Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Конева Екатерина Валерьевна

    Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_klass.1-yy_urok_o-yo.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    5 класс

    Правописание О-Ё после шипящих и Ц

    Цели урока:

    1. изучить правописание О-Ё после шипящих и Ц;
    2. сформировать умение выбирать правильное написание , обосновывая свой выбор;
    3. воспитывать умение работать в группе, умение слушать и слышать;
    4. развивать устную речь на основе рассуждения, аналитическое мышление учащихся.

    Оборудование: индивидуальные задания учащихся, записи на доске, карточки –алгоритмы, пособие Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом».

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

    2. Контроль знаний учащихся по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

    1. Работа по вариантам в пособии Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом»;
    2. Взаимопроверка работ, выставление предварительных оценок.

    3. Актуализация знаний в форме игры «Четвёртый лишний».

    1. Окно, звено, давно, ушло.
    2. Перелесок, переделка, передатчик, переделал.
    3. Чаша, чаща, ворон, часы.

    В ходе данной игры учащиеся актуализируют свои знания по морфемике, фонетике. На основании этого ученики самостоятельно формулируют  тему урока.

    4. Постановка учебной задачи.

    1.  [ж о л у т’],    [ш о л],    [ч’ у ж о j’]  

    - Что за запись перед вами?

    - В чём сходство?

    - В чём различие?

    - Какой гласный слышится? А какая буква пишется на его месте?

    - Можно ли ориентироваться только на произношение?

    - Можете ли вы объяснить разницу в произношении и написании данных слов?

    - Давайте выведем алгоритм работы по данному правилу.

    5. Аналитическая работа с языковым материалом, форма работы – групповая.

    I группа.

    Проанализируйте слова по плану:

    1. Выделите корень в слове.

    2. Поставьте ударение.

    3.Подберите однокоренные слова.

    Щёки                                                                 решётка

    жёлтый                                                              печёнка

    чёрный                                                               чёлка

    дешёвый                                                            шёлковые

    шёпот                                                                 почётный  

    4. Сформулируйте правило:

    « В              слова после                              под ударением пишется буква   , если к данному слову можно подобрать                              слово с буквой      ».    

    II  группа.

    Проанализируйте слова по плану:

    1. Определите часть речи слов 1 столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в словах данной части речи.

    2. Определите, от какой части речи образовались слова второго столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в таких словах.

    Печёшь                                                               печёный    

    течёт                                                                   сгущёнка

    бережёт                                                              бережёного

    шёл                                                                     перчёный

    стережёшь                                                          ночёвка

    3. Сформулируйте правило:

    « В                              и словах, образованных от                             , после шипящих всегда пишется  буква     ».

    III  группа.

    Проанализируйте слова по плану:

    1. Определите, к каким  частям речи принадлежат данные слова.

    2. Определите, в какой части слова пишется буква О или Ё.

    3. Поставьте ударение в словах.

    Девчонка                                                             румянцем

    молодцом                                                            тучей

    хорошо                                                                 хорошего

    плащом                                                                 пригожего

    медвежонок                                                          солнцем

     4. Сформулируйте правило:

    « В суффиксах  и                      существительных и прилагательных под                  

    после шипящих  пишется буква     , без ударения пишется  буква   ».

    6. Вывод по уроку.

    1. Составление алгоритма.
    2. Проверка индивидуальных заданий – объяснение лексического значения  иноязычных слов с непроверяемыми написаниями.
    3. Объяснение написания слов жёлудь, шёл, чужой  на основании составленного алгоритма.

    7. Итог урока. Комментирование оценок. Домашнее задание: §32, упр.287 или составить связный текст со словами на изученное правило.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

    Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

    Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен прилагательных"

    Урок изучения нового материла. Тема "Буквы о-ё после шипящих  в окончаниях  имен прилагательных"  Урок разработан с учетом особенностей детей с задержкой психического развития детей...

    Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

    Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

    Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

    Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....