урок-путешествие по стране Русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кистанова Людмила Владимировна

 

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфоэпия ,лексика,  орфография, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_-_putehestvie_5_klass.zip624.32 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                                                      5класс                                                                                    

                  Урок-путешествие  по стране   Русского    языка

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфоэпия ,лексика,  орфография, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в парах
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Компьютерная презентация “Урок -путешествие”

Ход урока.

  1. Организационный  момент:

Проверьте учебные принадлежности:  учебник,  тетрадь, дневник, ручка, карандаш, маршрутный лист, карточки с заданием. Напоминаю правила поведения, ответа с места. Сели прямо, улыбнулись. Можно работать. Откроем тетради и запишем число. Подпишем также маршрутные листы. Сюда вы будете заносить баллы.

  1. Слово учителя.

Сегодня мы будем путешествовать по стране  Русского языка. Чтобы настроиться на урок, послушаем стихи.

Д о р о ж и т е 
Родным, милым словом: 
М н о г о л и к и м - 
Большим языком ! 
Нашей жизни ОН - 
П е р в о о с н о в а - 
Всем народам 
Планеты - знаком ! 

Берегите ЕГО 
От цветистых 
Иностранных 
И чуждых нам слов, 
Чтоб поток - 
От наречий ручьистых - 
Не затмил 
Родника - Родников ! 

В нём черпайте 
Живящую силу: 
Русских говоров, 
Песен, стихов... - 
Всё, что дорого 
С е р д ц у, 
Чтоб слилось 
В ЯЗЫКЕ, - 
Как Основе Основ !

Спасибо, ребята!    Итак, у вас в  руках  маршрутные  листы, и мы можем отправляться в дорогу.

А  вот и  первая  станция.

слайд.

1.станция-  фонетика.  Что изучает  этот  раздел науки о  языке?  (звуки речи) Чтобы отправиться  дальше, надо выполнить задания. Отгадаем загадки, а отгадки запишем в тетрадь.

Загадки.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной.//Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

2.Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.//А с урока на урок подает свой голосок.(Звонок)

3.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает,//И никуда я не иду, покуда он идет.(Дождь)

4.Далеко мой стук слышится вокруг, //Червякам я враг, а деревьям друг.(Дятел)

Отгадали? Но это еще не все. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.(Дождь)

Смотрим на  экран. Проверим ваши ответы.  Ставим в маршрутный лист 5 баллов, если все правильно.

Испытания на станции «Фонетика»  продолжаются.

 Выполняем задание.

Запишите слова в два столбика:

   

есть  звук  [й ]                               нет  звука[ й]

Санаторий, яма, мяу, юбка, песня, счастье, сельдь, нести, , мел. юла.

(Итак, буквы е,е,ю,я   могут обозначать сочетания двух звуков, указывать также на мягкость согласного)

Смотрим на экран.  Взаимопроверка.  Если все правильно, то 10 баллов

Двигаемся дальше.

Слайд..

2.станция-  орфоэпия. Что нас ждет на этой станции? Что изучает орфоэпия?(Раздел науки о языке,  в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.)

1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Слайд.

1).докУмент    2)звОнит   3)ремЕнь    4)цЫган

Слайд.

2.-Игра «третий лишний»

1)что;   2)чтобы;  3)нечто;

1)конечно; 2)нарочно; 3)игрушечный;

1)теннис;  2)тема;  3)текст;

1)свитер; 2)ателье; 3)тенор;

Заносим правильные ответы в маршрутный лист.  Смотрим на экран. Взаимопроверка. Все правильно-5баллов.

слайд.

3.станция-орфография

Что нас ожидает на этой станции? ( правила написания слов)

На этой станции нас ожидают чудесные стишки. На экране проецируются стихи.

Не чудес..но, не прекрас..но,                    Но отныне всем извес..но,

А ужас..но и опас..но                                     Что и доблес..но, и чес..но

Букву Т писать напрас..но.                            Букву Т писать умес..но!

Интерес..но!                                                     Прелес..но!

Перепишите веселые стишки, вставляя пропущенные орфограммы. На какое правило данный текст? (правописание непроизносимых согласных в корне слова)

Взаимопроверка. На экране  текст.  Если все верно-11баллов

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши- ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску  посмотрели.  Продолжаем наш урок.

слайд.

4.станция-лексика. Что  изучает  лексика? (словарный состав языка)

Что же  ждет нас на этой станции?    Угадай слово.(лексический  диктант).

1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение).

2.Главный член предложения, который называет того ,кто действует ,испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. (подлежащее).

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. (определение)

4.Главный  член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего? (сказуемое).

5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?(обстоятельство)

Слайд. Проверяем себя. Все верно-5баллов

5.станция-синтаксис.   Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения).

Игра «Составь предложение» (оно записывается постепенно, по мере выполнения задания):

1.из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое (опустились);

2.из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие);

3.добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки(снежинки)

4.взять существительное,  выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на (на тропинки).

(На экране –Опустились легкие снежинки на тропинки)-   правильный ответ -1балл

Работа по карточке.

Расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

1.Листья пожухли и шуршат при ветре

2.Снег ложился на поля на кусты на деревья.

3.Текла извивалась блестела  река.

4.У дорожки росла сирень а в глубине сада виднелась  беседка.

5.Луна освещала сад дорожку  беседку.

6 станция-пунктуация

Для чего нужна  пунктуация ? (Чтобы правильно ставить знаки препинания.)

Игра «Шифровальщик»     Расставьте знаки препинания в схемах.  За правильные ответы-4балла.                                            

       1.

        2.                   но  

           

  1.  П  а.

                                                             

        4 .                                 И         ----                        

Заключительная часть.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Подводим итоги. Посчитаем  баллы. Сдаем маршрутные листы.

                         Лист-маршрут

Дата----                            Класс------

                             

Ф.И.----------------------------------------------------

Что вас ждет в  пути

Кол-во    баллов

1ст. «Фонетика»

2ст. «Орфоэпия»

3ст. «Орфография»

4ст. «Лексика»

5ст. «Синтаксис»

6ст. «Пунктуация»

                                             

                                           Карточка№1

Расставьте знаки препинания, подчеркните главные и  второстепенные  члены предложения.

1.Листья пожухли и шуршат при ветре.

2.Снег ложился на поля  на кусты  на деревья.

3.Текла  извивалась блестела  река.

4.У дорожки росла сирень а в глубине сада виднелась беседка.

5.Ветер загудел  и  волны побежали одна за другой.

                       Карточка-подсказка

1                                    и

                                                   

2  на                       , на                     , на

 3.          ,            ,   ,       ,           ,     ,

4.

                                      ,  а

5.                          , и       и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в город Русского Языка.

В занимательной форме дети систематизируют и закрепляют знания об имени существительном в ходе выполнения практических заданий....

Урок Путешествие по стране русского языка

Урок: " Путешествие по стране русского языка"...

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

Урок-путешествие 5 класс (русский язык).

Урок- путешествие поможет систематизировать ЗУН школьников по основным разделам русского языка....

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...