитывают хором  или про себя, соблюдая интонацию.

Работают со словами

Работают самостоятельно, сверка с эталоном.

Умение оценивать действие одноклассников (К).

Умение анализировать информацию. (П).

Умение применять полученные знания на практике.(Р).

6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Цель: коррекция знаний

6.Экспресс-тест

                       О            е

1пляж..м              

2рощ…й

3плеч..м

4синиц…й

5невеж…й

Работа с тестом.

Консультируют, оценивают и комментируют. взаимопроверка

Контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К).

7.

Домашнее задание

( записано на доске).

Комментирует ДЗ

Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо выполнить на выбор одно из заданий :1.создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но  в текст е должны быть  слова на изученную орфограмму.

Или 2.вставить пропущенные буквы и подчеркнуть лишние слова в упр.307

Записывают задание в дневник

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать?

– Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммыбук вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок в 7 классе по теме «Буквы О, Ё после шипящих».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели урока:  Образовательная: - формирование навыка написания гласных О, Ё  после шипящих в разных частях слова разных частей речи; - повторе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"

Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая....

Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе...