Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"
рабочая программа (11 класс) на тему

Балобанова Людмила Семеновна

Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи" для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura_russkoy_rechi_10-11.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «КУЛЬТУРА  РУССКОЙ  РЕЧИ» для учащихся 10 – 11 классов

Пояснительная записка

Элективный курс «Культура русской речи» предназначен для 10 – 11 классов средней школы и ориентирован на подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс средней школы, на самореализацию личности в дальнейшей профессиональной деятельности. Программа составлена на основе «Программ общеобразовательных учреждений «Литература, Русский язык» 10 – 11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю» И.О.Шайтанова («Литература»), А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкого («Русский язык») / М., Просвещение, 2013.

Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности. А с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативной речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.

Цель курса – развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.

Задачи курса:

- ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;

- способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;

- формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;

- помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;

- воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;

- способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка.

Принципы, обеспечивающие преподавание курса:

  1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой.
  2. Системность: курс делится на блоки «Нормативность речи» и «Целесообразность речи».
  3. Культуросообразность: курс начинается с разъяснения значения культуры речи в жизни человека, в самореализации личности. Курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. Учителю необходимо воспитывать у учеников отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящего за рамки нормативной речи, аргументировать суждения о недопустимости ненормативной лексики в речи нашего современника.
  4. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников

- диалогичность в работе над материалом;

- возможность речевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;

- чередование индивидуальной и групповой работы;

- творческий характер заданий, например, отредактировать текст, исправить ошибки.

При завершении курса учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:

        1.Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами речи (точность, логичность, уместность), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.

        2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка.

        3.Уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге.

        4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики.

Учащиеся, освоившие курс, приобретут умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «КУЛЬТУРА  РУССКОЙ  РЕЧИ»

в 10 классе на 2017-2018 учебный год

урока

Тема занятия

Дата проведения

Планируемые результаты обучения

Подготовка к ГИА (темы по кодификатору)

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Понятие о культуре речи

      Язык и речь. Языковая и речевая личность.      Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Планирование. Извлечение необходимой информации из различных источников.

Целеполагание, умение структурировать знания, владение монологической и диалогической речью.

Обогащение словарного запаса.

Речь. Культура и правильность речи.

2

Характеристика нормативных компонентов языка.

Культура речи как область лингвистики и неотъемлемый атрибут личности.

Целеполагание, умение структурировать знания, владение монологической и диалогической речью.

Этические, стилистические ошибки

3

Норма и ошибка в речи.

Культура речи и современное состояние русской речи.

Владение монологической и диалогической речью

Контроль культуры своей речи.

Обработка текста. Нормативность письменной речи.

4

Орфоэпические нормы русского языка.

Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы.

Орфоэпические нормы. Фонетика.

5

Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм. Аллитерация. Ассонанс.

Орфоэпические нормы. Постановка ударения в слове.

6

Техника речи. Речевой аппарат. Темп речи, тембр, интонационно-выразительные возможности. Дикция.

7

Русская акцентология. Подвижность ударения в русском языке.

Ударение, его фонетические компоненты (ударение динамическое, музыкальное, количественное). Разноместность и подвижность ударения. Логическое ударение.

Тенденции, намечающие акцентологические изменения.

Орфоэпические нормы. Постановка ударения в слове. Соблюдение норм.

8

Практикум: Логическое ударение. Чтение стихотворения.

Сформированность навыков правильного, выразительного чтения стихотворения. Постановка логического ударения.

9

Лексика русского языка. Лексические нормы.

Лексика русского языка. Лексические нормы. Приметы заимствований из разных языков. Судьба заимствованных слов.

Планирование. Извлекать необходимую

информацию из различных источников

Лексические нормы.

10

Лексика ограниченного употребления. Лексика разговорная и просторечная.

Исторические модификации лексики: устаревшие слова и неологизмы. Окказионализмы.

Целесообразность использования лексики ограниченной сферы употребления в сочинении

11

Практикум. Паронимия как проблема культуры речи.

Многозначность слова. Синонимия, омонимия, паронимия. Синонимы контекстные, стилистические, нейтральные.

Паронимические пары.

12

Грамматическая правильность русской речи

Основные категории грамматики. Специфика употребления аббревиатур, образования форм степеней сравнения имен прилагательных.

Образование форм слова. Синтаксические нормы.

13.

Практикум. Грамматическая правильность русской речи.

Глагол и глагольные формы. Координированность деепричастия с подлежащим и сказуемым.

Образование форм слова. Синтаксические нормы.

14

Стилистические нормы. Стили в русском языке. Невербальное общение. Формулы речевого этикета.

Средства художественной выразительности. Тропы, стилистические фигуры.

Понятие о невербальном общении.

15

Готовимся к ЕГЭ. Практикум. Речевые нормы и ошибки в сочинении на ЕГЭ.

Редактирование текста сочинения. Речевые, стилистические  и этические ошибки.

16

Готовимся к ЕГЭ. Нормы литературного языка. Работа с контрольно-измерительными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс

В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи"

Рабочих программ по предметам в сети очень много, а вот элективных курсов нет, потому выкладываю то,что имею....

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...