Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_ladyzhenskaya_8a.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

4 часа в неделю/136 часов в год

Рабочая программа по русскому языку в 8  классе составлена на основе авторской программы М.Т.Баранова и др. (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, 9-е изд., М: Просвещение). Данная программа позволяет наиболее полно реализовать основные задачи преподавания русского языка в школе.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Основные направления работы по русскому языку в V–IX классах. Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание не требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.  Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Обучая школьников русскому языку в V–IXклассах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в 1-4 классах, предъявляет необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению всех записей в тетрадях, обращает внимание на то, чтобы учащиеся писали строго на строке тетради (а не между строк) буквы одинаковой высоты, правильно писали прописные буквы и строчные буквы, состоящие из графически близких элементов, соблюдали требуемый наклон букв, интервал между словами, правильно и единообразно располагали в тетрадях записи даты, названия темы урока, наименования видов работ, номеров упражнений, эпиграфов, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при грамматическом разборе слов и предложений.

В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и рабочими тетрадями учащихся. Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал ежедневную ответственность за свои записи в них. Особенно пристальный контроль следует установить за состоянием тетрадей слабоуспевающих учащихся, которым необходимо оказывать повседневную помощь в правильном оформлении всех записей.

Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.  Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построение словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом. Все это будет способствовать повышению интереса к русскому языку у ребят и более качественному его преподаванию учителем.

 

 Курс русского языка 8 класса направлен на достижение следующих целей:

   - познакомить с синтаксическими единицами (словосочетанием, простым предложением), их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

   - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; работать с текстом;

   - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

   - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса.

 I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8-го класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или

истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Основное содержание программы

Для активизации познавательной деятельности учащихся в учебный план школы в 8 классе добавлен 1 час в неделю на изучение русского языка (140 в год), авторская программа рассчитана на 3 часа в неделю, в связи с этим  и в программу добавлены следующие темы: «Из истории русского языкознания» (10 часов), «Стилистика» ( 10 часов), «Анализ текста» (5 часов) и «Работа с тестами» (10 часов).

Распределение часов:

Функции русского языка в современном мире – 1 ч.

Повторение пройденного в V – VII классах – 6 + 2 ч.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание –  2 ч.

Простое предложение – 3 + 1 ч.

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения –  6 + 2 ч.

Второстепенные члены предложения – 6 + 2 ч.

Простые односоставные предложения – 9 + 2 ч.

Неполные предложения – 2 ч.

Однородные члены предложения – 12 + 2 ч.

Обращения, вводные слова и междометия – 9 + 2 ч.

Обособленные члены предложения – 18 + 2 ч.

Прямая и косвенная речь – 6 + 1 ч.

Повторение и систематизация пройденного в VIIIклассе – 5 + 1 ч.

Резерв – 3 ч.

Из истории русского языкознания – 10 ч.

Стилистика – 10 ч.

Анализ текста – 5 ч.

Работа с тестами – 6 часов.

Из истории русского языкознания

Знакомство с биографией и трудами русских языковедов: М.В.Ломоносовым, А.Х.Востоковым, Ф.И.Буслаевым, В.И.Далем, Я.К.Гротом, А.А.Шахматовым, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаковым, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Работа со словарями, словарными статьями.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Работа с текстом

Анализ текстов разных стилей и жанров.

Работа с тестами

Подготовка к ГИА. Работа с тестами. Анализ ошибок.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса:  диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

График текущего контроля

Количество часов

Форма контроля

Полугодие

Кол-во недель

Кол-во часов в неделю

Всего часов

Неделя

Сочинение

Изложение

Контр. работа

Диктант

Тест

I

16

4

64

8-12.09

1

15-19.09

1

6-10.10

1

20-24.10

1

1

17-21.11

1

8-12.12

1

15-19.12

1

II

19

4

76

19-23.01

1

16-20.02

1

2-6.03

1

16-20.03

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

  1. Русский язык. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  2.  Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,
  3. Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

перераб.- М.: Русский язык, 2005.

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/

М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

  1. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского

языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

  1. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е

изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

  1. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
  2. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского

языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

  1.  Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/под ред.

В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

  1.  Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского

языка/М.: Русский язык, 1997.

  1. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/

А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

  1. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: 3-е изд.- М.:

Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9

класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб.для 9

кл. общеобразоват. учреждений»/Н.Г.Горашова. – М.: Издательство

«Экзамен», 2009.

4. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

2002.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку: 9 класс/Е.М.Сергеева. – М.:

Издательство «Экзамен», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс/М.: изд. Экзамен,

2004.

11.Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: 9 класс: Поурочные

разработки. - М.: Просвещение, 2009.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал:Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русскийязык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.phpБазаданныхпоязыкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
  10. http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      
  11. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
  12. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  13. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  14. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  15. http://www.openclass.ru/

                         

                     

                        «СОГЛАСОВАНО»

                         на заседании ШМО

                         «____»_______2014г.

                                Протокол №1

                           «СОГЛАСОВАНО»

                           Заместитель директора по УМР

                           __________ Н.И. Ермолаева

                             «_____» _________ 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...