Урок-путешествие в город Русского Языка.
методическая разработка (6 класс) по теме

Абраменко Валентина Ивановна

В занимательной форме дети систематизируют и закрепляют знания об имени существительном в ходе выполнения практических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_v_gorod_russkogo_yazyka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Урок-путешествие в город Русского Языка.(6 класс)

Цели:

  1. проверить знания учащихся по основным разделам грамматики;
  2. развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности;
  3. углубить интерес к предмету.

   

1.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие-путешествие по Стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы побываем лишь в одном из них.

Я приветствую вас в городе не совсем обычном, городе самом лучшем-городе Русского Языка. О нем сказано много и много спето. ( Звучит песня «Этот город» )

Представьте, что вы заняли места в воображаемом комфортабельном автобусе, а я как экскурсовод познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия.

Итак, наши условия: быть дружными, сообразительными, наблюдательными, быстро и аккуратно выполнить все задания.

Перед вами лежат двойные тетрадные листы, в которых вы будете выполнять задания во время « путешествия». В конце урока все работы сдаются для проверки.

В добрый путь!

(Звучит  музыка-продолжение песни « Этот город»)

Мы выезжаем на центральную улицу, которая называется  улица Фонетики и Графики.

( используется  интерактивная доска)

Вопрос: Кто здесь живет?(Звуки и буквы).

 Вопрос:  Говорят, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Почему?(Это гласные и согласные звуки).

Вопрос: А каких звуков больше?(Согласных).

Вопрос: Сколько мы знаем гласных букв ?Согласных букв? Согласных звуков?

Сколько букв в русском алфавите?

А теперь мы должны выполнить небольшое задание, чтобы не застрять в пути. Запишите слова и определите количество звуков и букв в них.

Вьюга                            июнь                жизнь

Голубь                          рожь               елка

Яркий                          язык                 пьет

 ( Задание выполняется на интердоске)

Карточка 1 Поставьте ударение в слова: верба, диалог, жемчуг, завидно, набело, таможня.

Карточка 2. Укажите на неправильный перенос слов: пропу-ск,гер-ой, раз-ъезд,. строй-ка, у-лей. Ответ: 1,2,3,5.

Карточка 3.Разберите слова по составу: зажигать, перевезти, заоблачный, подарок, росточки.

Карточка 4. Выделите окончания, укажите склонение, род имен существительных: страна, кроватка, деревня, юноша, цепь, меч, пальто, море, вуаль.

Учитель.  Молодцы !Все справились с заданиями превосходно. Объявляю остановку на улице Иностранный проезд.

Внимание! Слышна иностранная речь. Но многие слова нам незнакомы.

Задание. Замените иноязычные слова русскими синонимами.

Алфавит-азбука.

Пресса-печать

Абсурд-нелепость, чепуха

Прогресс-развитие

Лингвистика-языкознание.

космос-вселенная

биография-жизнеописание

оригинал-подлинник

диалог-беседа

юрист- законовед,

мираж -видение

вояж-путешествие

орфография-правописание

абзац- красная строка, отступ

дефект-недостаток, изъян.

Учитель. Прекрасно! Молодцы! Пора двигаться дальше. Внимание! Чтобы не попасть в Тупик Ошибок, нам нужно проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость.

Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуем и мы «разгадать» текст, чтобы ехать дальше по городу Русского Языка. ( используется интерактивная доска ).

Я пашол фправа, чирис кусты. Между тем ноч приближалас ирасла, как гразавайа тучя…. ( Учащиеся с удовольствием разбирают подобные тексты, обсуждая ошибки и объясняя правописание слов, например:

Пошел: по-приставка, в слове шел пишется е;

Вправо: в-приставка перед глухим звуком п, это наречие, на конце пишется о. и т.д.

Эта работа проводится и с устным комментарием, и с записями отдельных слов, их форм и словосочетаний ).

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы не было скучно, давайте поиграем. Отвечать на вопросы будете хором.( В это время у доски работают  индивидуально . )

Задание1.Просклонять существительные Мария, решение, рожь, пень.

Задание 2. От имен существительных  ед. ч. образуйте имена существительные мн. ч.

Переход-переходы

Вездеход-вездеходы

Поворот-повороты

Пешеход-пешеходы

Транспорт-транспорты

Ядро-ядра

Ведро-ведра

Бедро-бедра

Метро-нет формы мн. числа.

Дуга-дуги

Грек-греки

Любитель-любители

Узбек-узбеки

Мука-нет формы мн. ч

.житель-жители

День-дни

Рука-руки

Лень-нет формы мн. ч

Задание3.Запишите пословицу или поговорку со словом ЛЕНЬ.

Труд кормит, а лень портит.

Ему лень лениться, а не только шевелиться.

Лень-то надо на ремень.

Ленивому вечно праздник.

Кто ленивый, тот и сонливый.

Кто ленится, тот не ценится.

Задание для всех, отвечать можно хором. Назовите слова-соответствия в ед. числе.

Пловцы-пловец.

Певцы-певец

Гонцы-гонец

Венцы-венец

Орехи-орех

Успехи-успех

Доспехи-нет  формы ед. ч.

Щипцы-нет формыед. ч.

Задание.Назовите слова-соответствия женского рода:

Повар-повариха

Портной-портниха

Купец-купчиха

Храбрец- нет соответствия.

Задание.Назовите слова-соответствия мужского рода.

Жница-жнец

Жрица-жрец

Чтица-чтец

Львица-лев

Коза-козел

Оса –нет соответствия.

Учитель. Молодцы! Мы въезжаем на Падежный проспект. Давайте проверим, справились ли с заданием наши попутчики,  можем ли мы получить пропуск на этот проспект? ( Проверяется выполненное задание на доске( 1,2,3).

Вопросы классу.

  1. Назовите падежи русского языка.
  2. На какие вопросы отвечают косвенные падежи.
  3. Укажите, встречается ли в форме родительного падежа существительных буква Е в окончании (Е пишется только у существительных первого склонения в дательном и предложном падеже).

 Работа на интердоске. Поставьте данные существительные в форме дательного  и предложного падежей.

Стихотворение, здоровье, улей, кровать, кроватка, галерея, мышь, шалаш, мысль.

Учитель . А теперь выйдем из автобуса и пройдемся по Бульвару Предложений. Каких только предложений здесь нет: и простые, и сложные!

Запишите в тетрадь примеры и сделайте их синтаксический разбор, обозначивчлены предложения и указав части речи, к которым они относятся.

Книги читают в библиотеке.

Магазин закрывают на ремонт.

Язык нужно беречь и любить.

Поздним вечером в городе зажигают фонари.

Учитель.Зажигается зеленый свет. Пора ехать. Впереди у нас встреча на  Площади Лексики. Здесь всегда многолюдно: здесь собираются и устраивают состязания Слова.

  1. Как вы думаете, ребята, что общего у слов:

Капот, капитуляция, капитал, капуста?( Кап-греч. «голова»).

Дополните ряд этих словсвоими примерами ( например, капюшон, капитан, Капитолий, Капитолина ).

  1. Найдите лишнее слово:

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, азбука ,буква.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган дождь, пурга. Ответ: пары слов-синонимы.

  1. Подберите однокоренные слова к словам:   рост,лес,победа.
  2.  Какие из приведенных слов имеют нулевые окончания?

    Домино              Пальто           Рояль

             Пшено                Почта             Вчера

             Ручей                   Мышь             Облако

           Хорошо               Молоко           Джинс

5.Определите род имен существительных:

 Дедушка                 каникулы              сынишка

Земля                         дитя                     Чебоксары

Внимание                    домишко           кашпо

Тихоня                         чернила             жалюзи

Ножницы                   рояль                 тюль.

6.Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственного числа пишется на конце ИИ.

Тимофей, Василий, Андрей, Сергей.

  7.В каком случае слово Париж заключается в кавычки?

Город Париж ,гостиница Париж, ночной Париж, приветствую тебя, Париж.

8. Какое слово лишнее?

  1. Щечка, шепот, щелкать ,шорох.
  2. Цирк, циркуль, циркач ,цифра, сестрицы.
  3. Шов, крыжовник ,шоколад, челка.

Учитель.

Вот на этой площади и завершается наше путешествие. Нам еще долго придется общаться со словами, их формами, дальними и близкими родственниками. Это очень интересное общение -на всю жизнь.

Город Русского Языка- это пространство, которое всегда готово нас принять при условии, что мы очень бережно будем относиться к нашей речи, любить своя язык и уважать язык других людей и народов. ( Звучит песня « Этот город»).

Спасибо всем участникам путешествия в Страну Знаний!

Рефлексия

Проставление оценок

Домашнее задание: написать отзыв об уроке-путешествии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Путешествие в Читай-город"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Путешествие по городу русского языка"

Внеклассное меропроятие представляет собой увлекательную интерактивную игру-путешествие по основным разделам языка. В ходе путешестия учащиеся останавливаются на различных станциях, выполняют  ко...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов...