Правописание безударных личных окончаний глаголов урок № 2
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кононыхина Анна Викторовна

Здесь вы найдет конспект  урока и презентацию к нему

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое октября Классная работа.

Слайд 3

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов Цель: повторить схему определения спряжений глаголов; потренироваться определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями и безошибочно писать их

Слайд 4

Распределить слова по колонкам в зависимости от спряжения Терпит , держат, заправлять, лежит, внедряют, корчить, прокладывает.

Слайд 5

Проверь себя! I спряжение II спряжение Заправлять, внедряют, прокладывает Терпеть ( искл .), держать ( искл .), лежит, корчить

Слайд 6

Алгоритм действий Поставить глагол в начальную форму Найти гласную перед – ть Выяснить, входит ли глагол в группы глаголов-исключений ׀ или װ спр . Определить спряжение глагола Сделать вывод о том, какая буква должна быть в окончании глагола

Слайд 7

Глаголы I и II спряжения ׀ спр Брить, стелить Не на – ить װ спр . Все на – ить Гнать, держать, слышать, дышать Терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, видеть, зависеть

Слайд 8

Гласные в окончаниях глаголов ׀ и װ спряжения - Е – ут / - ют И – ат / - ят

Слайд 9

Задания Проспрягать глаголы закашляться, рассердиться ( I вариант) и расклеиться, записаться ( II вариант). 2) Образовать формы 2-го лица данных глаголов и записать их в составе словосочетаний. Наполнить , понадеяться, расправить, поддержать, подбросить, расслышать, вылезти, вылепить, окликнуть, выполнить, отчаяться, утешиться, колыхаться, стукнуть.

Слайд 10

1. в каком ряду во всех словах пишется е Ненавид..м, смотр..м, бор..мся Та..т (снег), стел..шь, колебл..тся (человек) Вымоч..м, загон..т (хозяин), ре..т (флаг) Завис..т (результат), дыш..т (рыба), меч..тся (душа)

Слайд 11

2. В каком ряду во всех словах пишется и Меч..шься, загон..шь, рису..т (ребенок) Шепч..шься, разговор..тся (сосед), скаж..шь Вылеч..шься, занавес..м, подкле..м Обид..шься, бре..мся, задерж..тся (профессор)

Слайд 12

3. В каком ряду во всех словах пишется а-я Кле..т, задобр..т, крош..тся Бор..тся, содерж..тся, появ..тся Преврат..тся, вылеч..т, постел..т Бре..тся, выкуп..т, замен..т

Слайд 13

4. В каком ряду во всех словах пишется у-ю Исключ..т, приготов..т, спряч..т Перестел..т, побор..тся,кол..тся Застон..т, увид..тся, выруб..т Пол..т, се..т, полюб..т

Слайд 14

5. В каком ряду во всех словах пишется а-я Рассе..тся, уч..тся, задра..т Ненавид..т, намалю..т, подыш..т Поброд..т, колебл..тся, потерп..т Поглад..т, услыш..т, выгон..т

Слайд 15

Сегодня на уроке я повторил (а)… Мне было трудно… Мне показалось интересным … Какие трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов? Что нужно знать, чтобы с ними справиться? Расскажите, как определить спряжение глагола? Какие окончания бывают в I спряжении, какие во II спряжении?

Слайд 16

Домашнее задание Повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов Упр . 159 (2,3)



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема

Правописание окончаний.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цель

Образовательная: закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики; создавать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Задачи

  1. Повторить алгоритм (схему)  определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием
  2. Вспомнить, какие именно буквы пишутся в окончаниях глаголов I спряжения, какие в окончаниях  II спряжения
  3. Уточнить, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями;
  4. Потренироваться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов;

Материалы к уроку (видео, аудио, презентация, дополнительный материал)

Презентация в формате power point, раздаточный материал

Ход урока

I Организационный момент (2 мин.)

Подготовка к уроку, приветствие, проверка отсутствующих, запись числа.

II Проверка домашнего задания (5 мин.)

Словарный диктант по упр. 150

III Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация ( 5    мин.)

  1. Распределить слова по колонкам в зависимости от спряжения

терпит, держат, заправлять, лежит, внедряют, корчить, прокладывает.

Взаимопроверка

                          IV Повторение изучение ранее материала ( 18     мин.)

  1. Предупредительный диктант (записываются  только глаголы после предварительного объяснения)

        Постелете скатерть, надеемся на лучшее, услышим по радио, напрасно хлопочете, внимательно слушаем, уколешься о кактус, вылепите из пластилина, построитесь в шеренгу, отправимся в поход, подготовишься к диктанту,  растает весной, не удержишься на канате, вылечитесь от недуга, заботимся о родителях, расчешешь волосы.

  1. Объяснительный диктант.

Родина... Какой смысл мы вкладываем в это слово? Мы любим то место, где родились, всегда вспоминаем дом матери, где выросли, ее теплые и добрые руки. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда мы становимся старше, то Родиной считаем не село и не город, а всю страну.

(По Н. Михайлову.)

V Закрепление изученного. Диагностика. (12   мин.)

  1.  Проспрягать глаголы закашляться, рассердиться (I вариант) и расклеиться, записаться (II вариант). 
  2. Образовать формы 2-го лица данных глаголов и записать их в составе словосочетаний.

        Наполнить, понадеяться, расправить, поддержать, подбросить, расслышать, вылезти, вылепить, окликнуть, выполнить, отчаяться, утешиться, колыхаться, стукнуть.

  1. Упр. 155 (глаголы выписывать только из упр. 123)

  1. Тест (слайд 10 -14)

VI Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. (2 мин.)

  1. Сегодня на уроке я повторил (а)…

           Мне было трудно…

           Мне показалось интересным

  1. Какие трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов?  Что нужно знать, чтобы с ними справиться?
  2. Расскажите, как определить спряжение глагола? Какие окончания бывают в I спряжении, какие во II спряжении?

VII Домашнее задание (1 мин.)

Запись в дневник: повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов; упр. 159 (2,3)



Предварительный просмотр:

Памятка для определения спряжения глагола

1) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут – 1 спр.; кричат – 2 спр.);

2) если окончания безударные, ставим глагол в неопределенную форму;

3) выяснить, оканчивается ли глагол на –ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то глагол I спряжения.

I спряжение.

Брить, стелить.

Все остальные глаголы (на –еть, -оть, -ать, -уть, -ыть и др.)

II спряжение.

1) Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить);

2) семь глаголов на –еть:

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и производные от них;

3) четыре глагола на –ать:

Держать, слышать, гнать, держать и производные от них.

Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, вы можете выучить шуточное стихотворение:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть,

Вы запомните, друзья, их с буквой Е писать нельзя!!!

Памятка для определения спряжения глагола

1) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут – 1 спр.; кричат – 2 спр.);

2) если окончания безударные, ставим глагол в неопределенную форму;

3) выяснить, оканчивается ли глагол на –ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то глагол I спряжения.

I спряжение.

Брить, стелить.

Все остальные глаголы (на –еть, -оть, -ать, -уть, -ыть и др.)

II спряжение.

1) Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить);

2) семь глаголов на –еть:

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и производные от них;

3) четыре глагола на –ать:

Держать, слышать, гнать, держать и производные от них.

Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, вы можете выучить шуточное стихотворение:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть,

Вы запомните, друзья, их с буквой Е писать нельзя!!!

Памятка для определения спряжения глагола

1) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут – 1 спр.; кричат – 2 спр.);

2) если окончания безударные, ставим глагол в неопределенную форму;

3) выяснить, оканчивается ли глагол на –ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то глагол I спряжения.

I спряжение.

Брить, стелить.

Все остальные глаголы (на –еть, -оть, -ать, -уть, -ыть и др.)

II спряжение.

1) Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить);

2) семь глаголов на –еть:

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и производные от них;

3) четыре глагола на –ать:

Держать, слышать, гнать, держать и производные от них.

Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, вы можете выучить шуточное стихотворение:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть,

Вы запомните, друзья, их с буквой Е писать нельзя!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разработка урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"

   В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть  нет страха сказат...