Программа элективного курса "Культура русской речи"
рабочая программа (10 класс) на тему

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.

Программа рассчитана на 34 часа (из расчета 2 часа в неделю в течение одного полугодия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_russkoy_rechi_itogo.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Культура русской речи.

Программа элективного курса для учащихся 10 класса Пояснительная записка

Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. .

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает, готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения (см. схему «Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры»). В условиях профильной школы это особенно актуально.

Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов: 1) эмоциональная культура, или культура чувств; 2) культура мышления; 3) культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.

Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его речь - языковые способности и личностные свойства.

Приведенное определение включаег в себя широко распространенное представление о культуре речи как следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения.

Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представлений. Это значение термина «культура речи» оказывается близким значению термина «культура языка».

Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки зрения культуры речи (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуникативным качествам, выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика исследования и т. п. -все то, что составляет основу познания данной области науки. Поэтому употребление термина культура речи в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, обучении о культуре речи. Учение о культуре речи тесно связано с ораторским искусством, риторикой.

Социальная задача данного элективного курса - воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи - субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая - исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка.

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это в 10 классе поможет элективный курс «Культура русской речи», обязательный для посещения по выбору учащихся, входящий в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка.

Основные задачи курса:

-систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах:

  • дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего
    (полного) общего образования»
  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного
    языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по
    русскому языку»;
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по
    культуре речи на уроках по другим предметам;

-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.

Программа рассчитана на 34 часа (из расчета 2 часа в неделю в течение одного полугодия).

Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий - памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Язык и речь.

1

2

Культура человека и культура речи.

1

3

Логичность речи

1

4

Точность, ясность и простота речи

1

Богатство речи

7

5

Полисемия (многозначность слов)

6

Синонимия

7

Синонимическое богатство русского языка.

8

Антонимы. Роль антонимов в речи.

9

Омонимы. Роль омонимов в речи.

10

Выбор и употребление паронимов.

11

Зачетная работа

12

Чистота речи

1

13

Уместность речи

1

Правильность речи

12

14

Правильный выбор слова

15

Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имен существительных. Разные формы имен прилагательных

16

Как используются имена числительные

17

Секреты местоимений

18

Особенности употребления глаголов

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим

20

Как согласуются определения и приложения

21

Формы управления. Обособленные обороты

22

Правила употребления сложных предложений

23

Трудности произношения

24

Орфоэпические нормы

25

Проверочная работа

26

Образность речи

5

27

Какую речь называют образной

28

Эпитеты. Сравнения. Метафоры

29

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение

30

Гипербола. Литота. Аллегория

31

С оч пне ние-м иниатюра

32

Живость, эмоциональность, выразительность речи

1

33

Благозвучие речи

1

33-34

Итоговая конференция

2

Литература для учителя и учащихся

L Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М.1984

1 Головин. Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1980.

  1. Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. -М: Высшая
    школа, 1988.
  2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М: Международные отношения, 1993.
  3. Голуб, И. Б.. Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи, - М. 1997.
  4. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-
    2001.
  5. Ладыженская. Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М, 1986.
  6. Львов. В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М,
    1989.
  7. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.

10.        Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.; Высшая школа, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Элективный курс «Русская речь»

 Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в из единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую реч...

Элективный курс "Русская речь"

элективный курс по подготовке к ЕГЭ...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...