Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Морозова Елена Александровна

Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они работают, воспринимают учителя, наладить контакт, чтобы учащиеся шли к знакомому учителю уже с доверием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-знакомство.

Урок дается для будущих пятиклассников.

Занимательный урок-путешествие в страну русского языка в 4 классе

                                                                  Учитель Морозова Е.А.

Цель урока: показать богатство и красоту русского языка;  

                       заставить задуматься об уникальности родного

                       языка; привитие любви к русскому языку,

                       стремления познать его.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • повторить морфемный разбор слов;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • повторить понятия синонимы, омонимы, однокоренные слова, части речи.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

                         

Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

  2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                    4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

                                     участия  в обсуждении;

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

  4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

Ребята! Давайте знакомиться! Немного расскажу о себе. Я работаю в школе 10 лет и вела пятый класс уже 5 раз. Могу уверенно сказать, что ничего трудного в программе по русскому языку для этого класса нет. Все могут ее одолеть, а вот интересного- вы убедитесь в этом- много. Интересного, представьте, для меня и для вас. И еще я точно знаю, что все вы научитесь задавать мне умные вопросы: «А почему мы говорим так-то?», «А как объяснить такое выражение?», «Можно ли по-русски сказать так-то?» Надеюсь, что вы, как и прежние мои ученики, всегда будете готовы к урокам. Нам надо беречь время, чтобы больше успеть на уроке- тогда и дома все будет легче.

Необычен наш урок и своей темой «Занимательный урок-путешествие в страну русского языка». Мы познакомимся с богатством и разнообразием русского языка. Что-то вы уже знаете, а что-то будет для вас открытием, как для настоящих путешественников.

Работать будем на специальных рабочих листах, они лежат перед вами на партах. Возьмите листы и подпишите их.

Учитель: Далеко-далеко за бескрайними морями, за тёмными лесами есть прекрасная Страна Русского языка. Попасть в эту страну могут лишь те, кто знает  волшебные слова, правила русского языка и обладает мудростью. Мы начинаем.

Задание 1 . Заполните кроссворд. Это будет наша разминка. (3 мин).

Задание 2. Продолжаем работать на листочках., подбираем пары к словам.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся мягкостью/твердостью.

Задание 4. Запишите слова, которые бы составили в букет.

Теперь вы готовы к путешествию, вооруженные знаниями!

Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно обвести карандашом только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ребята, вы молодцы! Быстро и хорошо справляетесь с заданиями. Теперь внимание на экран.

УСТНО. Презентация - Задание 6 «Верно – неверно»

1. В русском языке 33 буквы

2. Звуки мы можем увидеть

3.Звуки мы слышим и произносим

4. Гласные бывают твердые и мягкие

5.Согласные бывают звонкие и глухие

6. Фонетика изучает части речи

7. Большой и маленький – это синонимы

8. Предлоги со словами пишутся раздельно

9. Глагол – это служебная часть речи

10. В русском языке 7 падежей

Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.Выпишите слова с пропущенной буквой о. Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !

– Где был?__(В)_______________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________

Физкультминутка

Задание 9. Выпусти парhttp://rus.1september.ru/2003/48/19.gif

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар __________________ 
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________

Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________

Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.

1- вариант:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

Ответ: _______________________________

Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)

Дерево-привидение.

        Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.

        Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.

        Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

        Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.

        Но дерево всегда оставалось только деревом!

        Мир вокруг нас – это отражение нас самих.

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?

2. В чём заключается мораль данной притчи?

3. Подберите синоним к слову "заприметил".

________________________________________

Ребята! Вы все сегодня очень хорошо поработали, совершили путешествие по стране русского языка. На рабочих листах у вас есть смайлик, но у него нет улыбки. Подумайте, вспомните, как прошел урок , и нарисуйте улыбку смайлику, отражающую ваше настроение/впечатление от урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напиши притчу  по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):

- Как ученик за пятеркой отправился…

- Тайна хороших оценок

- Потерянный дневник

- Судьба маленькой тучки

- Путешествие пуговицы



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинки 425 школа

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА

__________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, класс)

Рефлексия.

Нарисуй свою улыбку:)

Разминка

Задание 1. Знаете ли вы пословицы?

http://rus.1september.ru/2003/48/9.gif

1.Слово – ..., а молчание – золото.
2. Авось да как-нибудь до добра не ... .
3. Доброе ... и кошке приятно.
4. Делу ..., потехе час.
5. Где тонко, там и ... .
6. Копейка ... бережет.
7. Один с сошкой, а ... с ложкой.

Задание 2. Подберите и запишите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных.

1-й вариант

кора, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, дочка.

______________________________________________________________________

Задание 3. Подберите и запишите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных.

Мал – ...   , нос – ...  , ток – ...  , лук – ...  , мыл – ...  , лыс – ...  , был – ...  , выл – ...  , угол – ...      .

Задание 4Соберите букет.

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

__________________________________________________________________

Путешествие в страну РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся,мыш_, любуеш_ся, ландыш_, устроиш_ся, шалаш_. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу елочка контур ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу кочки болото контур ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу болото картинки контур

Задание 6. Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Гру(п,пп)а, ба(л,лл)анс, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, те(р,рр)итория,ко(р,рр)еспондент.

Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Похожее изображение Маж_рный, ш_в, ш_лк, сгущ_нка, деш_вый, дириж_р, ещ_, обж_ра, плеч_, крыж_вник.

Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !

– Где был?__(В)_______________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________

Задание 9. Выпусти парhttp://rus.1september.ru/2003/48/19.gif

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар __________________ 
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________

Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________

Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.

1- вариант:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

Ответ: _______________________________

Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)

Дерево-привидение.

        Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.

        Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.

        Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

        Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.

        Но дерево всегда оставалось только деревом!

        Мир вокруг нас – это отражение нас самих.

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?

2. В чём заключается мораль данной притчи?

3. Подберите синоним к слову "заприметил".

________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напиши притчу  по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):

- Как ученик за пятеркой отправился…

- Тайна хороших оценок

- Потерянный дневник

- Судьба маленькой тучки

- Путешествие пуговицы

Картинки по запросу картинки 425 школа

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА

__________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, класс)

Рефлексия.

Нарисуй свою улыбку:)

Разминка

Задание 1. Знаете ли вы пословицы?

http://rus.1september.ru/2003/48/9.gif

1.Слово – ..., а молчание – золото.
2. Авось да как-нибудь до добра не ... .
3. Доброе ... и кошке приятно.
4. Делу ..., потехе час.
5. Где тонко, там и ... .
6. Копейка ... бережет.
7. Один с сошкой, а ... с ложкой.

Задание 2. Подберите и запишите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, злой, удочка, гость.

______________________________________________________________________

Задание 3. Подберите и запишите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных.

Мал – ...   , нос – ...  , ток – ...  , лук – ...  , мыл – ...  , лыс – ...  , был – ...  , выл – ...  , угол – ...      .

Задание 4Соберите букет.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

__________________________________________________________________

Путешествие в страну РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся,мыш_, любуеш_ся, ландыш_, устроиш_ся, шалаш_. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу елочка контур ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу кочки болото контур ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу болото картинки контур

Задание 6. Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Гру(п,пп)а, ба(л,лл)анс, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, те(р,рр)итория,ко(р,рр)еспондент.

Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Похожее изображение Маж_рный, ш_в, ш_лк, сгущ_нка, деш_вый, дириж_р, ещ_, обж_ра, плеч_, крыж_вник.

Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !

– Где был?_(В)________________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________

Задание 9. Выпусти парhttp://rus.1september.ru/2003/48/19.gif

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар __________________ 
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________

Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________

Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.

2- вариант:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

Ответ: _______________________________

Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)

Дерево-привидение.

        Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.

        Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.

        Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

        Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.

        Но дерево всегда оставалось только деревом!

        Мир вокруг нас – это отражение нас самих.

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?

2. В чём заключается мораль данной притчи?

3. Подберите синоним к слову "заприметил".

________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напиши притчу  по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):

- Как ученик за пятеркой отправился…

- Тайна хороших оценок

- Потерянный дневник

- Судьба маленькой тучки

- Путешествие пуговицы



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу 425 школа логотип

СБОРНИК

ПРИТЧИ

АВТОР –СОСТАВИТЕЛЬ: 4 «В» КЛАСС

Файл:Смайлики Страна которая рядом.jpgКартинки по запросу смайлики

г. Кронштадт

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Путешествие по стране русского языка

Урок: " Путешествие по стране русского языка"...

урок-путешествие по стране Русского языка

Обучающие цели:Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфоэпия ,лексика,  орфография, синтаксис, пунктуация).Формировать умения применять полученные знан...

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...