урок н-нн в причастиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок-закрепление при изучении темы "Одна-две Н в причастиях и отглагольных прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_n-nn.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
7 класс «А»
Учитель: Гогина Ольга Алексеевна
Тема: Н И НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ
Цели:
- Обучающие:
- ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»;
- формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; формирование умения составлять схему-алгоритм.
- Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей;
- развитие умение работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике.
- Воспитательные:
- воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку.
- формировать грамотность, речевую культуру, осознанные мотивы учения; 2) формировать навыки информационной грамотности и культуры;
- добиваться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, используя информационные компьютерные технологии в урочной деятельности.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. (Слайд 2)
Учитель: Какова основная мысль стихотворения?
Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
Учитель: А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку. Открываем тетради и записываем число.
II. Проверка домашнего задания
А. Поиграем в «Верю – не верю» (Слайд 3)
1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
Самопроверка. Ключ: ДА: 1, 3, 6 НЕТ: 2, 4, 5 (Слайд 4)
- Фронтальный опрос. Этап всесторонней проверки знаний
- Итак, повторенье – мать ученья.
- Что такое причастие? ( причастие-часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой, какая, какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Настоящего и прошедшего времени. Обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно являются определениями и реже сказуемыми.)
- В чем отличие действительных причастий от страдательных?
(ДП – причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие.
СП – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета)
- Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?
(ПО – причастие с зависимым словом. Если ПО стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если ПО стоит перед определяемым словом, то он зпт не выделяется.)
- Почему ДП настоящего времени имеют две пары суффиксов? ( ДП наст.вр. образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения, поэтому ДП , образованные от гл.1спр. имеют суффиксы ущ/ющ; от гл. 2спр.- ащ/ящ).
-А как же образуются СП настоящего времени? (СП образованные от гл 1спр имеют суффиксы ем/ом; от гл.2 спр –им)
- Ребята, вспомните, от какой части речи образуются причастия? (от глагола)
- А прилагательные? (чаще всего от имени существительного, иногда от глагола).
- Чем отличаются отглагольные прилагательные и причастия? ( нужно посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные).
Б. Работа по орфографии (Слайд 5)
2 человека работают по карточкам, 1 у доски с синтаксическим разбором предложения.
1работает у доски – суффиксы причастий Д и С настоящего времени.
Работа по орфографии
КлокочУщий вулкан, ДП клокотать,1спр
бреЮщийся мужчина,ДП, брить,1спр, искл
орошаЕмый водами, орошать, 1спр,СП
слышИмый звук, слышать,СП,2 спр, искл
согреваЕмый солнцем, согревать,СП,1спр
видИмый в микроскоп, видеть, СП, 2спр, искл
раздуваЕмый ветром, раздувать,СП, 1спр
расстилаЮщийся туман, расстилаться, ДП,1спр
скачУщие на конях, скакать, ДП, 1спр
готовЯщие выступление, готовить, ДП, 2спр.
А. Синтаксическая разминка
1 задание: Начертите схему данного предложения, объясните знаки препинания (Слайд 7).
Осенняя кладовка заполненная стеклянными банками картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия.
Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
2 задание: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру.
Н+Н | АН ЯН ИН | ОНН ЕНН | ЕНН | ЕН |
Осенняя Картонная бездонная | Пчелиный стеклянный | необыкновенная | Заполненная | сушеными |
– Для каких частей речи применимо данное правило?
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Ваши примеры.
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах причастий.
Орфографическая задача (проблемная ситуация)
Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи (Слайд 7)
Учитель: Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?
Формулирование темы и цели урока (Слайды 8,9).
IV. Изучение нового материала
Исследовательская работа в группах(распечатка заданий на каждом столе) (Слайд 10)
1 группа.
Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.
Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники,сказанное слово, моченые яблоки, рождённый младенец, стираное бельё.
Ключ:
сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.
2 группа.
Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.
Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз
3 группа.
Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание н-нн.
Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке картофель
4 группа.
Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.
Утрамбованная дорога
Замаскированный дом
Фасованные сладости
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Маринованные огурцы
Выступления учащихся с результатами исследования.
Учитель: ответьте на вопросы:
Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?
Сколько Н пишется в отглагольном прилагательном? При каком условии?
При каком условии в причастии будем писать НН?
Чем отличается полное причастие от краткой формы?
Опорный конспект (Слайд 11):
Н | НН |
1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить) | 1.Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить) |
2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) | 2. Есть приставка (растопленное масло) |
3.Нет зависимого слова (топленое масло) | 3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) |
4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- | 4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный) |
Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный.
V. Лингвистическая физминутка (Слайд 12)
Учитель: А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево.
ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ИЗУЧЕН, ОЛОВЯННЫЙ, ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями.)
VI. Словарная работа (Слайд 13)
Закреплять изученную тему мы будем с использованием алгоритма. Запишем это слово в словарики.
АЛГОРИТМ [лат.] – это 1) последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. 2) порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности.
Задание: Составить с записанным словом простое предложение, осложнённое причастным оборотом. После выполнения задания осуществляется выборочная проверка.
VII. Составление алгоритма (Слайд 14)
Учитель вместе с ребятами составляет алгоритм работы над правилом «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
VIII. Закрепление изученного
А. Работа с алгоритмом.
Упражнение №1. Один ученик у доски, остальные в тетради.
Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.
Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар.
Б. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 (Уровень В)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
Живем мы в цивилизова..ом мире высотных зданий мощё..ых и асфальтирова..ых улиц и площадей автобусов и троллейбусов переполне..ых озабоче..ыми людьми.
Карточка № 2 (Уровень С)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
На картине писа..ой масля..ми красками были изображе..ы дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком была поставле..а китайская ваза.
IX. Физминутка для глаз (Слайд 15)
X. Самостоятельная работа
Буквенный диктант (Слайд 16)
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
н | нн | нн | нн | н | н | нн | н | нн | н | нн | нн | нн | нн | н | нн |
Поставь себе оценку: «5» – за 16 правильных ответов, «4» – за 13-15, «3» – за 9-12, «2» – за 6-8.
- Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. (слайд18)
Консервирова..ые грязнули.
Взять несколько вываля..ых в грязи мальчиков добавить к ним одну измаза..ую вареньем девочку посадить их всех в стекля..ую банку плотно закрыть крышкой и поставить в тёмное место чтоб никто никогда не мог их увидеть. Консервирова..ые грязнули приятно украшают любой стол. (Г. Остер)
- ПРОВЕРКА (слайд 19)
Консервированные грязнули.
Взять несколько вывалянных в грязи мальчиков, добавить к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их всех в стеклянную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в тёмное место, чтоб никто никогда не мог их увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол.
XI. Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 20)
XII. Задание на дом
Учитель дает задание к следующему уроку, разъясняет его содержание (Слайд 21).
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
1) § 23
2) На выбор:
Уровень А: упр. 137
Уровень С: упр 132.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие
Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самосто...
Методическая разработка урока по теме :"Страдательные причастия настоящего времени"
Урок русского языка ...
6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...