6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_prichastie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Учитель: Волчанская И.В.

Урок - путешествие.

Тема урока:   Обобщение по теме Причастие» (2 часа)

        Цель: обобщение и закрепление сведений о причастии, причастном обороте, формирование умений использовать полученные знания, совершенствование умений конструировать предложения, обогащение словарного запаса учащихся, раскрыть роль причастия в тексте, повторение сведений о тексте, его строении, воспитание эстетического вкуса посредством живописи, привитие любви к морю, к родине.

        Оборудование: 1. Портрет Айвазовского.

                                    2. Репродукции картин художника «Девятый вал», «Черное море»

                                    3. Карточка со словами «МАРИНИСТ», «МАРИНА»

                                    4. Эпиграф «... море! Не забуду твоей торжественной     красы...»(А.С.Пушкин «К морю»).

ХОД   УРОКА:

1.0ргмомент. Цели и задачи урока.

          - Сегодня на уроке мы совершим путешествие к морю и обобщим полученные сведения о причастии.

2. Словарная работа.

         - Кто из вас бывал на море? Чем оно вас поразило? Что особенно запомнилось?                     Никого море не может оставить равнодушным. А.С.Пушкин в своём стихотворении

«К морю» восклицал (Выразительное чтение эпиграфа учащимися).

      Влюблён в море и русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.

- Ребята, как вы думаете, кого называют МАРИНИСТАМИ? (Художники, которые в своём творчестве главной темой выбрали море, а картины с морскими видами называют МАРИНАМИ).

3. Знакомство с художником.

Начнём мы наше путешествие со знакомства с Иваном Константиновичем Айвазовским. (Выступление ученика о художнике).        

Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Талант юного рисовальщика привлёк внимание Городского архитектора Коха, который помог определить его в Симферопольскую гимназию, а затем и в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс.

Айвазовский рано прославился. Ещё в стенах академии он получает Первую золотую медаль и всеобщее признание.

В своём родном городе Феодосии художник построил дом-мастерскую на берегу моря и навсегда поселился в нем. Работал Айвазовский очень быстро. Им написано более шести тысяч картин, не считая многочисленных рисунков.

-Что особенно поразило вас в биографии художника?

4. Анализ предложений, записанных на доске.

     -Прочитайте вначале про себя , а затем вслух предложения, записанные на доске.

     -Оставьте строчку для названия и спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложений.

     И.К.Айвазовский  выдающийся русский м...ринист  посв...тивший  свою жизнь  восп..    ванию моря. Им написа(н/нн)о  более шести тысяч картин.                                                                                

-Какова синтаксическая роль   причастий в предложении?

5.Дифференцированная работа в группах.

      -Продолжим наше путешествие по картинам Айвазовского. Первая группа ребят работает по картине «Чёрное море», а вторая - по картине «Девятый вал».

      1 группа (I уровень сложности)   выполняет работу по карточке №1. Из слов, данных в скобках, образовать причастный оборот. Выполнить задания к тексту. (Представьте, что вы стоите на палубе  корабля. Опишите, что вы видите).

      2 группа  (II уровень сложности) выполняет работу по карточке №2. Конструирование предложений па данному началу. Выполнить задания к тексту. (Представьте себя моряками, потерпевшими кораблекрушение).

6. Комментированное письмо.

      -Продолжим наше путешествие по вернисажу.

      Задание: объяснить правописание не с причастиями и выбор гласной в суффиксах причастий.

      С необычайной силой и достоверностью И.К. Айвазовский умел передать неистовствующее и отдыхающее море, блеск солнечных лучей, сверкающих на воде,   простирающееся над тихий голубой гладью огромное небо, прозрачность морской      глубины и белоснежную пену волн, показать мужество человека, не побоявшегося  вступить в схватку с морской стихией.      

7. Закрепление по теме «Текст».

      -Можно ли записанные вами предложения назвать текстом? Докажите.

      -Как можно озаглавить этот текст? Включите в название новое слово из словарной

работы и впишите название в пропущенную строчку в начале работы.

      -Какова основная мысль текста?

      -Назовите вид связи предложений в тексте.

      -Определите тип и стиль речи.

      -Какова роль причастий в тексте? (Помогают одновременно передать и признак, что

делает описание более ярким и точным, и действие, что позволяет передать динамичность

картин Айвазовского.)

8. Подведение итогов.

     -Вот и закончилось наше путешествие к морю и изучение темы «Причастие» и его роли в тексте.

9. Поурочный балл.

10.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру « Я люблю (лес, море, поле, небо, землю,...) за ....», используя не менее;5-6 причастий.

Обобщение по теме «Причастие»

КАРТОЧКА № 1

        Выполните задания:

1. Из слов, данных в скобках, образуйте причастный оборот.

2. Спишите, расставляя знаки препинания.

3. Объясните орфограммы и пунктограммы.

4. Найдите причастия, определите: действительное или страдательное оно.

5. Проведите морфологический разбор слова «простирающееся».

   

    Глядя на картину «Черное море», восхищаеш...ся  бе...предельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо (простирающийся, над, гладь, изумрудный) с пушистыми  розовыми обл...ками (гонимый, ветер). И не сразу заметен одинокий, (белеющий, горизонт, на) парус (плывущий, даль, в, неведомый).

Обобщение по теме «Причастие»

КАРТОЧКА №2

       Выполните задания:

1. Составьте и запишите текст по данному началу, конструируя предложения из предложенных слов.

2. Объясните орфограммы и пунктуацию.

3. Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова под цифрой 2.

          Одна из самых знаменитых картин Айвазовского «Девятый вал». (Дикий, громада, волна ( Р.п., мн.ч.), освещ...( нн / н) ый2, неяркий, луч, солнце, готовы, раздавить, затер...нный, океан, в, крошечный, группа, моряк, потерпевший, корабл...крушение. Люди, измученный (кр. ф.), предел, до. Но, вот-вот, буря, утихнуть, и, люди, облепивший, как муравьи, обломок, мачта, быть, спасённый (кр. ф.). Пусть, бушевать (наст, вр., 3 л.), океан, но, воля, мужество, вера, человек, оказаться (3 л., мн. ч.), сильный, стихия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Урок внеклассного чтения. "Итальянские стихи" А.Блока. 11 класс. Урок-путешествие

2011 год был объявлен в России Годом Италии. Эта страна издавна считается местом паломничества лучших людей России. А.А.Блок – самый, пожалуй, европейски образованный русский поэт, трижды путешествова...

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.

Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они ...