Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »
классный час (9 класс) на тему

Антонова Наталья Александровна

Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться   со значением и ролью слова в жизни человека.

 

Задачи:

·        определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;

·        объяснить необходимость бережного обращения со словом;

·         дать рекомендации правильного употребления слов;

·         формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №12»

Классный час

 «О культуре русской речи и здоровье души »

       

                                                                                                                                                                 

                                                             Антонова Н.А.

классный руководитель 9 класса

г.Вяземский

                                                              2015 г.

Конспект воспитательного занятия группы «Лучики»

Автор

Антонова Наталья Александровна

Должность

Классный руководитель 9 класса

Место работы

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

г.Вяземский, Хабаровского края

Название работы

Классный час  «О культуре русской речи и здоровье души»

 

Тема классного часа: «О культуре русской речи и здоровье души».

 

Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться   со значением и ролью слова в жизни человека.

Задачи:

  • определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;
  • объяснить необходимость бережного обращения со словом;
  •  дать рекомендации правильного употребления слов;
  •  формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Тип занятия: классный час

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность  детей

Вступительная часть Орг.момент

-В начале классного часа мы проведем тренинг «Пожелание добра»  

(-Я желаю тебе добра!

-Ты желаешь мне добра!

-Мы желаем друг другу добра!) 

-В конце классного часа вам необходимо сделать самооценку своей работе, прошу быть внимательными и активными.       

Дети стоят.

Проводится  тренинг «Пожелание добра»:

-Я желаю тебе добра.

-Ты желаешь мне сегодня добра.

-Мы желаем сегодня друг другу добра.

Ученики садятся, слушают воспитателя и настраиваются на работу.

Основная часть

-Ребята, прочитайте тему классного  часа.

-Как вы думаете, о чем поведаем сегодня?

Вывод: Сегодня я поведаю вам о связи языка и духовности, о культуре русской речи и здоровье нашей души.

Учитель  читает стих-е

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном океане слов

Купаться ежечасно!

Учитель:

Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой.

Человек получил дар от Бога – возможность творить посредством своего слова. Это бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.

-Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?

-Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

учитель читает притчу

- Сделайте вывод, какую силу имеет наше слово?

-Словом можно осчастливить, а можно и повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Послушайте его.

-Каким же должно быть наше слово?

-Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

- Удивительно, но язык каждого народа, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?

-Какое же высокое достоинство передано всем нам!

Просмотр видеоклипа

Словарная работа

-Ребята, давайте прочитаем слова и попробуем объяснить их значение:

На доске слова:

Безобразие

Бродяга

Бедолага

Вывод: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не всели равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть?  Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.

 - Посмотрите сценку и скажите, чем же обогатился наш язык за последние десятилетия? И обогатился ли?

Учащиеся показывают сценку

-Чем обогатился наш язык, и обогатился ли?

-Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!

-Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми.

-Послушайте стихотворение ( о маме)

Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны, напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.

Музыка

Самостоятельная работа

учитель:   Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая.

- У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять.

-Как вы считаете, какие слова засоряют нашу речь?

Историческая минутка

Результаты анкетирования

-Почему вы ругаетесь, применяя в своей речи бранные слова?

Вывод: Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).  

-Послушайте стихотворение Асадова «О скверном и святом»

Учитель: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты очень и очень важно.

-А какие советы можно дать нам с вами?

Презентация . Слайд

1. Слово - особый дар.

2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

4. Думай, с какой целью произносишь слово.

5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».

6. Молчи, особенно в неприятностях

Читают тему

Дети высказывают свое мнение.

Дети высказывают свое мнение и слушают притчу.

Ответы детей

Ученики читают стихотворение «Слова»

Ответы детей

Ответы детей по домашнему заданию:

Ученик: 

На азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.

На славянорусском языке понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!

Безобразие-потеря образа Бога

Дети показывают сценку 

Ученик читает стих-е

Дети делают записи на листочке

Ответы детей

Выступает подготовленный ученик

Ответы детей

Заключительная часть

-А теперь, подведем итог нашего классного часа.

-Какая была тема классного часа?

-О чем говорили?

Ученики дарят гостям, присутствующим цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».

Рефлексия

-Оцените ваше настроение. Как вы работали и поняли материал?

Дети работают по таблице

Притча:

«Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки".  На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".

      Ученик читает стихотворение «СЛОВА»      (Житников Денис, Парамонов Слава) 

  Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

  Словом, можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести,

  Словом можно продать, и предать, и купить,

 Словом можно в разящий свинец перелить.

 Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

 Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Сценка:

Ученики:

-  Привет,  чувак! Bay! Твоя тачка?

- Моя!

- Классный тюнинг у твоей тачки!

- А то! Фарэва!

- Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?

- Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...

- О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?

-Прикольно! Замётано!

Ученик читает стих-е о маме

Пусть для кого-то он не самый

Хороший на материке,

Но маму мы назвали мамой

На нашем русском языке.

И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной

Тебя коверкает безбожно,

Как будто вовсе не родной.

И нет конца моей тревоге,

И этот груз не сбросить с плеч-

Я думаю, какой в итоге

 Дойдет к потомкам наша речь?

Выступление подготовленного ученика

Мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно- наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это, .

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то хочется

Хлестнуть врага слонами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки причём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее - от самого святого!

Не уж то вправду за любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уж не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы за годом

 Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Воспитательный час

Я на воспитательном часе

Итог

Интересно

Я работал

Я принял участие в занятии

Скучно

Отдыхал

 Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не принял участие в занятии

        

Какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (прощение, благодарность, любовь)?

Что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь ей справиться с заботой или проблемой, которая её сейчас мучает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура русской речи

элективный курс для 10 класса по русскому языку...

рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс

Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса "Культура русской речи"

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...

О культуре русской речи

Каждое случайно потерянное слово – это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. А истинная любовь к родному языку – это чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее и будущее русско...

Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»

Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...

Тестовые материалы и задания к элективному курсу «Культура русской речи»

Материалы содержат тестовые задания по культуре речи и могут использоваться для подготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 10-11 классах...