внеклассное мероприятие "Экология слова, или поговорим о культуре русской речи"
методическая разработка (9 класс) на тему

Матюхина Марина Николаевна

«Спасите русский язык!» - такой призыв всё чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Язык с улиц с нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоёв населения, проник в СМИ. Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на иностранную лексику – всё это ведёт к деградации языка. В данном внеклассном занятии одни дети играют определённые роли, дают информацию для обсуждения, другие – зрители, их задача – свободно высказываться по предложенной теме. Именно эта свобода высказываний и является одной из главных задач мероприятия. А сверхзадача – помочь детям услышать свою собственную речь, почувствовать красоту и силу русского слова. Информационным поводом может стать дата 21 февраля – Всемирный день родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx82.05 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Экология слова, или поговорим о культуре русской речи»

«Спасите русский язык!» - такой призыв всё чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Язык с улиц с нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоёв населения, проник в СМИ. Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на иностранную лексику – всё это ведёт к деградации языка. В данном внеклассном занятии одни дети играют определённые роли, дают информацию для обсуждения, другие – зрители, их задача – свободно высказываться по предложенной теме. Именно эта свобода высказываний и является одной из главных задач мероприятия. А сверхзадача – помочь детям услышать свою собственную речь, почувствовать красоту и силу русского слова. Информационным поводом может стать дата 21 февраля – Всемирный день родного языка.

 Цель: Формирование речевого поведения обучающихся

Задачи:

 -  расширить представления детей о современном состоянии русского языка;

 -  развивать критическое мышление;

 -  способствовать воспитанию любви к родному языку;

 -  воспитывать заботливое, сознательное и  бережное отношение к слову.

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

Работа с эпиграфом. Кратко о А.Н.Шишкове.

Адмирал и госсекретарь , министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.

 Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

 

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица –

Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие,скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

- Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

- Сообщение ученика о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный- значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).

Э.Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В.Ирзабекова

(ТВ канал «Радость моя», передача 23)

9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

 Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

 Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

 Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого .

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

Работа с эпиграфом. Кратко о А.Н.Шишкове.

Адмирал и госсекретарь , министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.

 Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

 

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица –

Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие,скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

- Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

- Сообщение ученика о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный- значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).

Э.Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В.Ирзабекова

(ТВ канал «Радость моя», передача 23)

9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

 Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

 Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

 Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого .

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

Работа с эпиграфом. Кратко о А.Н.Шишкове.

Адмирал и госсекретарь , министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.

 Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

 

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица –

Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие,скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

- Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

- Сообщение ученика о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный- значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).

Э.Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В.Ирзабекова

(ТВ канал «Радость моя», передача 23)

9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

 Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

 Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

 Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого .

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

Работа с эпиграфом. Кратко о А.Н.Шишкове.

Адмирал и госсекретарь , министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.

 Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

 

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица –

Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие,скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

- Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

- Сообщение ученика о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный- значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).

Э.Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В.Ирзабекова

(ТВ канал «Радость моя», передача 23)

9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

 Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

 Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

 Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого .

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».


Оборудование:
 cборник стихов Э.Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова “О скверном и святом” , цитаты из Послания апостола Иакова), видеозапись фрагмента передачи «Тайна русского слова», иллюстрации матери с младенцем, Боровиковский «Матерь с младенцем в окружении ангелов», запись темы и эпиграфа урока на доске.

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.


Оборудование:
 cборник стихов Э.Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова “О скверном и святом” , цитаты из Послания апостола Иакова), видеозапись фрагмента передачи «Тайна русского слова», иллюстрации матери с младенцем, Боровиковский «Матерь с младенцем в окружении ангелов», запись темы и эпиграфа урока на доске.

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое

 

Ход мероприятия

Эпиграф к уроку:

«Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

  1. Учитель рассказывает легенду о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

        Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Вед.1      Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

               осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

               всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

               всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

               думали ещё совсем недавно.  Широко развивается наука экология,

               обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

               шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

               емся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу

               почти смертельные раны!  

Вед.2    Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

              его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится  и с тем, как ус-

              троен язык,  из чего состоит и как функционирует. Если же человека

              этому не учить,  в его осмыслении, понимании  культуры вообще, и

             своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1    Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

             огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

         языком, как    сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в

         которой  мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2   Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

            высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык - море необъятных размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

            течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

            существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты. Надо непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

           

.

Ученик 1.    В.Солоухин  « Слово о словах».

             Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

             Подумай - не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души.

             Оно то жаворонком вьётся,

             То медью траурной поёт.

             Покуда слово сам не взвесишь,

             Не выпускай его в полёт.

             Им можно радости прибавить,

             И радость людям отравить.

             Им можно лёд зимой расплавить

             И камень лёд зимой расплавить,

             И камень в крошку раздолбить.

             Оно одарит и ограбит,

             Пусть ненароком, пусть шутя.

             Подумай, как бы им не ранить

             Того, кто слушает тебя.              

2. Звучит аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер” (жаргонная речь “новых русских”).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

Ученик 2 Анатолий Лысов «Дикарь»

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

 

3.  Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

 

обучающиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры ;
  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять;
  • Сквернословить нельзя, т.к это великий грех;
  •  Другие ответы

– Чьи аргументы показались вам более убедительными?

– Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

Ученик 3 Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”.

Эдуард Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

4. Каково отношение обучающихся школы к нецензурной лексике? (Выступление учащегося с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).

Лекция: “Из истории русского мата” [4]

Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать”.

Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?

Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.

Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.

Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.

В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.

В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – “то есть жидовское слово” – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.

Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).

Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – “Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам”, приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: “…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби”.

В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (Обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.)

Таким образом, слова “проклятие” и “заклинание” – слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.

Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле “родителей”.

В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.

Подведение итогов занятия

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов).

Заключение. Чтение учителем стихотворения  Натальи Щегловой.

“Слова”

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

– Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.

Домашнее задание

 Составить эссе «Поговорим о культуре русской речи”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура русской речи

элективный курс для 10 класса по русскому языку...

рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс

Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса "Культура русской речи"

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...

О культуре русской речи

Каждое случайно потерянное слово – это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. А истинная любовь к родному языку – это чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее и будущее русско...

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.

Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков  пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Поговорим о культуре речи"

Данная работа была представлена как итогово-значимый проект на курсах повышения квалификации...