Тестовые материалы и задания к элективному курсу «Культура русской речи»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Материалы содержат тестовые задания по культуре речи и могут использоваться для подготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 10-11 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Сочи

Гимназия № 8

Тестовые материалы и задания

к элективному курсу

«Культура русской речи»

Разработала

Симонова М.А.,

учитель  русского языка и

литературы

2011 – 2012  учебный  год

Акцентологические нормы

Вариант 1

    1. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) христианин

2) поняла

3) красивее

4) откупорить

    2. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение

2) плесневеть

3) принудить

4) подобрала

    3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя

2) черпать

3) отняла

4) щавель

    4. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение

2) начата

3) медикаменты

4) зимовщик

    5. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начала

2) экскурс

3) звонишь

4) коклюш

    6. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать

2) цепочка

3) кремень

4) похороны

    7. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком

2) банты

3) хлопковый

4) надолго

    8. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) диспансер

2) крапива

3) прожита

4) псевдоним

    9. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) щебень

2) мизерный

3) лососевый

4) средства

    10. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1) допивший

2) диалог

3) ломота

4) ремень

    11. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1) тембр

2) морфема

3) шинель

4) крем

    12. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) тезисы

2) бутерброд

3) терраса

4) термос


Вариант 2

    1. В каком слове ударение падает на последний  слог?

1) ракушка

2) свекла

3) кашлянуть

4) фарфор

    2. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение

2) обеспечение

3) ходатайство

4) газопровод

    3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) щепа

2) облегчить

3) аргумент

4) обзвонит

    4. В каком слове ударение падает на четвертый  слог?

1) осведомить

2) демократия

3) аристократия

4) заиндеветь

    5. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) задала

2) таможня

3) пахота

4) ломоть

    6. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) арбуз

2) взяла

3) алкоголь

4) верба

    7. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) забрала

2) звонят

3) загнутый

4) псевдоним

    8. В каком слове ударение падает на первый  слог?

1) квартал

2) отрочество

3) кедровый

4) цыган

    9. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) некролог

2) форзац

3) злоба

4) дремота

    10. В каком слове ударение поставлено правильно?

1) красивее

2) начали

3) родилась

4) занять

    11. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1) музей

2) тесты

3) академик

4) Одесса

    12. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) ателье                                                              3) коттедж

2) кофе                                                                 4) свитер

Лексические нормы

Вариант 1

1. Исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

2. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

3. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.

4. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.

5. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

6. Несомненно, Молчалин сохранится в доме Фамусова.

7. Чацкий замечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных».

8. При цитировании стихов в сочинении допускаются некоторые неточности.

9. Результаты  контрольных работ были отличные.

2. Укажите слова, употребленные в прямом значении.

1) копать землю

2) золотое кольцо

3) золотые руки

4) железный характер

3. Укажите слова, употребленные в переносном значении.

1) сладкие речи

2) медовый пряник

3) ледяная глыба

4) ледяной взгляд

4. Укажите лишнее в ряду синонимов.

1) деспот

2) тиран

3) самодержец

4) узурпатор

5. Какие пары слов не являются антонимами?

1) атака, оборона

2) отдавать, отбирать

3) хилый, чахлый

4) высокий, низкий

6. Укажите слова, имеющие омонимы.

1) ворот

2) печать

3) теплый

4) точка

7. Укажите,  чем являются данные пары слов.

1) синонимами

2) антонимами

3) омонимами

4) паронимами

Рассвет, расцвет

8. Укажите, в каких случаях нужно употребить слово эффективный вместо слова эффектный.

1) Данный способ производства является достаточно эффектным.

2) Костюмы выступающих были очень эффектны.

3) Она была эффектной женщиной.

4) Результаты внедрения новой технологии обещали быть эффектными.

Вариант 2

1. Исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление.

2. С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

3. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

4. Скоропостижный отъезд Хлестакова и приезд настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение.

5. Чтение классической литературы обогащает кругозор людей.

6. Из-за рассеянности во время чемпионата  шахматист не раз терял очки.

7. Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте.

8. Чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.

9. Лица зрителей взрывались улыбками.

2. Укажите слова, употребленные в прямом значении.

1) грязная рубашка

2) грязное дело

3) железная воля

4) глинистая почва

3. Укажите слова, употребленные в переносном значении.

1) тупой угол

2) взрывной характер

3) медвежья походка

4) громкий хлопок

4. Укажите лишнее в ряду синонимов.

1) радоваться

2) торжествовать

3) побеждать

4) ликовать

5. Какие пары слов не являются антонимами?

1) наступать, отступать

2) гордиться, стыдиться

3) прекрасный, уродливый

4) чванливый, кичливый

6. Укажите слова, имеющие омонимы.

1) свежий

2) крыло

3) пар

4) живой

7. Укажите,  чем являются данные пары слов.

1) синонимами

2) антонимами

3) омонимами

4) паронимами

Дрожать, трепетать

8. Укажите, в каких случаях нужно употребить слово не зависящий вместо слова независимый.

1) Расследование было проведено независимыми журналистами.

2) Его всегда отличал независимый характер.

3) На карте мира появляется все больше независимых государств.

4) Мы не успели на прием по независимым от нас обстоятельствам.

Вариант 3

1. Исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Подавляющее число учащихся разобрались в этой теме.

2. Большое внимание оказано благоустройству города.

3. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.

4. Наши старания уже приносят положительные плоды.

5. Шефы вручили школе библиотеку и настольные игры.

6. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.

7. Продается пожилой дом.

8. К сегодняшнему часу сведений нет.

2. Укажите слова, которые являются заимствованными.

1) алфавит

2) республика

3) лодка

4) голова

3. Укажите слова, которые являются исконно русскими.

1) дезинформация

2) интеграл

3) корова

4) звезда

4. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению:

изъян,  недостаток,  недочет

1) дефект

2) деформация

3) констатация

4) трансплантация

5. Укажите предложения, в которых присутствует тавтология.

1) Первыми посетителями клуба стали известные деятели искусства.

2) Написание диссертации – очень трудоемкий труд.

3) Враги приближались все ближе к деревне.

4) Все участники совещания были настроены на деловой настрой.

6. Укажите предложения, в которых присутствует плеоназм.

1) Своим видом он внушал страх и боязнь.

2)  Участники переговоров выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

3) Первый дебют юной певицы был весьма удачен.

4) Мальчик боялся упасть вниз.

7. Укажите, в каких случаях нужно употребить слово проступок вместо слова поступок.

1) Данный поступок вполне понятен.

2) Совершенный поступок подлежит осуждению.

3) Спасение ребенка из горящего дома – мужественный поступок.

4) Ее слова и поступки всегда были непонятны для меня.


Вариант 4

1. Исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни.

2. Выпас собак запрещается.

3. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

4. В  следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию.

5. Князь Игорь убег из плена.

6. Простакова всячески стращает Софью.

7. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

8.  Новый фильм обречен на большой успех.

2. Укажите слова, которые являются заимствованными.

1) золото

2) синтаксис

3) деньги

4) молоко

3. Укажите слова, которые являются исконно русскими.

1) голова

2) этюд

3) горох

4) веретено

4. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению:

промежуток, расстояние

1) эволюция

2) интервал

3) панорама

4) харизма

5. Укажите предложения, в которых присутствует тавтология.

1) Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.

2) Диссертант изложил совету основные положения своей диссертации.

3) Молодежь – авангард нации.

4) Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми.

6. Укажите предложения, в которых присутствует плеоназм.

1) Первый лидер партии выступил с приветственной речью.

2) Докладчик изложил главную суть своего исследования.

3) Это свойство присуще всем писателям.

4) Жизнь ее была повседневно будничная и скучная.

7. Укажите, в каких случаях нужно употребить слово освоить вместо слова усвоить.

1) Он хорошо усвоил данную тему.

2) Усвоить новую специальность не составило для него труда.

3) Все быстро усвоили новую информацию.

4) Необходимо усвоить целинные земли.

Фразеология

Вариант 1

1. Замените выделенные слова фразеологизмами.

1. Мы встали  очень рано  и отправились в путь.

2. Близнецы очень похожи друг на друга.

3. Работали мы на прополке свеклы нехотя.

4. Позавтракали наспех.

5. Я прочитал книгу от начала до конца.

2. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. После приезда Ольги жизнь стала бить другим ключом.

2. Отец послал Вадика туда, куда и Макар не гонял.

3. Он без минуты повар, осталось сдать экзамены.

4. Наш герой живет как сыр в масле в этом доме.

5. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение «запомнить крепко-накрепко»?

1) держать себя в руках

2) одним духом

3) стоять горой

4) зарубить на носу

4. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.

1) После триумфального выступления все пели дифирамбы исполнителям.

2) Над ним словно висел дамоклов меч.

3) Это была пиррова победа.

4) Посаженные весной растения быстро пустили корни.

5. Какие из данных слов являются синонимами фразеологизма «попасть впросак»?

1) запутаться

2) затеряться

3) исчезнуть

4) победить

6. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?

1) во весь голос; во всю Ивановскую; со всех ног

2) словно ветром сдуло; во все лопатки; одна нога здесь, другая там

3) водить за нос; вешать лапшу на уши; втирать очки

4) встать на ноги; нащупать почву под ногами; человек с головой

7. Какие из данных слов являются антонимами  фразеологизма «как пить дать»?

1) точно

2) возможно

3) наверное

4) вероятно

8. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?

1) очки втирать – вывести на чистую воду

2) в рот воды набрать – плакаться в жилетку

3) через пень колоду – спустя рукава

4) жить на широкую ногу – сводить концы с концами


Вариант 2

1. Замените выделенные слова фразеологизмами.

1. Мы мчались быстро.

2. Что вы бездельничаете?

3. Почему вы работаете плохо?

4. Евгений совсем приуныл.

5. Ручаюсь, что он выполнит свое обещание.

2. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Это дело гроша выеденного не стоит.

2. Он был не из робкой десятки.

3. Одет он был из рук вон хуже.

4. Эти изменения играют мало места для нашей экономики.

5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась,  как мыльный пузырь.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение «затеять хлопотное дело»?

1) заварить кашу

2) гнуть спину

3) принимать участие

4) во всю Ивановскую

4. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.

1) Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить  в набат.

2) Он оказался бойцом не из робкого десятка.

3) На ногах высоконький, худой, в чем душа держится.

4) Судя по всему, Ольга  пришлась не ко двору.

5. Какие из данных слов являются синонимами фразеологизма «как с гуся вода»?

1) все равно

2) нипочем

3) безрезультатно

4) аккуратно

6. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?

1) попасть в переплет; остаться с носом; подвести под монастырь

2) выйти из себя; не робкого десятка; бить в набат

3) ни два ни полтора; ни Кузя ни Вася; ни то ни се

4) на краю света; за тридевять земель; куда Макар телят не гонял

7. Какие из данных слов являются антонимами  фразеологизма «разделать под орех»?

1) похвалить

2) разругать

3) раскритиковать

4) восхищаться

8. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?

1) кот наплакал – куры не клюют

2) хоть отбавляй – через край

3) хоть шаром покати – яблоку негде упасть

4) как пить дать – в порядке вещей

Имя существительное

Вариант 1

1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными.

1. маленьк..  цеце

2. увлекательн..  шоу

3. остроумн..  конферансье

4. стар..  рантье

5. сочн..  манго

2. Исправьте ошибки в употреблении существительных.

1. Замечена большая способность этих хлебов  лучше  переносить недостатки влаги.

2. Трава, говоря языком экономиста, - основа развития животноводств  в  республике.

3. В русском языке различаются глаголы совершенного и несовершенного видов.

4. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело посадку леса на большой площади.

5. Для нанесения прямых линий употребляют стальные линейки разных длин и толщин.

3. Укажите примеры, в которых есть ошибка в образовании падежной формы имени собственного.

За последнее время я прочитал книги...

1) Майн Рида

2) Владимира Войнович

3) Михаила Зощенки

4) Даниила Хармса

4. Отметьте существительные женского рода.

1) манго

2) авеню

3) вуаль

4) рояль

5) атташе

6) фейхоа

5. В каких примерах допущена ошибка, связанная с определением рода существительного?

1) У нашего соседа жила говорящая какаду.

2) Вечерами они любили прогуливаться по широкой авеню.

3) Сегодня я катался на красивой пони.

4) Мы остановились в самом дорогом отеле.

6. В каких примерах допущена ошибка, связанная с определением рода существительного?

1) В середине зала стоял черный рояль.

2) Девушка навела в комнате порядок и повесила на окно красивую тюль.

3) Я долго работал веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

4) Мне порекомендовали мыть голову шампунью «Абрикос».

7. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь  окончание   -у.

1) производство сахар..

2) попить чайк..

3) ложка сахар..

4) подсыпь сахарк..

5) история народ..

6) много народ..


Вариант 2

1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными.

1. забавн..  гризли

2. заброшенн..  ранчо

3. справедлив..  рефери

4. установленн..  эмбарго

5. прекрасн..   пери

2. Исправьте ошибки в употреблении существительных.

1. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств.

2. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни.

3. Далеко  не  все  разработки  коллективов  института  отвечают  задачам  сегодняшних и завтрашних дней.

4. Ученый выступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматизациях рыб.

5. Питомники нашего управления выращивают деревья и кустарник ста пород.

3. Укажите примеры, в которых есть ошибка в образовании падежной формы имени собственного.

В рамках саммита В.В.Путин планирует встретиться с ...

1) Джордж Бушем

2) Жаком Шираком

3) Виктором Ющенкой

4) Кондализой Райз

4. Отметьте существительные мужского  рода.

1) салями

2) тюль

3) мозоль

4) шинель

5) табло

6) пони

5. В каких примерах допущена ошибка, связанная с определением рода существительного?

1) Нам прислали книгу бандеролем.

2) Все оценки заносятся в сводный табель.

3) Правая туфля мне жмет.

4) Лицо дамы скрывал черный вуаль.

6. В каких примерах допущена ошибка, связанная с определением рода существительного?

1) В кондитерской витал аромат душистой ванили.

2) Недавно  в нашем цирке выступало веселое кенгуру.

3) Интервью продлилась около трех часов.

4) Новое кафе предлагает разнообразное меню.

7. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь  только окончание   .

1) производство сахар..

2) попить чайк..

3) ложка сахар..

4) подсыпь сахарк..

5) история народ..

6) много народ..

Вариант 3

1. Записать существительные в именительном падеже множественного числа.

Автор, адрес, агитатор, век, директор, инженер, выбор, катер, номер, конструктор, паспорт, повар, торт, якорь, шофер.

2. Записать существительные в родительном падеже множественного числа.

Болгары, грузины, казахи, якуты, сапоги, чулки, килограммы, помидоры, лимоны, войско, полотенце, свадьба, очки, брюки, деньги, сани.

3. В каком ряду приведены существительные без ошибок в образовании формы именительного падежа множественного числа?

1) библиотекари, договоры, директора, отпуска

2) шофера, волосы, паспорты, приговоры

3) лектора, поезда, тома, тренера

4) бухгалтеры, докторы, инженеры, цыганы

4. В каком ряду приведены существительные без ошибок в образовании формы именительного падежа множественного числа?

1) пропуска, редактора, хомуты, поезды

2) вексели, токаря, ободы, томы

3) авторы, инспектора, соуса, татаре

4) брелоки, профессора, торты, шоферы

5. В каких  рядах приведены существительные с ошибкой  в образовании формы родительного падежа множественного числа?

1) простыней, грамм, рельс, валенков

2) чулок, гектаров, баклажанов, блюдец

3) солдатов, грузин, щупальцев, килограммов

4) дупел, доньев, низовий, судей

6. В каких  рядах приведены существительные с ошибкой  в образовании формы родительного падежа множественного числа?

1) будней, туфель, полотенец, побережий

2) зимовий, устий, дерев, подмастерий

3) щупалец, заморозков, сапог, свечей

4) апельсин, чуваш, погонов, ладошей

Вариант 4

1. Записать существительные в именительном падеже множественного числа.

Берег, город, аптекарь, доктор, инспектор, договор, лидер, остров, офицер, редактор, профессор, сорт, стажер, оратор, снайпер.

2. Записать существительные в родительном падеже множественного числа.

Цыгане, турки, киргизы, носки, ботинки, граммы, апельсины, баклажаны, томаты, яблоки, блюдце, вафля, туфля, обои, макароны, потемки.

3. В каком ряду приведены существительные без ошибок в образовании формы именительного падежа множественного числа?

1) бункера, блюдца, авиаконструктора, глиссера

2) округи, кучеры, неводы, флюгера

3) столяры, якоря, трюфели, табели

4) порта, ректора, фронта, центнеры

4. В каком ряду приведены существительные без ошибок в образовании формы именительного падежа множественного числа?

1) месяца, рапорта, проповеди, флагмана

2) хобота, черепа, скатерти, штабели

3) выхлопы, жалы, поясы, улья

4) соболи, факелы, торги, стога

5. В каких  рядах приведены существительные с ошибкой  в образовании формы родительного падежа множественного числа?

1) лимонов, платьев, будней, копий

2) надгробий, ожерелий, штолен, училищ

3) печеньев, тысячей, ясель, лохмотий

4) кушаний, раздумьев, хорват, хазаров

6. В каких  рядах приведены существительные без ошибки  в образовании формы родительного падежа множественного числа?

1) яслей, баклажанов, кухонь, мишеней

2) мандаринов, вафель, рельсов, хранилищ

3) мечт, плечей, туфлей, милостынь

4) хранилищей, ладошей, куч, косуль

Имя прилагательное. Местоимение

Вариант 1

1. Укажите, в каких примерах форма сравнительной или превосходной степени сравнения имени прилагательного образована правильно.

1) наиболее сильнейший

2) более умный

3) строже

4) самый наилучший

2. Укажите, в каких примерах форма сравнительной или превосходной степени сравнения имени прилагательного образована правильно.

1) менее привлекательный

2) самый красивый

3) ловчее

4) красившее

3. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной или превосходной  степени сравнения имени прилагательного.

1) Ученик решил наиболее труднейшую задачу.

2) На этом празднике она выглядела взрослее всех своих одноклассниц.

3) Байкал глубже Ладожского озера.

4) Розы – самые красивейшие из всех цветов в нашем саду.

4. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной или превосходной  степени сравнения имени прилагательного.

1) Татьяна была более образованнее Ольги.

2) Речь оратора произвела на слушателей самое сильнейшее впечатление.

3) Дело принимает самый неожиданный поворот.

4) Мы до сих пор вспоминаем его как одного из самых талантливых преподавателей.

5. Укажите предложения, в которых выделенное местоимение создает двусмысленность.

1) Перед калиткой росла береза, за ней стояла скамейка.

2) Катерина не могла ужиться с Кабанихой, она не принимала ее жизненной позиции.

3) Директор должен подготовить отчет, который с него потребовала вышестоящая организация.

4) Каждый человек должен понимать, что только от него зависит его будущее.

6. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.

1) Думал ли писатель, что после выхода своей книги миллионы читателей будут знать его имя?

2) Заметив большую группу туристов, мы прибавили шагу и пришли на станцию раньше них.

3) Чацкий презирает фамусовский круг, он губит и душит его, и он уезжает.

4) Я попросил однокурсника принести его учебник.

7. Укажите варианты, в которых местоимения 3 лица употреблены правильно.

1) у ней

2) рядом с ним

3) спросить у нее

4) внутри ее

5) по поводу ее

Имя прилагательное. Местоимение

Вариант 2

1. Укажите, в каких примерах форма сравнительной или превосходной степени сравнения  имени прилагательного образована правильно.

1) самый наикратчайший

2) более ниже

3) тоньше

4) жиже

2. Укажите, в каких примерах форма сравнительной или превосходной степени сравнения имени прилагательного образована неправильно.

1) более безбеднее

2) послабже

3) реще

4) избалованнее

3. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной или превосходной  степени сравнения имени прилагательного.

1) Туристы выбрали самый короткий маршрут.

2) Мой чай сладче твоего.

3) Студенты пятого курса были более активнее, чем первокурсники.

4) На наших глазах разворачивались величайшие события.

4. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной или превосходной  степени сравнения имени прилагательного.

1) Мы вышли из этой ситуации с наименьшими потерями.

2) Он был самый тяжелейший больной в нашей палате.

3) В нашей группе он был деловее и решительнее всех.

4) В свете луны лицо ее казалось бледнее обычного.

5. Укажите предложения, в которых выделенное местоимение создает двусмысленность.

1) У графини в спальне лежит пять семейных альбомов своих родственников.

2) Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой.

3) На горе лежит огромный камень, а перед ним растет сосна.

4) Отец велел принести сыну свой дневник.

6. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.

1) Все свои стихи она посвящала мужу.

2) Современный педагог должен многое знать и уметь, чтобы его ученики уважали и любили его и его предмет.

3) Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордника.

4) Брат плохо слушался сестры и делал все наперекор ней.

7. Укажите варианты, в которых местоимения 3 лица употреблены правильно.

1) среди них

2) после его

3) выше него

4) мимо нее

5) в отношении нее

Глагол. Глагольные формы

Вариант 1

1. Отметьте формы глагола, соответствующие литературной норме.

1) бежат

2) ехай

3) щиплет

5) бегут

6) щипет

7) брезгует

4) брезговает

8) поезжай

2. Отметьте формы глагола, соответствующие литературной норме.

1) мурлычет

2) мяучит

3) кудахтает

5) мяукает

6) кудахчет

7) ляг

4) ляж                                                                           8) мурлыкает

3. Какие из перечисленных глаголов не образуют форму 1 лица единственного числа?

1) победить

2) затмить

3) будить

4) бродить

4. Выберите форму глагола, соответствующую литературной норме.

1) Праздничные знамена ( а- колыхаются, б- колышутся ) на ветру.

2) Она ждала, что Илья остановится и ( а- помашет, б- помахает ) ей платком.

3) Мама ( а- полоскает, б- полощет ) белье в ванной.

4) Он надеялся, что ( а- выздоровеет, б- выздоровит ) к началу занятий в школе.

5. Выберите форму глагола, соответствующую литературной норме.

1) Его неудержимо ( а- влечет, б- влекет ) к этой странной девушке.

2) Вода из трубы ( а- течет, б- текет ) уже третий день.

3) В детстве он любил ( а- лазить, б- лазать ) по деревьям.

4) Бабушка ( а- испечет, б- испекет ) пирог с вареньем.

6. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении глагола.

1) Если вы хотите стать хорошим собеседником, работайте над своей речью.

2) У ее подъезда он мокнул под дождем больше часа.

3) Если я съезжу на дачу, то к вечеру совершенно обессилею.

4) Скоро моя мечта сбудется и я очутюсь  в Париже.

7. Исправьте ошибки в употреблении глагольных форм.

1) Дерево развешало густые ветки.

2) У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме нароста на загривке.

3) Работы начаты на несколько месяцев раньше, чем намечается проектом.

4) Через год он закончил факультет и возвращается на должность начальника штаба.

5) Молодой солдат не успел зачислиться в списки.

6) Для участников анкетирования, не захотевших бы на анкете писать свое имя, можно предложить шифры.

7) Заметя волнение собеседника, я успокоил его.

8) Ставший в 1852 году французским императором Наполеон III решил восстановить утраченное влияние католицизма в Палестине, ограничивая тем самым роль России в ближневосточных делах.

Вариант 2

1. Отметьте формы глагола, соответствующие литературной норме.

1) махает

2) пахает

3) полощет

5) машет

6) полоскает

7) пашет

4) вылезь

8) вылези

2. Отметьте формы глагола, соответствующие литературной норме.

1) дремает

2) жжет

3) мерит

5) хотит

6) меряет

7) жгет

4) дремлет                                                                    8) хочет

3. Какие из перечисленных глаголов не образуют форму 1 лица единственного числа?

1) свистеть

2) убедить

3) ездить

4) очутиться

 

4. Выберите форму глагола, соответствующую литературной норме.

1) Она такая сентиментальная, что слезы ( а- брызгают, б- брызжут ) из ее глаз по любому поводу.

2) Ими ( а- двигает, б- движет ) любовь к искусству.

3) На кухне ( а- капает, б- каплет ) кран, и этот звук сводит меня с ума.

4) В лесу ( а- рыщут, б- рыскают ) голодные волки.

5. Выберите форму глагола, соответствующую литературной норме.

1) Такие люди, как он, ( а- двигают, б- движут ) науку и искусство вперед.

2) Эта рыба ( а- метает, б- мечет ) икру всегда в одном месте.

3) Когда разрезаешь арбуз,  ( а- брызжет, б- брызгает ) сок.

4) У тракториста со лба ( а- капает, б- каплет ) пот.

6. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении глагола.

1) Наша собака лается на всех прохожих.

2) В трамвае я всегда езжу в прицепном вагоне.

3) Приветствуя учителя, дети махают руками.

4) Она была довольна тем, что избежала неприятной встречи.

7. Исправьте ошибки в употреблении глагольных форм.

1) Моль угнездяется моментально.

2) Когда я в следующий раз очутюсь в этих местах, я сумею хорошо ориентироваться.

3) Героиня романа полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома.

4) Небо охватывается заревом.

5) Дивизия получила задание переправляться на правый берег Волги.

6) В Доме культуры откроется выставка, отобразящая становление нашего города.

7) Присмотрясь внимательно, вы все увидите.

8) Определив эти величины и измеряя силу тяжести, мы получим необходимый результат.

Нормы управления

Вариант 1

1. Укажите  предложения, в которых допущены ошибки в управлении.

1) Об этом учитель познакомит нас на следующем уроке.

2) Мы выжили только благодаря помощи спасателей.

3) Все знали, что Олег виноват, но он утверждал об обратном.

4) С этим вопросом нам посоветовали обратиться к заведующему кафедрой.

2. Укажите  предложения, в которых допущены ошибки в управлении.

1) Все понимают необходимость серьезных изменений.

2) Занятия проводятся согласно расписания.

3) Отзыв о книге появится  в газетах через два дня.

4) Люди поражались его мужеством.

3. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным словам.

1) Ходатайствовать

2) Тосковать

3) Порицать

4) Удивлен

5) Удостоить

а) Чем?

б) Чего?

в) За что?

г) О ком? О чем?

д) По кому? По чему?

4. Выберите правильную форму глагольного или именного управления.

1)    А. Отзыв о диссертации

2)    А. Памятник Пушкину

Б. Отзыв на диссертацию

Б. Памятник Пушкина

3)    А. Удостоен наградой

4)    А. Прийти из армии

5)    А. Оплачивать за проезд

6)    А. Разведка на нефть

7)    А. Вершить судьбами

Б. Удостоен награды

Б. Прийти с армии

Б. Оплачивать проезд

Б. Разведка нефти

Б. Вершить судьбы

5. Вставьте подходящий предлог.

1) Выздороветь ... (забота родственников)

2) Простудиться ... (резкое похолодание)

3) Лишиться доверия ... (нерешительность)

4) Отдыхать ... (Крым)

5) Плавать ... (море)

6) Провести месяц ... (море)

6. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1) Редакция получила много откликов по его произведению.

2) Статья написана по той же теме.

3) Началась подготовка по проведению выборов.

4) Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина.

5) Он ни за что не перенесет этот удар.

6) Перфект ни в коем случае не может изменить это решение.

7) Преступник не раскаялся за содеянное.

8) Ваше предложение ни на чем не обосновано.

Вариант 2

1. Укажите  предложения, в которых допущены ошибки в управлении.

1) Его не покидали мысли о судьбе брата.

2) На собрании стоял вопрос о борьбе с пропусками занятий.

3) Юные футболисты были разочарованы в результате матча.

4) Он поделился с нами впечатлениями от поездки.

2. Укажите  предложения, в которых допущены ошибки в управлении.

1) На школьном конкурсе чтецов участвовал весь наш класс.

2) Необходимо проявлять большую заботу о подрастающем поколении.

3) Мне пришлось долго убеждать его в том, что поездка будет интересной.

4) Мои слова убедили его об обратном.

3. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным словам.

1) Доказательство

2) Виноват

3) Аннотация

4) Отзыв

5) Характеристика

а) О чем?

б) Кого?

в) Чего? Чему?

г) К чему?

д) В чем? Чем?

4. Выберите правильную форму глагольного или именного управления.

1)   А. Тосковать по другу

2)   А. Подчеркнуть о необходимости

Б. Тосковать о друге

Б. Подчеркнуть необходимость

3)   А. Уверенность в победу

4)   А. Предел терпения

5)   А. Не купить спички

6)   А. По окончании работ

7)   А. Пришел со школы

Б. Уверенность в победе

Б. Предел терпению

Б. Не купить спичек

Б. По окончанию работ

Б. Пришел из школы

5. Вставьте подходящий предлог.

1) Успеваемость снизилась ... (пропуски учащихся)

2) Отлично сдать экзамен ... (хорошая память)

3) Лишиться дополнительных доходов ... (падение цен на нефть)

4) Отдыхать ... (Кавказ)

5) Тосковать ... (семья)

6) Перестроить войска ... (предстоящее наступление)

6. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1) Потребности Голландии по ржи удовлетворяются импортом.

2) Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение.

3) Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

4) Представитель строительной организации заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.

5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке подтвердились.

6) Татьяна Ивановна никогда не выполняет свои обещания.

7) Больной не потерял надежду на выздоровление.

8) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

Синтаксические нормы

Вариант 1

1. Укажите  предложения, в которых нарушен порядок слов.

1) Он не заставил себя долго упрашивать.

2) Солнечный луч коснулся верхней границы листвы.

3) Думай хорошо, и мысли в добрые созреют поступки.

4) Студенты прослушали курс лекций по морфологии профессора Ивановой.

5) Надо обработать рану, пойти в медпункт.

6) Она тихо вышла из комнаты и закрыла за собой дверь.

 2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

1) Большинство студентов успешно сдало сессию.

2) Светлана, Вы нежная и удивительная.

3) Прокурор и его помощник вошли в зал.

4) Около ста предпринимателей пришли на совещание.

5) Никто из работниц фабрики не смогла выполнить план.

6) Над столом кружили туча мух.

3. Выберите вариант в соответствии с нормами согласования.

1) До защиты диплома (а – осталось, б – остались) полгода.

2) Поколение наших дедов негативно (а – воспринимают, б – воспринимает) реформы.

3) Суп был очень вкусный, я съел (а – целые, б – целых) три тарелки.

4) На занятиях (а – присутствовало, б – присутствовали) только семь студентов.

5) Администрация города многое (а – сделала, б – сделали) для организации праздника.

6) Она со своей маленькой дочерью (а – жили, б – жила) на краю деревни.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Четыре  восьмиэтажные дома уже заселены.

2) Мы живем на даче последних пять лет.

3) Созданы новые программы для начальной и средней школ.

4) Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке.

5) Текучесть кадров порождает невнимательное  отношение администрации.

6) Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

7) За оградой стояли несколько саней.

8) Целый ряд обстоятельств помешали осуществлению проекта.

9) В стихотворении употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения  их выразительности и эмоциональности.

10) Первых два месяца экспедиция работала в трудных метеорологических условиях.

Вариант 2

1. Укажите  предложения, в которых нарушен порядок слов.

1) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

2) Она руку в воду опустила, и рыбка уплыла.

3) Люди перестают мыслить, когда читать перестают.

4) Лес поднимался перед ними сплошной темно-зеленой стеной.

5) Путешественники дошли до леса за десять минут.

6) Оглушенный и ослепленный медведь от окна отскочил и помчался в лес, ревя.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

1) Большинство читателей нашей библиотеки сдали книги в срок.

2) Часть яиц разбилось.

3) Несколько наших лыжниц сошло с дистанции.

4) Сергей с Петром вернется из армии этой весной.

5) Кто из девушек победила в конкурсе?

6) У кассы стояло несколько человек.

3. Выберите вариант в соответствии с нормами согласования.

1) В этом году цирком (а – дано, б – даны) более ста представлений в разных городах. 2) На обратной дороге мне встретились две (а – местные, б – местных) девушки.

3) Два ученика нашего класса (а – приняли, б – приняло) участие в олимпиаде.

4) Те, кто (а – встал, б – встали) на путь зла, обречены на поражение.

5) Часть самых важных вопросов так и не (а – была рассмотрена, б – были рассмотрены).

6) За год (а – построено и сдано, б – построены и сданы) в эксплуатацию шесть многоквартирных домов.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

2) Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков.

3) В русском языке различаются глаголы совершенного и несовершенного видов.

4) Поезд остановился на станции Трикотажной.

5) Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы.

6) Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.

7) Несколько лодок валялись на берегу.

8) Большая часть членов экспедиции бывали в трудных путешествиях.

9) На северо-востоке Азии, считают, мамонты держались дольше и исчезли семь-восемь тысяч лет назад.

10) Два огненные столба прорезали темноту ночи.

Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами

Вариант 1

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  Окончив с отличием политехнический институт,

 1) слезы радости навернулись у него на глазах.

 2) мне предстояла успешная карьера.

   3) мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро.

   4) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  Работая с химическими реактивами в лаборатории,

 1) старайтесь быть предельно осторожными.

 2) мне были понятны многие законы химии.

 3) отношения иногда не складываются.

 4) надписи на колбах сделаны четким почерком.

 3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
   1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

   2) это способствовало распространению и развитию науки.

   3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

   4) нужны дополнительные финансовые средства.

 4.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
     Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

   1) учитывается авторская позиция.

   2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

   3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

   4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

5.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
     Читая о страданиях Бруно и Галилея,

   1) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

   2) мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воинствующего  невежества.

   3) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

   4) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.          

  Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

 1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.

 2) даётся описание рельефа Приморья  и горной системы  Сихотэ- Алиня.

   3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

   4) уже стемнело.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Читая книги зоолога А. Брема,

  1. это не исследования, а жизнеописания животных.
  2. становится очень интересно.
  3. основные мысли выражены в ней правильно.
  4. радостно удивляешься причудливости мира.

8.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины,

 1) думаешь о необычном исключении, которое сделала природа для человечества.

 2) природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.

 3) вас ничто не должно отвлекать.

 4) за окном библиотеки быстро стемнело.

9.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Бросая камни в воду,

  1. во все стороны летели брызги.
  2. расходятся широкие круги.
  3. Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.
  4. у меня было прекрасное настроение.

10.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
      Переходя улицу,

     1) можно только на зеленый свет.

  2) часто нарушаются правила.

  3) меня оштрафовал милиционер.

  4) не нарушайте правила движения.

11.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
      Прожив долгую и счастливую жизнь,

  1. физика Роберта Вуда мучило неодолимое любопытство.
  2. у него была замечательная жена.
  3. наступило состояние покоя.
  4. ученый всегда занимался только тем, к чему лежала его душа.

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

     Ощущая неприязненное отношение одноклассников,

    1) моё настроение упало.

    2) уроки казались бесконечными.

    3) вряд ли можно рассчитывать на их помощь.

    4) поход мне кажется неудачным.

13. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.    

     Покинув ребенком отцовское имение,

    1) в нем не было внешней суетной одержимости.

    2) скудные средства родителей не позволили учиться в университете.

     3) Жуковский решает непременно стать инженером.

     4) его охватило радостное чувство.

14.  Укажите предложения, в которых отсутствуют ошибки в употреблении причастного оборота.

     1) Жителям пострадавшего района от наводнения была оказана экстренная помощь.

     2) Вопросы, касающиеся политики, не рассматривались.

     3) Он был спортсменом, одержавшим победу над соперниками разного уровня.

     4) На столе лежали журналы, читавшиеся сестрой.

15.  Укажите предложения, в которых отсутствуют ошибки в употреблении причастного оборота.

     1) Редактором подписан приказ, устанавливающий обязательное посещение занятий.

     2) Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

     3) Тема, затронутая автором статьи, актуальна и в наши дни.

     4) Приведенные данные в докладе свидетельствуют о повышении уровня успеваемости.

16.  Укажите предложения, в которых допущены  ошибки в употреблении деепричастного оборота.

     1) Доехав до места, оно показалось мне знакомым.

     2) Просматривая литературу, я обнаружила много новых и интересных фактов.

     3) Не окончив университет, мне пришлось устроиться на работу.

     4) Закончив рукопись, я передал ее редактору.

     5) Тщательно прицелившись, медведь был убит.

17.  Укажите предложения, в которых допущены  ошибки в употреблении деепричастного оборота.

     1) Она говорила осторожно, опасаясь сказать что-то лишнее.

     2) Прощаясь с друзьями, нам предложили еще раз посетить их город.

     3) Я получала бы повышенную стипендию, сдав бы сессию на пятерки.

     4) Приехав домой, я почувствовал себя лучше.

Вариант 2

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.    

    Поверив в Октябрьскую революцию,

    1) второй инсульт настиг его в новогоднюю ночь 1921 года.

    2) формировалась личность большого ученого.

    3) исследования Н. Жуковского по механике поразили ученых.

    4) он отдался ей безоглядно.

2.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Изучая законы движения планет,

  1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.

  2) уже совсем стемнело.

   3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями    гения.

  4) прочитайте исследования Николая Коперника.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

  1. возникает желание уберечь её от любых бед.
  2. космонавту  не было равных.
  3. космонавта охватило радостное возбуждение.
  4. космонавт зачарованно замер.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.  

     Помогая бедным и обездоленным,

  1. нами были выбраны лучшие продукты и вещи.
  2. моё сердце сжимается от боли за них.
  3. старайтесь быть деликатными.
  4. проверяется сострадание и милосердие.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Пригласив девушку в кинотеатр,

  1. её красота давно меня привлекала.
  2. моя галантность не знала границ.
  3. билет купите заранее.
  4. помощь друзей мне не понадобилась.

6.         Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Посмотрев по телевизору выпуск новостей,

  1. мне понравился диктор.
  2. он оказался неинтересным.
  3. в нем говорили о предстоящих реформах образования.
  4. иногда думаешь, что это криминальные сводки.

7.        Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Нарушая правила пожарной безопасности,

  1.  утюг сильно накалился.
  2.  пожарный шланг был удален.
  3.  возникает угроза для жизни окружающих.
  4.  будьте готовы к большим неприятностям.

8.        Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Посадив огромный вишневый сад,

  1.  укрепляются мышцы рук, ног и спины.
  2.  удовлетворение переполняло его душу.
  3.  решили первый урожай отдать в детский дом.
  4.  первые заморозки погубили саженцы.

9.        Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
     Выиграв чемпионат мира по футболу,

  1.  стадион долго ликовал.
  2.  мяч влетел в ворота противника.
  3.  команда вновь начала упорно тренироваться.
  4.  изменяется настроение болельщиков.

10.         Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
      Покупая подарок маме,

  1. мой кошелёк быстро опустел.
  2. меня охватила нежная любовь к ней.
  3. постарайтесь устроить ей настоящий праздник.
  4. изменились наши планы.

11.         Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
      Возвращаясь домой из Сибири,

  1) декабристам не позволили жить в Москве и Петербурге

     2) дорога декабристов была бесконечной.

     3) имена декабристов запрещено было упоминать.

     4) многие декабристы надеялись увидеть Россию обновленной.

  12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

        Нагрубив незнакомому человеку,

     1) он почувствовал себя совсем нехорошо.        

    2) его хамство не знало предела.

     3) чувствовалось какое-то недовольство.

     4) моя совесть страдала.

13.         Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
      Обороняя осажденный Ленинград,

 1) блокада тысячами уносила людские жизни.

 2) голод и холод царили в нем.

 3) днём и ночью велись артобстрелы.

 4) наши солдаты показывали чудеса храбрости.

14.  Укажите предложения, в которых отсутствуют ошибки в употреблении причастного оборота.

     1) Посеребренная звездным светом туманная даль прояснилась.

     2) Если человек умеющий ориентироваться по звездам, то он не заблудится.

     3) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

     4) В доме, стоящем на холме, уже давно никто не живет.

15.  Укажите предложения, в которых отсутствуют ошибки в употреблении причастного оборота.

     1) Разве можно забыть эти выразительные, запоминающие глаза?

     2) Каждый отдыхающий, желающий поехать на экскурсию, должен подойти к выходу.

     3) Опоздавший ученик на урок зашел в класс и сел на свое место.

     4) Написанную им книгу издадут большим тиражом.

16.  Укажите предложения, в которых допущены  ошибки в употреблении деепричастного оборота.

     1) Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.

     2) Книги Булгакова я могу читать, открывая их на любой странице.                    

     3) Доехав до перекрестка, автомобиль был остановлен постовым милиционером.

     4) Прочитав телеграмму, она заплакала и выбежала из комнаты.

     5) Поднимая цены на топливо, это прямо отражается на стоимости продуктов питания.

17.  Укажите предложения, в которых допущены  ошибки в употреблении деепричастного оборота.

     1) Она быстро шагала по улице, не глядя на проходящих мимо людей.

     2) Отдыхая на море, мы каждый раз прогуливались по берегу и собирали ракушки.

     3) Отправляя денежный перевод, обратный адрес тоже должен быть указан.

     4) Здание было очищено от людей, опасаясь, что обвалится потолок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

Программа элективного курса "Культура русской речи"

Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»

Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...

Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи" для учащихся 10-11 классов...

Элективный курс "Культура русской речи", 9 класс.

Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории речевой культуры, актуализирует внимание на  формировании мыслительной и общей культуры личности....

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...