Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конева Екатерина Валерьевна

Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.1-yy_urok_o-yo.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Правописание О-Ё после шипящих и Ц

Цели урока:

  1. изучить правописание О-Ё после шипящих и Ц;
  2. сформировать умение выбирать правильное написание , обосновывая свой выбор;
  3. воспитывать умение работать в группе, умение слушать и слышать;
  4. развивать устную речь на основе рассуждения, аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: индивидуальные задания учащихся, записи на доске, карточки –алгоритмы, пособие Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом».

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Контроль знаний учащихся по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

  1. Работа по вариантам в пособии Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом»;
  2. Взаимопроверка работ, выставление предварительных оценок.

3. Актуализация знаний в форме игры «Четвёртый лишний».

  1. Окно, звено, давно, ушло.
  2. Перелесок, переделка, передатчик, переделал.
  3. Чаша, чаща, ворон, часы.

В ходе данной игры учащиеся актуализируют свои знания по морфемике, фонетике. На основании этого ученики самостоятельно формулируют  тему урока.

4. Постановка учебной задачи.

  1.  [ж о л у т’],    [ш о л],    [ч’ у ж о j’]  

- Что за запись перед вами?

- В чём сходство?

- В чём различие?

- Какой гласный слышится? А какая буква пишется на его месте?

- Можно ли ориентироваться только на произношение?

- Можете ли вы объяснить разницу в произношении и написании данных слов?

- Давайте выведем алгоритм работы по данному правилу.

5. Аналитическая работа с языковым материалом, форма работы – групповая.

I группа.

Проанализируйте слова по плану:

1. Выделите корень в слове.

2. Поставьте ударение.

3.Подберите однокоренные слова.

Щёки                                                                 решётка

жёлтый                                                              печёнка

чёрный                                                               чёлка

дешёвый                                                            шёлковые

шёпот                                                                 почётный  

4. Сформулируйте правило:

« В              слова после                              под ударением пишется буква   , если к данному слову можно подобрать                              слово с буквой      ».    

II  группа.

Проанализируйте слова по плану:

1. Определите часть речи слов 1 столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в словах данной части речи.

2. Определите, от какой части речи образовались слова второго столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в таких словах.

Печёшь                                                               печёный    

течёт                                                                   сгущёнка

бережёт                                                              бережёного

шёл                                                                     перчёный

стережёшь                                                          ночёвка

3. Сформулируйте правило:

« В                              и словах, образованных от                             , после шипящих всегда пишется  буква     ».

III  группа.

Проанализируйте слова по плану:

1. Определите, к каким  частям речи принадлежат данные слова.

2. Определите, в какой части слова пишется буква О или Ё.

3. Поставьте ударение в словах.

Девчонка                                                             румянцем

молодцом                                                            тучей

хорошо                                                                 хорошего

плащом                                                                 пригожего

медвежонок                                                          солнцем

 4. Сформулируйте правило:

« В суффиксах  и                      существительных и прилагательных под                  

после шипящих  пишется буква     , без ударения пишется  буква   ».

6. Вывод по уроку.

  1. Составление алгоритма.
  2. Проверка индивидуальных заданий – объяснение лексического значения  иноязычных слов с непроверяемыми написаниями.
  3. Объяснение написания слов жёлудь, шёл, чужой  на основании составленного алгоритма.

7. Итог урока. Комментирование оценок. Домашнее задание: §32, упр.287 или составить связный текст со словами на изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен прилагательных"

Урок изучения нового материла. Тема "Буквы о-ё после шипящих  в окончаниях  имен прилагательных"  Урок разработан с учетом особенностей детей с задержкой психического развития детей...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...