Главные вкладки

    Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »
    классный час (9 класс) на тему

    Антонова Наталья Александровна

    Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться   со значением и ролью слова в жизни человека.

     

    Задачи:

    ·        определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;

    ·        объяснить необходимость бережного обращения со словом;

    ·         дать рекомендации правильного употребления слов;

    ·         формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl.chas_.docx28.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

     ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №12»

    Классный час

     «О культуре русской речи и здоровье души »

           

                                                                                                                                                                     

                                                                 Антонова Н.А.

    классный руководитель 9 класса

    г.Вяземский

                                                                  2015 г.

    Конспект воспитательного занятия группы «Лучики»

    Автор

    Антонова Наталья Александровна

    Должность

    Классный руководитель 9 класса

    Место работы

    Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

    г.Вяземский, Хабаровского края

    Название работы

    Классный час  «О культуре русской речи и здоровье души»

     

    Тема классного часа: «О культуре русской речи и здоровье души».

     

    Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться   со значением и ролью слова в жизни человека.

    Задачи:

    • определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию;
    • объяснить необходимость бережного обращения со словом;
    •  дать рекомендации правильного употребления слов;
    •  формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

    Тип занятия: классный час

    Ход занятия:

    Этапы занятия

    Деятельность воспитателя

    Деятельность  детей

    Вступительная часть Орг.момент

    -В начале классного часа мы проведем тренинг «Пожелание добра»  

    (-Я желаю тебе добра!

    -Ты желаешь мне добра!

    -Мы желаем друг другу добра!) 

    -В конце классного часа вам необходимо сделать самооценку своей работе, прошу быть внимательными и активными.       

    Дети стоят.

    Проводится  тренинг «Пожелание добра»:

    -Я желаю тебе добра.

    -Ты желаешь мне сегодня добра.

    -Мы желаем сегодня друг другу добра.

    Ученики садятся, слушают воспитателя и настраиваются на работу.

    Основная часть

    -Ребята, прочитайте тему классного  часа.

    -Как вы думаете, о чем поведаем сегодня?

    Вывод: Сегодня я поведаю вам о связи языка и духовности, о культуре русской речи и здоровье нашей души.

    Учитель  читает стих-е

    Слова, слова, слова…

    Язык – и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно –

    В огромном океане слов

    Купаться ежечасно!

    Учитель:

    Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой.

    Человек получил дар от Бога – возможность творить посредством своего слова. Это бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.

    -Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?

    -Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

    учитель читает притчу

    - Сделайте вывод, какую силу имеет наше слово?

    -Словом можно осчастливить, а можно и повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Послушайте его.

    -Каким же должно быть наше слово?

    -Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

    - Удивительно, но язык каждого народа, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?

    -Какое же высокое достоинство передано всем нам!

    Просмотр видеоклипа

    Словарная работа

    -Ребята, давайте прочитаем слова и попробуем объяснить их значение:

    На доске слова:

    Безобразие

    Бродяга

    Бедолага

    Вывод: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не всели равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть?  Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.

     - Посмотрите сценку и скажите, чем же обогатился наш язык за последние десятилетия? И обогатился ли?

    Учащиеся показывают сценку

    -Чем обогатился наш язык, и обогатился ли?

    -Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!

    -Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми.

    -Послушайте стихотворение ( о маме)

    Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны, напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.

    Музыка

    Самостоятельная работа

    учитель:   Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая.

    - У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять.

    -Как вы считаете, какие слова засоряют нашу речь?

    Историческая минутка

    Результаты анкетирования

    -Почему вы ругаетесь, применяя в своей речи бранные слова?

    Вывод: Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).  

    -Послушайте стихотворение Асадова «О скверном и святом»

    Учитель: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты очень и очень важно.

    -А какие советы можно дать нам с вами?

    Презентация . Слайд

    1. Слово - особый дар.

    2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

    3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

    4. Думай, с какой целью произносишь слово.

    5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».

    6. Молчи, особенно в неприятностях

    Читают тему

    Дети высказывают свое мнение.

    Дети высказывают свое мнение и слушают притчу.

    Ответы детей

    Ученики читают стихотворение «Слова»

    Ответы детей

    Ответы детей по домашнему заданию:

    Ученик: 

    На азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.

    На славянорусском языке понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!

    Безобразие-потеря образа Бога

    Дети показывают сценку 

    Ученик читает стих-е

    Дети делают записи на листочке

    Ответы детей

    Выступает подготовленный ученик

    Ответы детей

    Заключительная часть

    -А теперь, подведем итог нашего классного часа.

    -Какая была тема классного часа?

    -О чем говорили?

    Ученики дарят гостям, присутствующим цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».

    Рефлексия

    -Оцените ваше настроение. Как вы работали и поняли материал?

    Дети работают по таблице

    Притча:

    «Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки".  На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".

          Ученик читает стихотворение «СЛОВА»      (Житников Денис, Парамонов Слава) 

      Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

     С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

      Словом, можно убить, словом можно спасти,

     Словом можно полки за собой повести,

      Словом можно продать, и предать, и купить,

     Словом можно в разящий свинец перелить.

     Но слова всем словам в языке у нас есть:

    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

    Повторять их не смею на каждом шагу, -

     Как знамена в чехле, их в душе берегу.

    Сценка:

    Ученики:

    -  Привет,  чувак! Bay! Твоя тачка?

    - Моя!

    - Классный тюнинг у твоей тачки!

    - А то! Фарэва!

    - Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?

    - Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...

    - О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?

    -Прикольно! Замётано!

    Ученик читает стих-е о маме

    Пусть для кого-то он не самый

    Хороший на материке,

    Но маму мы назвали мамой

    На нашем русском языке.

    И потому-то столь тревожно

    Душе, когда земляк иной

    Тебя коверкает безбожно,

    Как будто вовсе не родной.

    И нет конца моей тревоге,

    И этот груз не сбросить с плеч-

    Я думаю, какой в итоге

     Дойдет к потомкам наша речь?

    Выступление подготовленного ученика

    Мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно- наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

    Что в сердце нашем самое святое?

    Навряд ли надо думать и гадать.

    Есть в мире слово самое простое

    И самое возвышенное - Мать!

    Так почему ж большое слово это, .

    Пусть не сегодня, а давным-давно,

    Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

    В кощунственную брань обращено?

    Тот пращур был и тёмный, и дурной

    И вряд ли даже ведал, что творил,

    Когда однажды взял и пригвоздил

    Родное слово к брани площадной.

    И ведь пошло же, не осело пылью,

    А поднялось как тёмная река.

    Нашлись другие. Взяли, подхватили

    И понесли сквозь годы и века...

    Пусть иногда кому-то хочется

    Хлестнуть врага слонами, как бичом,

    И резкость на язык не только просится,

    А в гневе и частенько произносится,

    Но только мать тут всё-таки причём?

    Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

    И всё же трудно попросту понять,

    Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

    Сквернейшее - от самого святого!

    Не уж то вправду за любовь,

    За то, что родила нас и растила,

    Мать лучшего уж не заслужила,

    Чем этот шлейф из непристойных слов?!

    Ну как позволить, чтобы за годом

     Так оскорблялось пламя их сердец?!

    И сквернословам всяческого рода

    Пора сказать сурово наконец:

    Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

    Но не теряйте звания людей:

    Не трогайте, не смейте, не грязните

    Ни имени, ни чести матерей!

    Воспитательный час

    Я на воспитательном часе

    Итог

    Интересно

    Я работал

    Я принял участие в занятии

    Скучно

    Отдыхал

     Узнал больше, чем знал

    Безразлично

    Помогал другим

    Не принял участие в занятии

            

    Какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (прощение, благодарность, любовь)?

    Что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь ей справиться с заботой или проблемой, которая её сейчас мучает?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Культура русской речи

    элективный курс для 10 класса по русскому языку...

    рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

    материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

    Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс

    Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....

    Программа элективного курса "Культура русской речи"

    Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...

    О культуре русской речи

    Каждое случайно потерянное слово – это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. А истинная любовь к родному языку – это чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее и будущее русско...

    Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»

    Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...

    Тестовые материалы и задания к элективному курсу «Культура русской речи»

    Материалы содержат тестовые задания по культуре речи и могут использоваться для подготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 10-11 классах...