Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Путешествие по городу русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Харыкина Анна Степановна

Внеклассное меропроятие представляет собой увлекательную интерактивную игру-путешествие по основным разделам языка. В ходе путешестия учащиеся останавливаются на различных станциях, выполняют  командные задания, затем двигаются дальше. Игра носит соревновательный характер, участвуют все обучающиеся класса, которые поделены на команды. Побеждает та команда, которая лучше  остальных справилась со своими заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazykvneklassnoe_meropriyatie.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная игра

«Путешествие по городу русского языка».

/Внеклассное мероприятие по русскому  языку/

                                                Подготовила:  Харыкина А. С.,  

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Основная общеобразовательная

Незнамовская школа»

Класс: 5

Задачи:

  1. Обучающая: углубить познавательный интерес к предмету, показать интересный русский язык; представить науку о русском языке как систему целостную, состоящую из различных разделов; проверить основные знания учащихся по всем разделам науки о языке;
  2. Развивающая: развивать навыки коллективной, групповой работы; развивать навыки творческой работы;
  3. Воспитывающая: воспитывать чувства сопереживания, желания поддержать товарища.

Оборудование: карточки с названиями станций и карточки с заданиями.

Организация: класс делится на  3 группы по 4-5 человек. Группы (команды) – экипажи автобусов, участвующих в экскурсии. Учитель – экскурсовод, ему помогают ассистенты -  ученики старших классов (жюри). Столы в кабинете сгруппированы по количеству станций, которые должны посетить экипажи и решить предложенные задания.

 Названия станций: «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация» - написаны на флажках, прикрепленных к столам. Учащиеся совместно решают задания, предложенные той или иной станцией, заполняют карточку ответов. Группа, решившая задание, отдает свой ответ в жюри и переходит к следующей освободившейся станции.

  Каждая команда получает общую оценку. Оценки  зависят от набранных баллов, которые подсчитывает жюри. Побеждает та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в очень древний город – город русского языка. Возьмите все ваши знания о языке с собой, так как они вам очень пригодятся в нашем путешествии.  Желаю  вам удачи  и ярких впечатлений от экскурсии!

Ход мероприятия:

Задания к станции  № 1 – «Фонетика»

I.1).Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, лед, пара? (гол, куль, дол, арап).

 2). Какими звуками различаются слова: дал и даль, лук и люк, флаги и фляги? ([л ] –         [л’]).

3). Нарисуйте предмет, который мог бы иметь такую фонетическую подпись:

[j'ош]

II.1). В каком слове количество звуков и букв совпадает: опережая, движение, копья, утешая? (копья).

 2). В каком слове все согласные звуки звонкие: неутомимо, воображение, бесплодный, вовлечь? (воображение).

3). Нарисуйте предмет, который мог бы иметь такую фонетическую подпись:

[гвос'т']

III. 1). В каком слове все согласные звуки мягкие: слива, жерди, крапива, сильнее? (сильнее)

 2).Подберите слова, соответствующее данным схемам: сгсгсг, сгс, сгсг, где                         с – согласный,    г – гласный.

 3). Нарисуйте предмет, который мог бы иметь такую фонетическую подпись: [j'олка]

Задания к станции №2 – «Словообразование»

I.  1).Составить слова: а)  называющие человека по профессии; б) называющие человека по месту жительства; в) обозначающие черты характера;

корень : - гитар-, -пиан-, -астрахан-, -волж-, -храбр-, -добр-.

суффикс: -ист-, -тель-, -щик-, -а-,-и-,ец-, -ич-, -анин-, -ость-, -от-, -их-

окончание: -а, -ий, -ть.

2). Определите способ образования слов:

- выход, прескверный, переход, прибежать, сверхмощный.

II. 1).Составить слова: а)  называющие человека по профессии; б) называющие человека по месту жительства; в) обозначающие черты характера;

корень :-бетон-, -вар-, -япон-, -новгород-, -верн-, -скромн-.

суффикс: -ист-, -тель-, -щик-, -а-,-и-,ец-, -ич-, -анин-, -ость-, -от-, -их-

окончание: -а, -ий, -ть

2). Определите способ образования слов:

- покупатель, переплетчица, красненький, белизна, болотный.

III.1).Составить слова: а)  называющие человека по профессии; б) называющие человека по месту жительства; в) обозначающие черты характера;

корень :-пис-, -свар-,- англич-, -москв-, -смел-, -ловк-.

суффикс: -ист-, -тель-, -щик-, -а-,-и-,ец-, -ич-, -анин-, -ость-, -от-, -их-

окончание: -а, -ий, -ть.

2). Определите способ образования слов:

- ледокол, универмаг, новостройка, сталевар, железнодорожный.

Задания к станции № 3 – «Лексика»

  1. 1).Какие языковые средства использованы в пословицах?

Старый друг лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

(в пословицах использованы антонимы)

2). Как называются слова, различные по значению, но сходные по звучанию и написанию?

(омонимы)

II.1).Какие особенности лексики русского  языка поэт использовал в следующих строчках?

Сима чистый, чище мыла.

Мылся сам, и мама мыла.

(Омонимия русских слов и их форм)

2). Как называются слова, противоположные по значению?

(антонимы)

  1. 1).Какие особенности лексики русского  языка поэт использовал в следующих строчках?

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке не нашла…

(омонимы)

2).Как называются слова, сходные по значению, но различные по звучанию и написанию?(синонимы)

Задания к станции № 4 – «Морфология»

  1. 1).Угадайте части речи:

– часть речи, самостоятельная, обозначает предмет, имеет род;

(имя существительное)

– часть речи, самостоятельная, не изменяется, обозначает признак действия или признак признака.

(наречие)

2). Какими частями речи могут быть слова – дали, жгут, стих?

(существительное, глагол)

II.1).Угадайте части речи:

– часть речи, самостоятельная, изменяется по родам, числам, падежам, обозначает признак предмета;

(имя прилагательное)

- часть речи, указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.

(местоимение)

2).К каким частям речи можно отнести слова –звонок, мелок?

(существительное, прилагательное)

III.1).Угадайте части речи:

– часть речи, самостоятельная, обозначает действие предмета;

(глагол)

– часть речи, самостоятельная, обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

(имя числительное)

2). К каким частям речи можно отнести слова – столовая, жаркое?(существительное, прилагательное)

Задания к станции №5 – «Синтаксис и пунктуация»

  1. 1).Закодируйте предложения, используя шифр:

№1- подлежащее

№2- сказуемое

№3- определение

№4-дополнение

№5-обстоятельство

1.Звонко, тонко журчит вода.(5521)

2.Белая туча постепенно заволакивала горизонт.(31524)

2).Найдите «четвертое лишнее»

– Подлежащее, глагол, дополнение, определение (глагол)

3).Расставьте знаки препинания в предложениях.

1.Осенние листья темнеют и деревья теряют свои яркие краски.

2.Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

II.1).Закодируйте предложения, используя шифр:

№1- подлежащее

№2- сказуемое

№3- определение

№4-дополнение

№5-обстоятельство

  1. Настала темная,  холодная ночь.(2331)
  2. Он медленно открывал старую книгу.(15234)

2).Найдите «четвертое лишнее»

– Существительное, наречие, сказуемое, предлог (сказуемое)

3).Расставьте знаки препинания в предложениях.

   1.Дед догадался что огонь приближается к нему.

   2. Я нажала на дверь и она открылась бесшумно.

III.1).Закодируйте предложения, используя шифр:

№1- подлежащее

№2- сказуемое

№3- определение

№4-дополнение

№5-обстоятельство

1.Он шел и думал о собаке. (1224)

2. Красивый цветок распустился утром в саду.(31255)

2).Найдите «четвертое лишнее»

– Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение (обстоятельство)

3).Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.

     1.Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

      2. Кот был умный и знал что сметана стоит в углу.

В конце экскурсии подводятся итоги и объявляется победитель – команда, давшая наибольшее количество правильных ответов, все участники поощряются оценками.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  2. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. – М., 2004.
  3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе.Конкурс художественного чтения "Нет русского слова чудесней!".

Данный конкурс нацелен на воспитание у учащихся любви и бережного отношения к русскому языку....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра для 5 класса по русскому языку "Мозговой штурм".

Интеллектуальная командная игра по русскому языку для учащихся 5 класса "Мозговой штурм" прививает интерес к предмету, развивает логику, мышление, учит работать в команде....

внеклассное мероприятие "Экология слова, или поговорим о культуре русской речи"

«Спасите русский язык!» - такой призыв всё чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Язык с улиц с нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Внеклассное мероприятие «Викторина» по теме: «Путешествие по стране Русского языка»

В ходе занятия-викторины по русскому языку закрепляются и систематизируются знания детей о частях речи, звуках, буквах, составе слова и т. д....