Урок-путешествие Фразеологизмы. Культура речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Москалева Екатерина Юрьевна

Цель: повторить и обобщить сведения по разделу фразеология научить определять фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.

Тип урока: урок обобщения полученных  знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Фразеологизмы.

Культура речи.

(Урок – путешествие)

Районное совещание директоров и заместителей директоров по УВР

28.10.2016г

Открытый урок в 6 классе

Москалева Е.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ 

Кумарейка, 2016

Цель: повторить и обобщить сведения по разделу фразеология

научить определять фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.

Тип урока: урок обобщения полученных  знаний

Планируемые  образовательные  результаты: (предметные): знать определение фразеологизма, уметь  находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать с фразеологическим словарем;

(метапредметные): овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации;

(личностные): понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком;  создание и решение проблемных ситуаций; фронтальная, групповая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Основные понятия: фразеологизм, , переносное значение.

Ход урока

1.Организационный  момент.

- Начинаем наш урок!

А чтоб он пошёл вам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь думать, рассуждать.

Будьте старательны и внимательны

И успех к вам придёт обязательно!

 -Ребята скажите, пожалуйста, о каких словах можно сказать «скованные одной цепью»? А ответить на этот вопрос поможет следующее стихотворение.(о фразеологизмах).

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись, не дразнись,  не петушись.

Поспеши – уже пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час еле живой

Петушок идет домой.

Ковыляя еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

- Почему? (потому, что они устойчивые словосочетания, неделимые)

- На прошлых уроках мы познакомились с фразеологизмами.

Сегодня у нас обобщающий урок путешествие по теме Фразеология. Культура речи.

Определите цель и задачи урока

 Наш урок будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.

                              Итак, не будем бить баклуши,

                           Вы засучите рукава.

                              Задание приготовьтесь слушать,

                           Чтоб не шла кругом голова.

- Как вы думаете, что обозначают эти  фразеологизмы?

-Чем по отношению  друг к другу являются бить баклуши и засучить рукава? (антонимами)

2. Отправление на поезде.

   Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.

Итак, мы на вокзале, но у нас не денег купить билеты. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.

                Когда от забот________,

                То лучше прогуляться с другом.

                Пройдет он ________,

                У________не будет________,

                Он _______даже_______,

                Что только _______,

                Да, вас ________…

                Но ______такого друга________.

Ответы:

1. голова идет кругом

2. сквозь огонь и воду

3. у моря ждать погоды

4. не покажет вида

5. проглотил обиду

6. водой не разольешь

7. днем с огнем не найдешь

- Что обозначают эти фразеологизмы?

3. Опрос в пути

- Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы?  (Фразеология).

- Что такое фразеологизмы? (Это устойчивое неделимое выражение).

- Для чего они нужны в речи? (они делают речь богаче, красивее,  помогают украсить  

  речь).

- Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры). 

- Что они обозначают?

- Каким членом предложения является фразеологизм?

Ваня махнул рукой и подбежал к нам.  

Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.

Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом.

-  Найдите фразеологизм.

- Определите, каким членом предложения является фразеологизм.

Фразеологизм является одним  членом предложения.

      Теперь я вижу, что вы поняли, что такое фразеологизмы.

4. Станция «Фразеологические загадки»

Посмотрим, насколько богата и выразительна ваша речь. Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки. 

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2.Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)

3.Ее толкут или  носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

4.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)  

5. Станция «Великих мудрецов»

Вы становитесь  великими мудрецами, должны нам рассказать о том, как возникли фразеологизмы, ведь источники их  возникновения  огромны. Они могут появиться в любой момент.

каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Работа в группах. Группы получают задания:

1-ая группа:

- Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами.  Свое мнение обоснуйте.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Не в свои сани не садись.

Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы и поговорки.

2-ая группа:

- Прочитайте фразеологизмы.  Подумайте, что их объединяет?

Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!

Вывод: Еще один источник фразеологизмов, присутствующих в нашей речи, – сказки. Наивные, интересные, добрые – они знакомы нам с самого детства, удивляя своей бесхитростной, но такой правильной моралью. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.

3-я группа:

- Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари  по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.

Вывод: Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях.  Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.

4-я группа:

С какими произведениями связаны такие выражения:

Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.

Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.

5-я группа:

 Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл:

Играть первую скрипку.

Через час по чайной ложке.

Без сучка и задоринки.

Шито белыми нитками.

Доводить до белого каления.

Вывод: Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии.

6-я группа:

Прочитайте выражение, составьте с ним  два предложения так, чтобы в первом предложении данное выражение  было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном.

Сматывать удочки.

Вывод: Большинство фразеологических оборотов возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний.

6. Отправляемся снова в путь, а по дороге немного поиграем в

 «Фразеологическое лото» (слайды с картинками)

7.Станция «Фразеологических загадок»

«загадки волшебного сундучка» (лук, тарелка,мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

С этим овощем дружит горе. Что это?

В какой посуде чувствуют себя неловко?

В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?

Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.

Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.

Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

7.  Зоопарк

  Правильно, это препятствие преодолели. И мы  попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача – поймать и вернуть их на место.

Пишет как_________лапой.

Делить шкуру не убитого _______.

______носа не подточит.

Не все______масленица.

Денег______не клюют.

(Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).

8.Продолжаем свое путешествие на поезде, и вот мы попадаем на станцию «Город мастеров»

Здесь все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?

(Профессионализмы – это слова, употребляющиеся в определенной профессии). 

Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм стрелочкой с той профессией, откуда он пришел?

Заварить кашу                                           парикмахер

Играть первую скрипку                             шофер

Стричь под одну гребенку                        портной

Шито белыми нитками                            кузнец

Между молотом и наковальней               артист

Завестись с полуоборота                         повар

- Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.

9. Физминутка

Участники от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.                      Не находить места.

Прикусить язык.                                   Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.                      Зарубить на носу.

Ломать голову.                                   В рот воды набрал.

10. «Радио объявление»

Продолжаем урок-путешествие, но что это, в поезде звучат радио объявления.

«Обучаю игре на нервах»

«Куплю хорошо подвешенный копченый язык»

«Вставляю палки в колеса»

Почему такие выражения вызывают улыбку?

11.«Переправа» Впереди нас ожидает Переправа через бурную реку. Моста в реке нет. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не выполним задания

В рассказе найти и выписать 10 фразеологизмов.

                                                    Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

12.«Минутка для шутки»

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».

13. Лес синонимов и антонимов.

 Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, чтобы его проехать нужно выполнить задания.

кричать вовсе горло                 денег куры не клюют

рукой подать                             набрать в рот воды

ни гроша за душой                    черепашьим шагом

наговорил с три короба           язык проглотил

бежать во все лопатки           за тридевять земель

     - А что такое синонимы? (Синонимы – это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.)  

Замените фразеологизмы синонимами:

  • Пальчики оближешь -     вкусно
  • Без году неделя –     недавно
  • Битый час –       долго
  • Днем с огнем –    трудно
  • Кот наплакал –   мало
  • На край света –   далеко

14.«Станция невыдуманных историй»

Каждая группа инсценирует, невыдуманную историю

C:\Users\111\Desktop\открытый урок\фразеологизмы культура речи\рисунка фразеологозмы\slide_2.jpg

Что значит «трещит голова»? (болит)

C:\Users\111\Desktop\открытый урок\фразеологизмы культура речи\рисунка фразеологозмы\slide_2.jpg

Почему Света не поняла бабушку? (не знала значение фразеологизма)

А вы знаете? (загрустил, задумался)

C:\Users\111\Desktop\открытый урок\фразеологизмы культура речи\рисунка фразеологозмы\slide_9.jpg

 Какую ошибку ребята допустили? Что значит этот фразеологизм?

Ребята, а если есть трудности с определением значения фразеологизма , как быть?(обращаемся к помощи словаря)

Вчера на уроке нам встретился фразеологизм «мокрая курица» Что он означает.

Чтение сообщения.

15. За разговорами мы и не заметили, как подъехали к станции «Музей»

  . Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).

Каждый урок вы озвучивали историю происхождения тех или иных фразеологизмов их составленного вами сборника, сейчас мы заканчиваем его изучение.

Сообщения учащихся «Гол, как сокол», «Волосы дыбом», «Шиворот навыворот»

16. Станция «Мастерская художника: Портрет на память».

  Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память.  Вот и нам на память художник оставил «портреты фразеологизмов». Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы).

Вы тоже проиллюстрировали фразеологизмы и вот, что у нас получилось. (показ рисунков) проект-сборник «Неизведанный мир фразеологии».

17. Станция «Школа» Итог урока.

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Как, например, эта:

Найдите неверное утверждение

  • Существуют фразеологизмы-синонимы.
  •  Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
  •  Фразеологизмы придают речи живость и образность.
  •  В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

Ребята, пожалуйста, с помощью рисунков цветов покажите степень освоения учебного материала. Прием «Клумба настроения».

А в заключении прошу каждого из вас оценить свою работу во время путешествия

Прием «Мишень»

18.Домашнее задание  (тест, карточки) на выбор

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.

Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

Пожелание удачи в чём-либо

 (В добрый час, ни пуха ни пера)

Литаратура:

  1. Булатов М. А. Крылатые слова – М.: Детгиз, 1958.

  1. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» - М., 1991.

  1. Волина В. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык – М.: Издательство АСТ, 1997.

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, М.:ООО «А ТЕМП», 2008.

  1. Фомина Н. Д., Бакина М. А. Фразеология современного языка – М.: Издательство Университета дружбы народов, 1985.

  1. Фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молотова – М.: Русский язык, 1987.

Интернет-ресурсы:

  1. Станация «Зоопарк» https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-puteshestvie-v-stranu-frazeologiya-klass-816195.html

  1. Происхождение фразеологизмов https://infourok.ru/razrabotka-uroka-frazeologizmi-dlya-klassa-fgos-283873.html

  1. Фразеологизмы – синонимы, антонимы http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/98727-obobschajuschij-urok-v-6-klasse-po-teme-fraze.htm

  1. Тест для домашей работы http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_russkogo_yazika_po_teme_frazeologiya_6_klass_215251.html

  1. Шаблон презентации http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_russkogo_yazika_po_teme_frazeologiya_6_klass_215251.html

  1. Происхождение фразеологизмов, материалы к заданиям, картинки https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-frazeologizmi-klass-385053.html

  1. Радионяня «Крылатые выражения» http://muz-muz.net/storage/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%8F%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...

Презантация по русскому языку и культуре речи «Медицинские фразеологизмы»

Презентация  к уроку русского языка и культуры речи к теме "Фразеология"...

Урок-путешествие "Имя существительное - часть речи удивительная!"

Тип урока: урок систематизации ЗУНЗадачи: 1.  Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.2. Совершенствовать  практические навыки  в определении ...

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Открытый урок. «Путешествие на островок правильной речи»

Цель: закрепление изученной лексики по теме «Осень. Признаки осени».Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащ...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Кто хочет стать миллионером» «Фразеология. Источники фразеологизмов. Культура речи»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА«Кто хочет стать миллионером»  ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:«Фразеология. Источники фразеологизмов. Культура речи»(6 класс, после завершения из...