Обобщающее повторение фонетики, орфографии, 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchee_povtorenie_fonetiki_grafiki._10_klass.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка
Тема: Обобщающее повторение фонетики, графики,
орфоэпии, орфографии
Цели урока:
Обобщить знания по теме «фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Ход урока
I. Оргмомент II. Работа по теме урока
1. Орфографическая разминка.
Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́.
2. Беседа.
— Какие разделы науки о языках вы знаете?
— Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)
— А что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.)
— Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)
— В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме) 
3. Характеристика звуков и букв.
- На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)
Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.
([б]–[п], [в]–[ф], [г]–[к], [д]– [т], [з]–[с], [ж]–[ш] + мягкие пары.)
Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?
(9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)
Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.
([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)
Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?
(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)
Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.
(Буквы е –[й’э], ё –[й’о], ю–[й’у],я–[й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)
Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры. 
(С помощью ь (мельче), букв е,ё,ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )
Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры. 
(Озвончение – замена глухого согласногопарным ему звонкимперед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город,варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц–[нц], здн–[зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др.(праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)Что изучает орфоэпия?
(Правила произношения звуков и ударения в словах.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).
Пример текста:
Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
IV. Итоги урока
— Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
— Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)
— Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)
— Что изучает раздел «Орфография»?
— Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
Домашнее задание
Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения в 7 классе "Давление в нашей жизни"

Представляю урок повторения в 7 "Давление  в нашей жизни" .Ребятам очень нравятся такие уроки, когда они и сами проводят простейшие опыты, и видят что нибудь новое, чего не  показы...

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии

С помощью презентации учащиеся могут систематизировать и повторить материал по фонетике, графике и орфографии...

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Обобщающее повторение в 6 классе. Урок-игра: «Волшебная сказка.»

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратив процесс обучения в процес активной поисковой деятельности, закрепить опорные знания получ...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Изучение и закрепление материала по теме фонетика, графика, орфоэпия, орфография...