Урок русского языка в 5 классе Определение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чуланова Татьяна Александровна

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе.

Тема: Второстепенные члены предложения. (Определение).

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении.

Тип урока: Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru ; : http://proschkolu.ru

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача, ребята, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. Давайте для начала повторим то, что вспомнили и изучили на предыдущих уроках по теме «Синтаксис». В строчку запишите цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения поставьте крестик «+» или нолик.

Игра «Крестики-нолики» Таблички заготовить заранее. Работа в табличках.

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

+

0

+

+

0

+

0

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

Кто ответил на все вопросы правильно? Давайте укажем правильный ответ вместе.

Слайд 2(эпиграф).

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Для начала вспомним, что такое эпиграф?

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         М.Ладур.

Действительно, наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь, что сегодня  вы покажите себя  чуткими и умными по отношению к нему  (ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?(прилагательные).

 А чем являются прилагательные в предложении? Так какова тема нашего сегодняшнего урока?

Запись темы урока в тетради.                        (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает определение, чем выражено, его роль в предложении).

Подумайте, от какого слова произошло слово определение?

Как вы понимаете значение слова « определять»?

Можно ли сказать, что «определять» - значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и по другим признакам?

А на какие вопросы отвечают определения? (какой? Чей? )

2 Выявление места и причины затруднения.

Слайд 3(2 текста для сравнения). -Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

1 текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

Учитель подводит к  выводу о значимости определения. Определения обозначают признак предмета? Делают нашу речь ярче, выразительнее.А что вы уже знаете об определении из курса начальной школы?

А теперь откройте учебники на стр.86,прочитайте материал в рамке.

- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

-Какая информация оказалась для вас новой?

Сегодня на уроке мы узнаем способы выражения определения, составим алгоритм  его нахождения в предложении, познакомимся с  термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.

Работа с учебником. Упражнение 186(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению). Комментирование  орфорграмм.

-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит, это определение.
  5. Подчеркну определение волнистой линией.

- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

Самостоятельная работа по вариантам .Один ученик от первого варианта, второй - от второго. Комментирование  орфорграмм.

Включение в систему знаний и повторение

Сведения опережающего характера.

Физкультминутка.

По количеству рядов(3) выдаются осенние  листочки.

Задание: придумать к листочку прилагательное- определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю. Вслух произносим определение. Один ученик записывает выборочно, обозначаем орфограммы. Жёлтый, резной, чудесный, прекрасный, берёзовый, удивительный.

Какие прилагательные-определения характеризуют предмет по цвету, форме, а какие выражают отношение говорящего. Как называются такие прилагательные в литературоведении? Эпитеты.

А сейчас я хочу рассказать о талантливой писательнице-сказочнице Наталье Абрамцевой и предлагаю посмотреть мультфильм по одной из её сказок, который называется «Стриженый дождик». А вы подумайте, какие определения – эпитеты помогают создать образ дождика.  Чему учит эта сказка?

Наталья Абрамцева родилась в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на это, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых. Они переведены на многие иностранные языки;  произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки».

Рефлексия

Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)

Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.

1.Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и  слова (есть подсказки-слова для справок).

2.Средний уровень (норма).

Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).

3.Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать.

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.

Приложение.

1. Листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»

2

Формулировка  темы,цели урока

3

Упр.

4

Разборы

5

Самооценка

Оценка:

Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

Хорош     лес в  -----------  ясны…   дни. В пурпурно-красный и  ----------- цв…та   окрашена  л…ства.  Цв…тным  к…вром  ра…стилаются   под    д…ревьями    листья. Тут и там  в…дны под ними ---------  шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.

Средний уровень

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес  ----------  ос…нью. Кругом -----------  б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины.    Словно  груды малахита,   з…л…неют -----------   ду…ки .В…селым    мног…цветьем   радуют клены, …сины    --------------  к…вром  ра…стилаются  под деревьями   ----------- листь…я.

Повышенный уровень сложности.

Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.

а ) дано главное слово                                б ) дано зависимое слово  

------------- листва (    )                                       --------------  с клена   (       )

шляпки  ------------- (      )                                  -----------------   березы (      )

------------- дождь  (       )                                    --------------    ковром  (      )

 листья -----------  (       )                                       ---------------- грибов (   )

                                 

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Второстепенные члены предложения. ( Определение) Урок русского языка в 5 классе Чуланова Татьяна Александро вна

Слайд 3

Ответы «Крестики-нолики» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О + О + О + + О + О

Слайд 4

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди». М.Ладур

Слайд 5

Двадцать девятое октября. Классная работа . Определение. Целеполагание . Что обозначает определение? Какой частью речи выражается? Какова его роль в предложении?

Слайд 6

Алгоритм Найду в предложении слова, которые обозначают предмет. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. Если есть, значит это определение. Подчеркну определение волнистой линией.

Слайд 7

1.Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья берёзы опадают на землю , и она покрывается ковром. 2.Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья берёзы опадают на землю, и она покрывается разноцветным ковром.

Слайд 8

Сильный ветер, голые ветви, сухие листья, разноцветным ковром. Листья берёзы – ( чего? какие?) берёзовые листья Какой ? Какие ? Какие ? Каким ? Проверь!

Слайд 9

( 17 августа 1954 — 6 февраля 1995) Абрамцева Наталья Корнельевна

Слайд 11

- Что нового узнали на уроке ? - Чему научились? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. Рефлексия учебной деятельност и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Тесты по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.

Тесты по теме "Обособленные определения" позваляют проверить степень освоения учащимися знаний по теме. Задания сформулированы также, как в ОГЭ и ЕГЭ....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....