Подготовка к ОГЭ по русскому языку
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Данный материал представляет собой памятку для девятиклассников, которые готовятся к ОГЭ по русскому языку. В памятке отражены основные правила, необходимые для успешного выполнения тестовых задания по русскому языку в 9 классе. Правила даны в соответствии с номерами тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podskazki_dlya_vypolneniya_testovyh_zadaniy_oge-2018.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 3

Изобразительно-выразительные средства

  1. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:
  1. творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
  2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
  3. оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
  4. лексически,  с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)
  1. Эпитет – выразительное определение, употреблённое в переносном значении (весёлый ветер, мёртвая тишина)
  2. Метафора - скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).
  3. Виды метафор:
  1. олицетворение - перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
  2. метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
  3. синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)
  1. Гипербола – преувеличение.
  2. Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)
  3. Ирония – насмешка.
  4.  Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)
  5. Антитеза – противопоставление
  6. Инверсия – необычный порядок слов

Примечание:

Парцелляция – «рубленые» фразы, членение предложения на два или несколько предложений. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов (бить баклуши = бездельничать, водить за нос = обманывать, вставлять палки в колёса = мешать).

 Задание 4

Правописание приставок

Неизменяемые приставки

Приставки на з(с)

Приставки при- (пре-)

(морфологический принцип написания)

над-, об-, от-, перед-, под-, в-, за-, до-, на-, пере-, по-,

с-

(НО: здесь, здание, здоровье, ни зги)

па- (пасынок, падчерица, паводок)

пра- (=предок, предшественник)

(фонетический принцип написания)

раз- (рас-)

роз-(рос-) (О под ударением)

воз-(вос-)

вз-(вс-)

из-(ис-)

без-(бес-)

низ-(нис-)

чрез-(чрес-)

через-(черес-)

Фока, хочешь щец поесть? 

(все глухие)

(зависит от значения)

при-

1)прибавление, присоединение;

2)приближение

3)неполнота действия;

4) близость к чему-либо.

пре-

1) =пере;

2)=очень.

Задание 5

Н и НН в разных частях речи (СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ)

отымённые прилагательные

отглагольные образования

наречия

причастия

отглагольные прилагательные

полная форма

-ан-                -енн-

-ян-          -онн-

-ин-             н+н

Исключения:

оловянный

деревянный

стеклянный

ветреный(день, человек)

1) жарЕННая на масле картошка;

2) пожарЕННая картошка (приставка, кроме не-);

3) решЁННая задача

(совершенный вид).

Исключения:

раненый боец,

тяжелораненый боец

1) жарЕНая картошка

(нет приставок и зависимых слов);

2) нежарЕНая картошка; домоткАНое полотенце;

3) слова на –оваННый,

ироваННый.

Исключения:

кованый, жёваный, клёваный

Столько Н, сколько в полной форме слова, от которого они образованы

имя существительное

Столько Н, сколько в полной форме слова, от которого они образованы

краткая форма

краткая форма =полной форме

Н

краткая форма =полной форме

ЗАПОМНИТЬ!

данный        смышлёный

деланный        приданое (но бесприданница)

желанный        названый брат

священный        незваный гость

нечаянный        непрошеный

нежданный        посажёный отец

негаданный        юный (но юннат)

неслыханный        свиной

невиданный                                              румяный

отчаянный        труженик

мошенник        

ветреный (с ветром): ветреный  день, человек

ветряной  (приводимый в действие ветром): ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа

масленый ( от маслить, смазанный маслом, пропитанный маслом): масленые руки, масленый блин

масляный (из масла, на масле, с маслом) : масляные краски, масляный двигатель, масляное пятно

Задание 7

При синонимичной замене словосочетаний  главное слово не  меняется!

1. Чтобы получить согласование, нужно зависимое слово заменить на однокоренное прилагательное.

2. Чтобы получить управление, нужно зависимое слово заменить на однокоренное существительное (можно с предлогом).

3. Чтобы получить примыкание, нужно зависимое слово заменить на однокоренное наречие.

Задание 8

Грамматические основы

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? (Подлежащее не может отвечать на вопросы кому? чему? и т.д.)

Сказуемое

Простое глагольное сказуемое=один глагол в форме какого-либо наклонения или устойчивое сочетание (он принимает участие)

Составное глагольное сказуемое= вспомогательный глагол (начну, продолжу, закончу, люблю, могу, хочу)+ инфинитив (что делать? что сделать?).

Составное именное сказуемое= глагол связка (быть, нулевая связка (сказуемое выражается именем существительным или кратким прилагательным, причастием), стать, становиться, делаться, казаться, считаться, называться, представляться)+ именная часть.

Задание 9

Обособленное согласованное распространённое определение – причастный оборот.

Обособленное приложение – другое название предмета или лица (кто такой? что такое?)

Обособленное обстоятельство – деепричастный оборот.

Обособленное уточняющее обстоятельство – обстоятельство, которое уточняет основное обстоятельство и отвечает на вопросы кто именно? что именно?

Задание 10.

Вводные слова

ГРУППА 1. Вводные слова, выражающие различные чувства говорящего или кого-то другого: к счастью, к несчастью, по счастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к моему удивлению, к стыду, к ужасу, странное дело, удивительное дело…

ГРУППА 2.Вводные слова, передающие говорящим степень достоверности высказывания:

                    а) выражающие уверенность: конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, само собой;

                    б) выражающие предположение, возможность: наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может быть, может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, в сущности, по существу, думаю, полагаю, похоже, видимо.

ГРУППА 3. Вводные слова, отражающие связь мыслей, последовательность изложения: итак, наконец, значит, наоборот, напротив, между прочим, в частности, прежде всего, кроме того, например, таким образом, и стоит сказать, во-первых, с одной стороны, однако, главным образом, к примеру, следовательно.

ГРУППА 4. Вводные слова, оформляющие приёмы и способы выражения мысли: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, мягко выражаясь, лучше сказать, так сказать, что называется.

ГРУППА 5.Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, по сообщениям, по сведениям, по мнению, по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по слухам, по сообщениям газет (радио, телевидения), как известно

ГРУППА 6. Вводные слова, выражающие оценку степени обычности происходящего, о котором сообщается: так бывает, по обыкновению, случается, бывало, как водится.

Отличие вводных конструкций от слов омонимичных частей речи

  1. По значению.
  2. Ни к вводному слову, ни от вводного слова нельзя поставить вопрос.

К его счастью, брат не обиделся.

К его счастью невозможно относиться равнодушно.

  1. К этим словам можно подобрать разные синонимы.

Он, казалось, (=видимо) влюбился.

Лицо его казалось (=выглядело) утомлённым.

Обращение – слово или сочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.

Задание 12

Средства выражения сочинительной связи

Средства выражения подчинительной связи

Сочинительные союзы

И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА и др.

Внимание! могут связывать не только части сложного предложения, но и однородные члены! Для выполнения задания нужно искать части сложного предложения!

Подчинительные союзы

что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо, потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что…

Союзные слова

Относительные местоимения

что, кто, какой, который, каков, чей, сколько

Местоимённые наречия

где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как

Задание 13

Обращаем внимание на сложные предложения, состоящие не менее, чем из 3 простых!

1. Последовательное подчинение придаточных

Вопросы задаются последовательно:  от 1 части ко 2, от 2 к 3.

[   1  ],(  2  ),(  3  ).

2. Однородное подчинение придаточных

Задаются одинаковые вопросы от главной части ко всем придаточным.

 [  1   ], (   2  )и  (  3   ).

3. Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных

Задаются разные вопросы от главной части к придаточным.

(  1  ), [   2   ], (  3   ).

[ 1  ,( 2  ), 1 ], (  3  ).

Задание 14

1.Обращаем внимание на сложные предложения, состоящие не менее, чем из 3 простых!

       2. Рассматриваем виды связи: сочинительная,  подчинительная или бессоюзная (двоеточие, тире, точка с запятой, запятая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...