Культура русской речи
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Сафина Римма Ришатовна

элективный курс для 10 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt.kultura_r.r.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кулле Киминская  средняя общеобразовательная школа имени С.Хакима

Программа

элективного курса по русскому языку

«Культура русской речи».

9 класс.

                                                                        Составила:

               учитель

русского языка и литературы

                        Сафина Р.Р.  

   

                                                         

 

2011

Пояснительная записка.

Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.

В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологией у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.

Программа призвана дать некоторые теоретические сведения и широкий практический материал для работы.

Программа курса рассчитана на 20 часов.

Включает несколько тем: учение о нормах русского литературного языка, стилистику, риторику, понятие о дискутивно-полемической речи и о культуре общения.

1 раздел – « Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка» - призван прежде всего скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их.

(7 часов).

2 раздел – « Стилистика» - призван дать представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи. Система упражнений познакомит учащихся с речевыми произведениями в различных стилях и жанрах (3 часа).

3 раздел – « Риторика» - дать представление об основных этапах работы над публичным выступлением (3 часа).

4 раздел – « Дискутивно-полемическая речь» - посвящён рассмотрению проблем культуры спора.(3 часа).

5 раздел – « Культура речи и культура  общения» - призван скорректировать речевое поведение учащегося в обществе, воспитывать вежливого собеседника (4 часа)

Цель: формирование речевых навыков.

Задачи:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

 - учить грамотной, убедительной и выразительной речи;

- формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.

- воспитывать вежливого и тактичного собеседника.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать нормы литературного произношения, правила речевого этикета и поведения, уметь составлять связные тексты, владеть грамотной и чёткой дикцией, умело доказывать свои мысли

Учебно-тематический план.

1 занятие:

          Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина… Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качество хорошей речи. Орфоэпические нормы русского языка.

Практический материал: 

-упражнение по разграничению твёрдого и мягкого произношения согласных перед гласным Е: д(э)нди, пион(е)р… ;

- упражнения по развитию дикции и интонации.

2 занятие:

         Акцентологические нормы русского языка.

 Упражнения по развитию умения правильно ставить ударение в словах.

3 занятие:

         Морфологические нормы русского языка. Словообразовательные  нормы. Число существительных. Варианты падежных окончаний.

 Упражнения на образование различных форм слов.

4 занятие:

Определение рода имён существительных. Склонение  географических наименований (топонимов) и собственных имён. Употребление числительных. Формы местоимений Формы глагола.

5 занятие:

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении.

Занятия 6 – 7:

Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.

Занятие 8:

         Стили речи. Разговорный стиль. Художественный стиль. Тропы и фигуры

Занятие 9-10.

         Официально - деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль.

Упражнения по написанию заявлений, аннотаций, рефератов, рецензий ( домашние задания).

Занятие 11.

         Стилистическая норма. Стилистические ошибки.

Упражнения на исправление стилистических ошибок в текстах.

Занятие 12-13.

         Из истории развития риторики. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развёрнутое суждение.

Упражнения на составление текстов.

Занятие 14-15.

Культура речи и культура общения. Правила ведения речи.. Речевое поведение.

Занятие 16.

Этикет и речь. Речевой этикет  вежливость.

Упражнения « Давайте говорить друг другу комплименты!».

Занятие 17.

Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Невербальные средства общения.

Подведение итогов курса « Что нового мы узнали? Чему научились?»

Содержание курса.

1 занятие:

Национальный язык включает  в себя диалекты, жаргоны, просторечие. Литературный язык – высшая образцовая форма языка.

Нормативный аспект культуры речи важный, но не единственный. Поиском и отбором языковых средств занимается коммуникативный аспект. Этические нормы языкового поведения  русских.

Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.

Нормы русского литературного языка

Упражнение: определите характер нарушения норм русского литературного языка в следующих просторечных выражениях…

Орфоэпические нормы русского языка. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.

Интонация.

Упражнения на выработку правильной интонации.

2 занятие:

Акцентология. Место ударения в слове. Постановка ударений в формах кратких прилагательных, полных  и кратких страдательных причастий, глаголах.

Практические упражнения « Поставь ударение и проверь себя по словарю».

3 занятие:

Морфология. Морфологические нормы. Речевые ошибки. Выразительные возможности словообразования.

Число существительных (практические упражнения).

Варианты падежных окончаний (практические упражнения).

4 занятие:

Правила определения рода имён существительных, географических названий, аббревиатур, несклоняемых заимствованных существительных.

Упражнение: 

- определите род и лексическое значение слов.

- определите род аббревиатур и возможность их склонения.

Склонение географических названий и собственных имён.

Упражнение: составьте предложения, в которых приведённые ниже имена употреблялись бы в косвенных падежах.

Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола.

5 занятие:

Синтаксические нормы русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого. Синтаксические ошибки.

Упражнение: определите характер нарушения синтаксических норм в приведённых ниже упражнениях…

Синтаксические связи в словосочетании. Особенности управления некоторых предлогов, глаголов в сочетании с предлогом  ПО.

Синтаксические связи в предложении.

Упражнения: 

- согласуйте подлежащее со сказуемым…

- согласуйте местоимение с различными частями речи в формах вежливого        обращения  к одному лицу.

                исправьте предложения…

6 занятие:

Лексические нормы в русском языке. Лексикология. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Исконно русская, заимствованная лексика. Старославянизмы. Устаревшая лексика и неологизмы. Слова с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы. Речевые ошибки, связанные с употреблением слов и фразеологизмов.

Упражнение: 

- определите лексическое значение следующих слов…

- приведите краткое толкование следующих заимствованных слов…

7 занятие:

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

Практическое занятие: 

- распределите слова по группам…

- выделите слова…

- выберите из приведённых в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным – паронимом…

- определите точный источник крылатых выражений…

8занятие:

Стилистика. Стиль.

Упражнение: определите принадлежность текстов к определённому стилю речи…

Разговорный стиль.

Упражнения: определите, какие особенности разговорной речи отражены в следующем тексте…

Художественный стиль. Топы и фигуры.

Упражнения: найдите в текстах выразительные средства речи…

9 - 10 занятия:

Официально – деловой стиль. Основной тип текста – документ. Использование стилистически нейтральных и книжных элементов.

Заявление:  

1.Расположение частей заявления.

2. Использование клишированных форм в заявлении.

Доверенность. Автобиография.

Научный стиль. Аннотация. Реферат. Рецензия.

Публицистический стиль.

Домашнее задание: написать рецензию на рассказ А.П. Чехова « Тоска».

11занятие:

Стилистическая норма, Стилистическая ошибка.

Тавтология, Плеоназм.

Смешение в одном тексте разностильных языковых элементов.

Канцеляризмы. Речевые штампы.

Упражнения: найдите и исправьте…

12 занятие:

Из истории развития риторики. Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Роды красноречия.

Выбор темы выступления. Тема и цель выступления.

Упражнение: составьте краткий текст, основную мысль которого выражало бы одно из приведённых ниже крылатых латинских выражений. Начните текст следующей фразой: « Древние говорили, что…».

13 занятие:

Композиция текста. Вступление, основная часть, заключение. Способы расположения к себе слушателей: юмористическое замечание, цитата, иллюстрированный пример. Строение каждой части текста.

Классификация выступлений: развлекательное, информационное, агитационное.

Язык публичного выступления: правильность, логичность, точность, уместность, богатство, экономичность, выразительность. Следует избегать штампов…

Упражнение: потренируйтесь в использовании различных видов тропов и стилистических фигур, Составьте период, начинающийся словами: « Если бы люди прислушались к голосу разума…», «Если бы люди  с уважением относились друг к другу…», « Если бы родители лучше понимали своих детей…». Опишите современную политическую, экономическую, культурную ситуацию. Используя градацию, антитезы, метафору, иронию, гиперболы и т. д.

14-15 занятие:

Произнесение речи. Выражение

Практическое занятие: 

- подготовьте краткую показательную речь ( т. е. речь, приуроченную к какому – либо торжественному событию), соответствующую следующим ситуациям: « Юбилей школы», « Юбилей любимого учителя»…

- Наметьте круг проблем, которые вы можете затронуть, готовя выступления на перечисленные темы. Подготовьте агитационное выступление (продолжительностью 5 – 7 мин.) на одну из предложенных тем, определив предварительно его целеустановку (убеждающее, воодушевляющее, побуждающее).

16 занятие:

Дискутивно-полемическая речь. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты или прения.

Типы споров. Устные и письменные споры. Спор ради выяснения истины. Спор ради убеждения противника. Спор, целью которого является победа. Спор ради спора.

Ведение спора. Доказательства в споре. Тезис и антитезис. Доводы или аргументы: логические и психологические.

Опровержение точки зрения оппонента. Непозволительные уловки. Поведение во время спора.

17 занятие:

Итоговое занятие по всему курсу.

Тест по культуре речи.

Список литературы:

Л.Г. Смирнова « Культура русской речи». М. « Русское слово» 2004;

Н.И. Формановская « Речевой этикет и культура общения» М. « Высшая школа» 1989;

С.И. Львова « Язык в речевом общении» М. « Просвещение» 1992;

В.Е. Гольдин  « Речь и этикет» М. « Просвещение» 1983;

С.Н. Цейтлин « Речевые ошибки и их предупреждение» М. « Просвещение» 1982;

Д.Э Розенталь « А как лучше сказать?» М. « Просвещение» 1988;

Е.В. Язовицкий  « Говорите правильно» Л. « Просвещение» 1969;

Т. А. Ладыженская  « Развивайте дар слова» М. « Просвещение» 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс

Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса "Культура русской речи"

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...

О культуре русской речи

Каждое случайно потерянное слово – это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. А истинная любовь к родному языку – это чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее и будущее русско...

Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»

Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...

Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »

Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться   со значением и ролью слова в жизни человека. Задачи:·        определить смысл общения как деятел...

Тестовые материалы и задания к элективному курсу «Культура русской речи»

Материалы содержат тестовые задания по культуре речи и могут использоваться для подготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 10-11 классах...