Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2011г..
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_8_klassa.docx | 47.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2011г..
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы промежуточного и итогового контроля в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста, контрольный диктант с грамматическим заданием, итоговый тест, итоговое изложение, зачет.
Количество часов на изучение русского языка в 8 классе – 123 (3,5 часа в неделю)
Разделы грамматики | Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. |
Словосочетание | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. |
Предложение | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные. |
Простое предложение | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Синонимия вводных конструкций. Особенности употребления вводных конструкций. |
Культура речи. Критерии культуры речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Русский язык»
Введение
Русский язык – родной язык.
Синтаксис и пунктуация
Введение
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение. Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.
Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение.
Приложение.
Дефис при приложении.
Дополнение.
Основные виды обстоятельств.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки:
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
выделять грамматическую основу;
разбирать предложения по членам;
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
различать односоставные и двусоставные предложения;
использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы;
использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Умения и навыки:
различать полные и неполные предложения;
различать неполные и односоставные предложения;
осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать.
Осложнённое предложение
Предложение с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Союзы при однородных членах.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Умения и навыки:
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные дополнения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;
уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Обращение, его роль в речи.
Знаки препинания при обращении.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.
Слова-предложения
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений.
Умения и навыки:
опознавать слова-предложения;
осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
Повторение
Развитие речи
Текст. Микротекст. Микротема.
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Психологический портрет.
Умения:
анализировать текст с точки зрения анализа микротекста, нахождения микротемы;
вычленять в публицистических текстах микротексты и микротемы;
анализировать и излагать текст публицистического стиля;
излагать публицистические тексты подробно и сжато;
излагать публицистический текст с грамматическим заданием;
создавать текст-рассуждение на основе сравнения;
создавать текст-рассуждение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений;
составлять сочинение-описание (психологический портрет);
создавать текст-киносценарий в разных формах;
создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;
строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь: речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Учащиеся должны владеть компетенциями:
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
- коммуникативной (уметь представить себя устно и письменно; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, словарями; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию)
- культуроведческой (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения)
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса русского языка выпускник должен
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей; языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
УМЕТЬ:
- Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили; язык художественной литературы;
- Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонент
АУДИРОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект)
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять языковой самоконтроль; оценивать свою речь с т.зр. её правильности, находить недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебно-тематический план.
№ | название раздела | кол-во часов | контрольные работы | развитие речи |
Введение | 2 | - | - | |
1 | Повторение изученного в 5-7 классах | 9 | 1 | 2 |
2 | Синтаксис и пунктуация. | 5 | - | 2 |
3 | Словосочетание и предложение | 15 | 1 | 4 |
4 | Главные члены предложения | 11 | 1 | 2 |
5 | Второстепенные члены предложения. | 13 | 1 | 2 |
6 | Односоставные предложения | 13 | 1 | 1 |
7 | Предложения с однородными членами | 16 | 1 | 5 |
8 | Обособленные члены предложения | 24 | 1 | 5 |
9 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 4 | - | - |
10 | Обращение | 4 | - | 3 |
11 | Слова-предложения | 1 | - | - |
12 | Повторение изученного в 8 классе | 3 | 1 | - |
Резерв | 3 | - | - | |
Всего на изучение материала, из них | 123 | |||
Контрольные диктанты | 8 | |||
Развитие речи | 26 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Вид, форма контроля | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1 | Введение (2 часа) | Русский язык как государственный язык РФ | Фронтальный. Чтение вступительных статей, выполнение упражнений. | ||
2 | Русский язык – средство межнационального общения народов России. | Фронтальный. Самостоятельная работа. | |||
3 | Повторение изученного в V-VII классах (9 ч+2ч рр) | Повторение изученного. Лексика и фразеология | Фронтальный. Самостоятельное выполнение упражнений. | ||
4 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование. | Фронтальный. Объяснительный диктант. морфемный и словообразовательный разборы. | |||
5 | Повторение изученного. Морфемика и орфография.
| Фронтальный. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
6 | Повторение изученного. Морфология и орфография
| Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
7 | Повторение изученного. Морфология и орфография | Фронтальный. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
8-9 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | Фронтальный. Распределительный диктант. Выборочный диктант. | |||
10-11 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | Диктант с грамматическим заданием. | |||
12 | Рр Подготовка к изложению, близкому к тексту | Работа с текстом, составление плана, систематизация материала. | |||
13 | Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи». | Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
14 | Синтаксис и пунктуация. (3 ч. +2ч. Рр) | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | Составление плана по параграфу. Тренировочные упражнения. | ||
15 | Пунктуация как система правописания предложения. Основные принципы русской пунктуации | Фронтальный. Объяснительный диктант. Самостоятельная работа с текстом. | |||
16 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Виды синтаксической связи. | Фронтальный. Выборочный диктант. | |||
17 | Р/Р Текст как единица синтаксиса | Работа с текстом. | |||
18 | Р/Р Текст как единица синтаксиса | Работа с текстами. | |||
19 | Словосочетание и предложение (11ч+4 ч.рр) | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | ||
20 | Способы подчинительной связи | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
21 | Способы подчинительной связи | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
22 | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
23 | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
24 | Р/Р Подготовка к сочинению на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании». | Систематизация материала по теме сочинения. Работа с черновиками | |||
25 | Р/Р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании». | Работа над сочинением | |||
26 | Предложение как основная единица синтаксиса. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
27 | Основные виды простого предложения. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
28 | Логическое ударение и порядок слов в предложении | Фронтальный. Работа с текстом. | |||
29 | Р/р. Основные способы и средства связи предложений в тексте | Фронтальный. Работа с текстом | |||
30 | Р/р. Основные способы и средства связи предложений в тексте | Фронтальный. Работа с текстом. | |||
31 | Повторим орфографию: орфограммы в корне. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
32 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | Диктант с грамматическим заданием. | |||
33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
34 | Главные члены предложения (9ч. + 2 ч.рр) | Подлежащее и способы его выражения | Индивидуальный. Осложненное списывание. | ||
35 | Сказуемое и его основные типы. Простое и составное глагольное сказуемое | Фронтальный. Составление плана к параграфу № 169.. Объяснительный диктант. | |||
36 | Рр Подготовка к изложению с элементами сочинения. | Работа с текстом, составление плана, систематизация материала. | |||
37 | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
38 | Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | Фронтальный. Текст под диктовку с дальнейшим обозначением изученных пунктограмм. | |||
40 | Тире между подлежащим и сказуемым | Фронтальный. Текст под диктовку с дальнейшим обозначением изученных пунктограмм. | |||
41 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | Индивидуальный. Объяснительный диктант. | |||
42 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | Индивидуальный. Предупредительный диктант. | |||
43 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | Диктант с грамматическим заданием | |||
44 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
45 | Второстепенные члены предложения (11 ч+2ч рр) | Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | ||
46 | Определение согласованное и несогласованное. | Фронтальный. Распределительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
47 | Способы выражения определений | Тренировочные упражнения. | |||
48 | Приложение | Фронтальный. Выборочный диктант. | |||
49 | Дополнение | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
50 | Рр Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения. | Работа с текстом, составление плана, систематизация материала. | |||
51 | Р/р. Сжатое изложение с элементом сочинения | Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
52 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
53 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | Фронтальный. Графические обозначение изученных орфограмм, пунктограмм | |||
54 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных пунктограмм. | |||
55 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. | Индивидуальный. Предупредительный диктант. | |||
56 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | Диктант с грамматическим заданием | |||
57 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||
58 | Односоставные предложения (12ч.+ 1 Рр) | Понятие об односоставных предложениях. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | ||
59 | Определенно-личные предложения | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
60 | Неопределенно-личные предложения | Индивидуальный. Составление плана параграфа. Объяснительный диктант. | |||
61 | Вопрос об обобщенно-личных предложениях | Фронтальный. Запись под диктовку. | |||
62 | Безличные предложения | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
63 | Безличные предложения | Фронтальный. Запись под диктовку. | |||
64 | Назывные предложения | Фронтальный. Комментированное письмо. | |||
65 | Р/Р Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. | Индивидуальный. Анализ текста. | |||
66 | Систематизация и обобщение по теме «Односоставные предложения» | Фронтальный. Анализ деформированных текстов. | |||
67 | Систематизация и обобщение по теме «Односоставные предложения» | Фронтальный. Анализ деформированных текстов. | |||
68 | Особенности строения полных и неполных предложений | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
69 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». | Диктант с грамматическим заданием | |||
70 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||
71 | Предложения с однородными членами (11 ч.+5 ч. Рр) | Р/Р Риторический вопрос как средство выразительности речи | Фронтальный. Работа с текстом | ||
72 | Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения | Фронтальный. Комментированное письмо. | |||
73 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами пунктуация при них. | Фронтальный Составление предложений по схемам. | |||
74 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами пунктуация при них. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
75 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
76 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Фронтальный Составление предложений по схемам. Словарный диктант. | |||
77 | Р/Р Разновидность рассуждения-сравнения | Фронтальный. Работа с текстами. | |||
78 | Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности | Фронтальный. Работа с текстами. | |||
79 | Однородные и неоднородные определения | Фронтальный Работа с текстом. Объяснительный диктант. | |||
80 | Однородные и неоднородные определения | Фронтальный Объяснительный диктант. | |||
81 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Фронтальный Комментированное письмо. Объяснительный диктант | |||
82 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | Диктант с грамматическим заданием | |||
83 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
84 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
85 | Р/Р Рассуждение на литературную тему | Фронтальный Работа с текстом. | |||
86 | Р/Р Рассуждение на литературную тему. Сочинение. | Фронтальный Редактирование текста. | |||
87 | Обособленные члены предложения (19 ч. +5 ч.рр) | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Фронтальный Комментированное письмо | ||
88 | Обособление согласованных определений | Фронтальный Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант. | |||
89 | Обособление согласованных определений | Фронтальный Составление предложений. Творческое списывание. | |||
90 | Обособление несогласованных определений | Фронтальный Комментированное письмо | |||
91 | Обособление несогласованных определений | Фронтальный Объяснительный диктант. | |||
92 | Р/Р Заглавие как средство связи предложений в тексте. | Фронтальный Работа с текстами. | |||
93 | РР Подготовка к сжатому изложению | Работа с текстом, составление плана, систематизация материала. | |||
94 | Рр Сжатое изложение | Работа над сочинением | |||
95 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком | Фронтальный Объяснительный диктант. | |||
96 | Обособление приложений | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
97 | Обособление приложений | Фронтальный Комментированное письмо. Объяснительный диктант | |||
98 | Обособление дополнений | Фронтальный Комментированное письмо. | |||
99 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | Фронтальный Комментированное письмо. | |||
100 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | Фронтальный. Распределительный диктант. | |||
101 | Пунктуация перед союзом КАК | Фронтальный Комментированное письмо. Объяснительный диктант | |||
102 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Фронтальный Комментированное письмо. Тренировочные упражнения. | |||
103 | Р/Р Киносценарий | Фронтальный Работа с текстами. | |||
104 | Р/Р Киносценарий | Индивидуальный. Составление киносценария.. | |||
105 | Обособление уточняющих членов предложения | Фронтальный Комментированное письмо. Составление предложений. | |||
106 | Обособление уточняющих членов предложения | Фронтальный Комментированное письмо. Тренировочные упражнения. | |||
107 | Повторим орфографию. Слитное написание слов | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
108 | Систематизация и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
109 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Индивидуальный. Тестирование. | |||
110 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
111 | Вводные слова, предложения (4ч) | Предложения с вводными словами, словосочетания и предложениями | Фронтальный. Осложненное списывание. | ||
112 | Предложения с вводными словами, словосочетания и предложениями | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
113 | Вводные предложения и вставные конструкции | Фронтальный. Самостоятельное выполнение упражнения. | |||
114 | Вводные предложения и вставные конструкции | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
115 | Обращение (1ч. +3 ч.рр) | Предложения с обращениями | Фронтальный. Объяснительный диктант. | ||
116 | Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средство связи предложений | Фронтальный Работа с текстами. | |||
117 | Р/Р Психологический портрет. | Фронтальный. Работа с текстом. | |||
118 | Р/Р Психологический портрет. Сочинение-описание | Фронтальный. Работа с текстом. Составление плана. | |||
119 | Слова-предложения (1ч) | Особенности слов-предложений | Фронтальный. Объяснительный диктант. | ||
120 | Повторение изученного (4 ч.) | Обобщение изученного материалы по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обобщениями» | Фронтальный. Объяснительный диктант. | ||
121 | Итоговая аттестация. Тестирование. | Индивидуальный. Тестирование. | |||
122 | Анализ работы. Работа над ошибками. | Фронтальный. Работа над ошибками. | |||
123 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...